Методический доклад
преподавателя академического вокала
ГУ ЛНР «Луганское учреждение
дополнительного образования –
музыкальная школа № 2»
Перевязко Лилианы Сергеевны
На тему:
«Уроки академического вокала в ДМШ (младший школьный возраст). Требования к вокалисту»
Луганск 2024
Обучение пению – это сложный, трудоемкий образовательный процесс, требующий профессионального подхода. Главные цели в процессе обучения академическому вокалу в ДМШ – обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний и навыков в области вокального исполнительства, выявление одаренных учеников и подготовка их к дальнейшему образованию в учебных заведениях музыкального профиля, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие.
Уроки академического вокала - не просто пение, но и глубокое понимание основ музыки и голосовых навыков. В учебном процессе идет формирование правильного певческого звука и постановка вокального дыхания, приобретаются навыки безопасного использования голоса, интерпретации и исполнения музыкальных произведений. Особое внимание уделяется выбору репертуара. Каждый опус выбирается в соответствии со способностями и характеристиками голоса ученика, разрабатывается программа индивидуальных занятий. Теоретическая часть включает в себя изучение основ музыкальной грамоты (нот, ритма, музыкальных терминов). Проводится подготовка к концертной деятельности, участию в вокальных конкурсах. Этому способствуют методически грамотно спланированные и проведенные занятия, включающие в себя артикуляционную и дыхательную гимнастики, вокальные упражнения, направленные на осознанность выполнения заданий и т.д. Не смотря на то, что пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса является достаточно сложным и требует наличия определенной системы.
На уроках академического вокала формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, фантазия, воля, обостряется восприятие, активизируется память и мышление, происходит творческое самовыражение, снимаются психологические зажимы, улучшаются коммуникативные навыки, формируется музыкальный слух и музыкальная память, закладываются основы эстетической культуры.
Цель реферата: теоретическое обоснование особенностей вокального развития учащихся младших классов ДМШ; выявление важнейших педагогических условий формирования певческих навыков у детей младшего школьного возраста на уроках академического вокала в детской музыкальной школе.
Задачи:
- дать характеристику детского голоса и рассмотреть особенности формирования вокальных навыков у детей младшего школьного возраста.
- изучить систему методов вокального обучения.
- рассмотреть систему вокальных упражнений как важнейший инструмент формирования и развития вокальных навыков у учащихся младших классов детских музыкальных школ.
-выявить комплекс педагогических условий, способствующих развитию вокальных навыков на уроках академического вокала.
Объект исследования: процесс обучения пению учащихся младших классов детских музыкальных школ.
Предмет исследования: педагогические условия формирования вокальных навыков на уроке академического вокала у учащихся младших классов детских музыкальных школ.
План.
I. Введение.
II.Основная часть
1. Теоретические основы формирования вокальных навыков у младших школьников на уроке академического вокала ДМШ.
2. Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младших классов на уроке академического вокала.
3. Методы вокального обучения. Принципы обучения.
4. Требования к вокалистам.
III.Заключение.
IV.Список литературы.
1. Теоретические основы формирования вокальных навыков у младших школьников на уроке академического вокала ДМШ.
Вокал, как мастерство, является результатом продолжительной и кропотливой работы. Чтобы донести до слушателя всю глубину эмоциональных переживаний, решить важнейшие художественные задачи, исполнитель должен уверенно владеть вокальными навыками, подходить к процессу осознанно.
Обучение пению – система основных специфических знаний и навыков;
опыт творческой деятельности учащихся; опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющийся вместе со знаниями и умениями условием формирования у детей системы ценностей (Сикур П. И.). Все компоненты системы обучения пению находятся в тесной взаимосвязи, но ее основой являются вокальные навыки.
Навык – упроченное действие, доведенное в результате целенаправленных, многократных упражнений до совершенства. С. Л. Рубинштейн в своей работе «Основы общей психологии» дает следующее определение: «Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения».
Три основных этапа формирования навыка:
-
аналитический – овладение элементами действия;
-
синтетический – образование целостной структуры действия;
-
автоматизация – закрепление и совершенствование целостной структуры.
Музыкально-исполнительский навык – это система сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, позволяя этим реализовать музыкальные знания и умения в целенаправленной музыкальной деятельности (А. Л. Готсдинер). В. И. Петрушин отмечает, что о сформированности навыка говорят тогда, когда память действия переходит на мышцы. Этот переход разгружает сознание, и музыкант, выучив технически трудный пассаж, может заботиться о его более тонкой нюансировке.
Вокальный навык – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта. В основе вокальных навыков лежит создание и упрочение условно рефлекторных связей, образование систем этих связей. Частичная автоматизация вокальных навыков возникает как снижение контроля сознания за процессом выполнения различных певческих действий. Но результаты этих действий постоянно отражаются в сознании. (Менабени А. Г.)
Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его включает сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип, по И. П. Павлову). Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.
Л. Б. Дмитриев говорит о трех этапах формирования певческого навыка:
-
нахождение верной певческой работы голосового аппарата – верного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса;
-
сохранение и уточнение этих навыков верной работы в различных музыкальных заданиях на всем диапазоне (усвоение различных типов звуковедения, перенесения верных принципов работы на весь диапазон и сохранение их);
-
автоматизация, шлифовка и нахождение многочисленных вариантов этой верной работы (доведение правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного раскрепощения голосового аппарата и приобретение возможности варьировать голосом в пределах верного звучания, т.е. развитие нюансировки).
Главный критерий правильной работы голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. Правильное пение – это такое пение, когда певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать. Развитие певческого голоса детей эффективно только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться правильные певческие навыки. А. Г. Менабени выделяет следующие виды вокальных навыков: певческое дыхание; атака звука; певческая артикуляция и дикция; пение без сопровождения инструмента.
К основным вокальным навыкам Г. П. Стулова относит следующие: звукообразование; певческое дыхание; артикуляцию; слуховые навыки; навыки эмоциональной выразительности исполнения. Примем за основу перечень навыков, предложенный Г. П. Стуловой, дополнив его навыками многоголосого пения и а-капелла.
Звукообразование - целостный процесс, обусловленный способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу определенного регистрового механизма (навык звукообразования в различных регистрах является центральным; он предопределяет в пределах индивидуальных возможностей владение разнообразным тембром, различные типы атаки звука, способы артикуляции). Звукообразование - это не только атака звука, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутри слуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и тесно связано с владением регистрами.
С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.
Навык дыхания: певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов; глубокий, но умеренный по объему вдох; момент задержки дыхания; фонационный постепенный и экономный выдох; распределение дыхание на всю музыкальную фразу; регулировка подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.
Навык артикуляции: отчетливое, фонетически определенное произношение слов; умеренное округление фонем; умение находить близкую или высокую вокальную позицию; соблюдение единой манеры артикуляции для всех гласных; сохранение уровня гортани в одном положении в процессе пения различных гласных; умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.
К слуховым навыкам в певческом процессе относятся: слуховое внимание и самоконтроль; слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения; вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования. Данные навыки формируются у детей на основе развития музыкального слуха во всех его проявлениях (вокального, звуковысотного, динамического, тембрового и т. д., а также эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на музыку).
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительность – главное условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства, достигается за счет мимики, выражения глаз, жестов и движений, богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков, отточенности фразировки; чистоты интонации; разборчивости и осмысленности дикции; темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
Навык пения без сопровождения инструмента – главное условие развития внутреннего слуха. При пении а-капелла звуковые представления певца создаются произвольно, осознанно, а не за счет непроизвольного восприятия, успешно воспроизвести звук он может только ясно и четко его представив, осознанность слуховых представлений облегчает процесс голосообразования, способствует развитию самостоятельности и самоконтроля.
Навык многоголосного пения подразумевает развитие ладового чувства, чистоты интонации, гармонического слуха, умения слушать и слышать других членов ансамбля. Интонационный унисон, который вырабатывается в процессе правильной вокализации, служит основой красивого пения в ансамбле.
Главный признак формирования вокальных навыков – качественные изменения основных свойств певческого голоса ученика. Звуковысотный диапазон - от нескольких звуков примарной зоны развивается до двух октав и более за счет умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче, т. е. ближе к фальцетному. Динамический диапазон – от рр до f. Расширение его происходит не за счет f, а за счет формирования активного р, обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование. Тембр - от бедного тембра по обертоновому составу к более богатому. Постепенно выравниваются регистровые переходы и позиционное звучание гласных. Дикция – развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Подвижность голоса формируется от медленного к среднему, затем к более быстрому темпу, связана с умением выбрать нужный регистровый режим работы гортани: чем быстрее темп, тем легче звук за счет приближения способа колебания голосовых складок к фальцетному типу.
Неточности интонирования также связаны чаще всего с регистровой перегрузкой. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонации.
Формирование вокальных навыков – это единый педагогический процесс. Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится комплексно. Любое вокальное упражнение развивает определённые навыки, поэтому при его выполнении нельзя игнорировать остальные. Основная сложность для ученика - усвоить, что для достижения устойчивого результата необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
2. Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младших классов на уроке академического вокала
Младший школьный возраст – дети от 7 до 10 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах. В этом возрасте увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев не завершен полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.
Происходит изменение социального статуса ребенка - превращение дошкольника в школьника. Значительная часть жизни ребенка оказывается строго регламентирована рамками учебного процесса, что переносится болезненно. Происходит психологическая перестройка в деятельности: если ранее главенствующим видом деятельности была игра, то теперь ведущая роль отдается учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов, творческой активности и нравственных представлений ребенка. Активное познание связано с преодолением трудностей, успехами и неудачами, поэтому возникает целая гамма чувств: удивление, сомнение, радость познания и интеллектуальные чувства, ведущие к успеху в учебной деятельности -любознательность, чувство нового. Эстетические чувства младшего школьника развиваются в процессе восприятия литературных и музыкальных произведений, причем самым благодатным материалом для их развития является поэзия. Благодаря ритму, музыкальности, выразительности поэзии у детей возникает эмоциональное отношение к стихам. Эстетическая сторона музыкального произведения должна специально выделяться и подчеркиваться педагогами. Только при соответствующем обучении младшие школьники способны дать эмоциональную оценку музыкального произведения (Гамезо В. М.). В период обучения в младшей школе учитель становится непререкаемым авторитетом для ребенка. Учитывая специфику обучения в музыкальной школе, от личности учителя во многом зависит то, насколько глубоко ребенок может быть вовлечен в творческий процесс, насколько личный пример преподавателя сможет вызвать интерес к занятиям музыкой и пением. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, занятиям вокалом связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда преподаватель хвалит их. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Для учащихся начальных классов характерна слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им ограничены. Если старшие учащиеся могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (отличная отметка, похвала учителя…). В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Всё новое, интересное привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Память младшего школьника – главный компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память – самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная на запоминание. Ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что не является характерной особенностью его памяти и вызывает затруднения. Устраняется этот недостаток, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Выделяют два направления в этой работе - по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.); – по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания (Гамезо М. В.).
При разучивании вокальных произведений младшие школьники сталкиваются с трудностями в запоминании как музыкального материала, так и поэтического текста. Задача преподавателя – помочь ребенку разделить произведение на составные части, вычленить главное, передать вначале в устной форме суть содержания вокального произведения, показать взаимосвязь музыки и текста, выделить яркие образы и сравнения, от которых можно оттолкнуться при выучивании произведения наизусть. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые комбинации, также развивается. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, выводы, проводить аналогии, строить элементарные умозаключения. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного становления личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, в новый вид деятельности – учебу, которая предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Это сильно сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений, воспитывает характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает моделироваться общественная сторона личности. Особенностью характера младших школьников является импульсивность. Причина – потребность в активной разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Младшие школьники очень эмоциональны, не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия... Это выражается в большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления появляются позже. Достижения младшего школьного возраста в учебной деятельности являются определяющими для последующих лет обучения: ребенок должен хотеть, уметь учиться и верить в свои силы. Основная задача преподавателя в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации интеллектуальных и творческих возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Характеристика детского голоса
Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они значительно беднее взрослых голосов, однако обладают большей звонкостью и легкостью. Детский голос значительно уступает по силе звучания взрослому, однако обладает большей полетностью и серебристостью звука. Такие качественные отличия детского голоса связаны в первую очередь с особенностями анатомо-физиологического строения голосового аппарата и растущего детского организма в целом. Гортань у детей расположена высоко и по объему примерно в 2-2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, мягкие, полностью не сформированы. По этой причине детская гортань отличается большей эластичностью и подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки короткие, узкие и тонкие. Так, если длина голосовых связок у мужчин в среднем 2-2,5 см, у женщин – 1,3-1,8 см, то у детей длина голосовых связок меньше, чем у взрослых, примерно в 1,5 раза. В толще голосовых складок у детей до 5 лет вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань и железы. После пяти лет начинают появляться отдельные пучки вокальных мышц, с этого времени начинается их развитие и к возрасту 11-12 лет вокальные мышцы оказываются полностью сформированными. Поскольку до возраста 9-10 лет у большинства детей при пении голосовые складки колеблются только своими эластичными краями и не смыкаются полностью, то процесс голосообразования происходит только по фальцетному типу и задействуется только один регистр - головной. Голосовые мышцы развиты недостаточно, и диапазон голоса ограничен. В этом возрасте детские голоса имеют приблизительно одинаковый диапазон – в пределах первой октавы, при этом крайние ноты диапазона берутся с трудом. Тем не менее, вопрос о диапазоне детского голоса остается спорным, так с одной стороны Стулова Г.П. в своей работе «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» доказывает, что в младшем школьном возрасте он может достигать двух октав, а с другой стороны в книге Орловой О.С. «Нарушения голоса» предлагаются охранные нормы для детей младшего школьного возраста в диапазоне от до1 до ре2, при этом полагается, что наиболее комфортная зона звучания голоса еще уже - от фа1 до до2
Е.М. Малинина выделяет четыре основных момента, характеризующих голос ребенка младшего школьного возраста. Голос легкий, светлый, свирельный, серебристый, сила небольшая. Колебательная манера голосовых связок лишь их краями. Атака звука мягкая. Гортань в высоком положении. Начиная с возраста 9-10 лет по мере развития вокальных мышц процесс голосообразования развивается, и от фальцетного способа происходит постепенное движение к микстовому характеру звукоизвлечения. Голоса детей звучат с большей силой, увеличивается диапазон, особенно крепнет звучание на его среднем участке. У одних детей звук в нижнем регистре приобретает грудной характер, диапазон расширяется вниз, у других рост границ диапазона происходит в сторону высоких нот. Таким образом, в возрасте 9-10 лет уже возможно провести дифференцирование детских голосов на два типа - высокие и низкие. Границы между регистрами у детей обычно заметны намного ярче, чем у взрослых. При обучении пению диапазон имеет тенденцию к расширению, при этом верхние звуки развиваются быстрее, чем нижние. Порой громкое звучание внизу происходит на связке вследствие зажатой гортани, а природный голос впоследствии часто оказывается высоким, во взрослом возрасте может оказаться даже лирическим или колоратурным сопрано. Поэтому педагогам главное не переусердствовать в подборе произведений, в которых задействованы крайние звуки диапазона, а добиваться свободы и непринужденности звучания начиная на средних, удобных звуках диапазона.
На начальном этапе обучения пению для выстраивания индивидуального учебного процесса педагогу необходимо ознакомиться с голосовыми и общемузыкальными данными ученика (тембр, диапазон, тесситура, зона примарного звучания). Выявление естественного тембра является важнейшей задачей преподавателя. Как правило, в большинстве случаев на начальных занятиях определить природную окраску голоса довольно трудно и только в процессе занятий, когда учащиеся осваивают легкую, четкую подачу звука, правильное дыхание и звуковедение, тогда выявляется красивое естественное звучание в сопрановом или альтовом регистре, на основании которого делается вывод о тембральной окраске голоса. Также нужно обратить внимание на особенности голосообразования: вдох, выдох, артикуляцию, дикцию, выявить положительные и отрицательные особенности; оценить качество музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. После предварительного ознакомления с голосовыми и общемузыкальными данными приступают к непосредственным занятиям с учеником. Первые занятия являются не только учебными, на них происходит углубление знакомства с ребенком - как с его голосом, так и с психическим складом личности. Выявляются отдельные черты характера, такие как: активность на занятиях, восприимчивость к новым знаниям и навыкам, память, настойчивость, уверенность в себе. В результате такого подробного знакомства с учеником педагог составляет индивидуальный план работы с ребенком. В нем, наряду с развитием общих, необходимых вокальных навыков предусматриваются методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования и индивидуальный подход к личности ученика. Занятия следует начинать с установления оптимальных условий для голосообразования, контроля за правильным певческим положением головы и корпуса. Часто начинающие певцы запрокидывают голову назад, напрягают мышцы лица и шеи, горбятся. Неестественное и напряженное состояние мышц тела вызывает напряжение мышц голосового аппарата. Важнейшей задачей первых занятий является снятие общего напряжения и зажатости. При пении ребенок должен стоять прямо, без напряжения, плечи отвести назад, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голову нельзя запрокидывать назад или опускать вниз. Следует добиваться спокойного, комфортного, бесшумного и глубокого вдоха. На уроках полезен специализированный комплекс дыхательных упражнений Стрельниковой. С них лучше начинать занятие, а затем приступать к вокальным упражнениям. Важной педагогической задачей является организация правильной мягкой атаки звука без подъездов и призвуков. Для ее развития важны упражнения на стаккато с легким зевком внутри ротоглотки. Правильно организованные вдох и атака звука являются важнейшими моментами в процессе обучения пению, так как от них будет зависеть характер певческого звучания. Вместе с подачей звука ученику необходимо осваивать навык равномерного выдоха, умение петь упражнения на удобной силе звука. С этой целью используют попевки на легато с близко расположенными друг к другу нотами. Особое внимание необходимо обращать на плавное голосоведение. Протяженность дыхания достигается работой над экономным и продолжительным выдохом. Следует учитывать – при неглубоком и поверхностном вдохе дыхание расходуется слишком быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что отрицательно сказывается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха нужно петь фразу на одном дыхании. На первом этапе обучения достаточно соблюдать три правила, касающихся певческого дыхания: вдох делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); после вдоха перед пением следует ненадолго задержать дыхание; выдох производить ровно и постепенно (как будто дуешь на зажженную свечу). Умение петь связно, красивым округленным и ровным звуком зависит от правильного формирования гласных. Согласные важны для дикции. Педагогу необходимо знать артикуляционные свойства гласных звуков, обусловленные положением рото-глоточного аппарата. Подвижность голоса – это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков плавного голосоведения и четкой дикции. Без них исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным. В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения в быстром темпе необходимо научить ребенка исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания. Понятие быстрого темпа по отношению к учащимся младшего школьного возраста носит условный характер. Очень медленные темпы, приводящие к расползанию музыкальной ткани, тоже приносят вред вокально-художественному развитию: слишком быстрый темп ведет к потере дикции, громкое пение – к заболеваниям голосовых связок, утрированные эмоции – к потере самоконтроля. Для выразительного исполнения, раскрытия художественного образа важнейшее значение имеет четкая и ясная дикция. Но даже совершенная дикция, не будучи эмоционально окрашена, не поможет передать характер песни. Выразительность мимики лица должна соответствовать создаваемому образу. С самых первых занятий для прочного и сознательного усвоения вокальных навыков ребенка нужно учить слышать особенности звучания своего голоса. Это станет фундаментом для развития вокального слуха в дальнейшем, без чего немыслимо ни вокально-техническое, ни художественное воспитание певца. На занятиях работа над техникой должна сочетаться с работой над музыкальной выразительностью, тогда вокальное развитие учащихся проходит гармонично, развивается музыкальный и художественно-эстетический вкус.
3. Методы вокального обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета рекомендуется использовать следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, рассказ),
-
наглядно-слуховой (показ, наблюдения),
-
практический (упражнения),
-
аналитический (сравнения, обобщения),
-
эмоциональный (ассоциации, впечатления).
В выборе подходящего метода работы играет немаловажную роль психологически верный индивидуальный подход к каждому ребенку. Вышеперечисленные методы являются наиболее продуктивными в рамках образовательного процесса музыкальной школы. Они основаны на сложившихся традициях вокального исполнительства. Стоит учитывать тот факт, что часть учащихся получают общее музыкальное образование, а некоторые готовятся к профессиональному будущему в сфере искусства. Здесь необходим дифференцированный подход к обучению.
Упражнения должны быть разнообразными по вокально-техническим задачам, обеспечивать развитие и закрепление основных вокальных навыков, воздействовать на дыхание, артикуляцию, работу голосовых связок. Необходимо знать методическую ценность упражнений, чтобы выбирать наиболее полезные из них исходя из конкретной вокально-технической задачи. Применение упражнений должно соответствовать принципам вокального обучения - постепенности и последовательности.
В своей работе педагог должен руководствоваться индивидуальным подходом - это касается и выбора методик формирования вокальных навыков, и подбора упражнений, и способов устранения имеющихся голосовых недостатков. Правильно подобранные вокальные произведения являются неотъемлемой частью системы формирования правильных вокальных навыков. Педагог выявляет и закрепляет положительные стороны голосообразования учащегося, сглаживает и устраняет отрицательные. Эмоциональное исполнение - важное средство развития и закрепления необходимых вокальных навыков. На уроке необходимо максимально использовать головной регистр, выстраивать высокую певческую позицию, добиваться легкости звучания, облегченной манеры звукообразования. Учитывая возрастные, физиологические и психологические особенности младших школьников, нужно организовать режим занятий. Необходимо неукоснительно соблюдать правила гигиены голоса в отношении детей - не перегружать, не подвергать длительным нагрузкам, не форсировать голос, не петь в крайних границах диапазона, не заниматься при простудных и др. заболеваниях голосового аппарата. Педагог-вокалист должен создать максимально комфортную психологическую атмосферу на занятиях, заинтересовать ребенка личным примером, внести свой посильный вклад в становление будущего певца, всесторонне развитой личности.
Принципы, лежащие в основе работы 1. Принцип добровольности. 2. Принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребёнка). 3. Принцип личностного подхода (к каждому ребёнку - индивидуальный подход).4. Принцип доступности (излагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка). 5. Принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую последовательность). 6. Принцип взаимоуважения (каждый заслуживает внимания и уважения).7. Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному. 8. Принцип успешности. 9. Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья. Сохранение здоровья ребенка. 10. Принцип творческого развития.
4. Требования к выступлению вокалиста
-
Сценическая свобода и культура поведения (выход, поклон).
-
Внешний вид (концертный костюм (платье), закрытая обувь, натур. матовый грим).
-
Правильная певческая установка (комфортная, устойчивая поза дыхательная опора).
-
Эмоциональный отклик на музыку. Исполнение в характере (улыбка, жесты).
-
Понимание и чувство формы и целостности произведения.
-
Драматургия произведения.
-
Понимание выразительности музыкального языка.
-
Подвижная мимика
-
Артикуляция: активный артикуляционный аппарат; четкая и ясная артикуляция; свободная нижняя челюсть.
-
Дикция: четкая и внятная дикция, согласные — короткие и твердые, гласные – наполненные звуком; правильная орфоэпия; донесение до слушателя содержания произведения.
-
Правильное певческое дыхание: нижнереберно-диафрагмальное, активное, объемное, бесшумное; в характере и в темпе произведения; фазы дыхания: вдох, задержка дыхания, выдох; правильное распределение выдоха.
-
Атака звука мягкая, твердая или придыхательная; соответствие атаки звука характеру произведения.
-
Динамика: подвижность динамики; пение с разнообразными нюансами: от тихого пения (пиано) до громкого (форте); применение крещендо (постепенный переход от тихого звучания к громкому) и диминуэндо (постепенный переход от громкого звучания к тихому); динамический план произведения; динамические контрасты.
-
Характеристика звука: легкий, ровный, нефорсированный, полетный, округлый, подвижный, гибкий; выработка кантилены (напевности звучания); вокальная позиция – близкое пение в высокой позиции; головное резонирование; точное интонирование; качественная фразировка; движение во фразах; сглаживание регистров; наличие вибрато; единая манера звукообразования – плавный переход от одного гласного в другой без смены положения гортани и певческого тембра; диапазон голоса; обертоновая насыщенность; тембр: богатый или бедный, яркий, насыщенный или тусклый, блеклый.
Заключение
Успешное вокальное развитие у младших школьников возможно, если: процесс обучения будет строиться с учетом физиологических и психологических особенностей детей; психологическая обстановка на уроке будет максимально комфортной; будут корректно подобраны методы и приемы развития вокальных навыков; в зависимости от индивидуальных особенностей детей будут подобраны соответствующие вокальные упражнения и песенный репертуар. В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы: теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию вокальных навыков. Осуществляя работу на начальном этапе формирования вокально-исполнительских навыков ребенка, нельзя забывать о комплексном подходе к каждому ученику, как к личности. Необходимо учитывать круг его интересов, уровень развития, особенности психологии и физиологии, очень осторожно использовать вокальные возможности детей в отношении продолжительности занятий, репертуарных и тесситурных нагрузок, динамики, эмоционального содержания. На занятиях сольным пением в музыкальной школе работа над формированием вокальных навыков должна идти рука об руку с работой над музыкально-образной выразительностью, именно в этом случае вокальное развитие детей будет носить более широкий и гармоничный характер. Формирование вокальных навыков должно также идти параллельно с общим музыкальным и эстетическим развитием учащихся. Важно постоянно помнить, что, главная цель педагога – пробудить в детях творческое начало, интерес к музыке, которая откроет им дверь в прекрасный мир искусства.
Список литературы
1.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Петрова Е.А., Орлова Л.М. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
2.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология /А.Л. Готсдинер. - М.: МИП Магистр, 1993. - 191 с.
3.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1968 - 675 с.
4.Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей / Е.М. Малинина. - Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. - 67 с.
5.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению / А.Г. Менабени. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2002 г. - 720 с.
7.Сикур П.И. Воспою тебе. Основы вокальной техники для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения / П.И. Сикур. - М.: Русский хронограф, 2006 - 408 с.