СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Устная часть экзамена по русскому языку (задание 4 - диалог)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Устная часть экзамена по русскому языку (задание 4 - диалог)"»

Устная часть экзамена по русскому языку (задание 4 - диалог)

Мальцева Е.В.



Начать свое выступление хотелось бы с вопроса. Зачем вообще нужна устная часть? Этот вопрос задают себе не только будущие выпускники. Любые изменения в структуре экзамена имеют серьезные обоснования. Так, проведенные исследования показали, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту, с трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Причинами такого снижения считают:

переход к письменным формам контроля знаний (многие сводят к минимуму устные опросы);

снижение количества читающих детей (соответственно, отсутствие у выпускников определенной базы литературной речи).

Современные дети, родившиеся и выросшие в век информационных технологий, всё больше внимания уделяют социальным сетям, форумам, блогам, то есть тем видам деятельности, где говорение, устная речь отсутствует. Язык подобного общения краток, скуп на выражение словесных эмоций, которые заменяются всем известными «смайлами». Вспомним прописную истину: как человек мыслит, так он и выражается. Таким образом, скупость речи есть следствие скудости умственного запаса.

А вот общественная жизнь, напротив, ставит перед вступающим в неё молодым человеком такие задачи, которые невозможно выполнить, если не обладать именно развитыми коммуникативными умениями:

выступать с докладом, публичной речью перед аудиторией;

участвовать в дискуссии по определенной теме;

доказывать свою точку зрения с привлечениями весомых аргументов;

уметь вежливо отказать, попросить, посоветовать и т. д.

Умение грамотно построить свою устную речь пригодится не только участникам экзамена по русскому языку или другим предметам, но и подготовит будущих юристов или экономистов – представителей всех профессий – к успешной работе в группе, коллективе, когда необходимо тесное сотрудничество с коллегами или общение с клиентами, подчиненными или начальниками.


Как нам известно, устная часть экзамена по русскому языку состоит из четырех заданий.

Задание 4 – это диалог. Что же такое «диалог»?

Диалог – это процесс взаимной коммуникации, во время которой реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей «слушающий – говорящий».

Особенность диалога в коммуникативном плане – диалогическое единство, выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что отражается в структуре диалога. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.

Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников попеременно бывает в роли говорящего и слушающего, то есть в процессе диалога происходит обмен информацией.

Реплики диалога – это речевые акты, то есть действия, определяемые целью говорящего, направленной на результат.

Намеренность, целенаправленность, соблюдение правил разговора – основные черты

диалога.

Целенаправленность речевого действия в диалоге – это явные или скрытые цели адресата или адресанта, например, сообщение, вопрос, приказ, совет, извинение, повеление.

В диалоге следует соблюдать следующие правила ведения разговора:

1. Сообщение подаётся частями: слушающий подготавливается к восприятию его просьбы или другой информации, затем идёт обоснование (например, почему дана такая оценка событиям) и только потом даётся непосредственная информация (например, изложение просьбы, совета). При этом должны соблюдаться соответствующие правила этикета.

2. Сообщение должно соответствовать теме разговора.

3. Собеседники должны делать речь понятной, недвусмысленной и последовательной.

При несоблюдении правил ведения разговора нарушается взаимопонимание, например, если речь одного из собеседников непонятна для другого (обилие терминологии в неподготовленной аудитории, нечёткая артикуляция и т. п.)


Итак, задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Это задание проверяет умение вести не только монологическую, но и диалогическую речь. Времени на подготовку к этому заданию ребенку не дается. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса, которые связаны с темой монологического высказывания (т.е. задания 3) На это задание отводится 3 минуты. Таким образом, ответ на каждый вопрос должен занимать не более 1 минуты.

Многие ученики считают последнее задание самым легким. Но здесь таится много «подводных камней».


Типичные ошибки при беседе с экзаменатором:

  • бедность и неточность словаря (необходимо посоветовать детям смело добавлять в ответные реплики прилагательные, причастные и деепричастные обороты, фразеологизмы);

  • неиспользование подсказок (здесь нужно напомнить, что опорные слова содержатся уже в самом вопросе);

  • частое использование слов-паразитов: «ну», «это», «короче», «как бы», «типа», «это самое», «ваще», «по ходу», «э-э-э», «ммм», «вот» (детям необходимо внимательно следить за своей речью);


 Для успешного выполнения 4 задания необходимо:

 1) Выполнить коммуникативную задачу, а именно дать полные ответы на все поставленные вопросы. Если ответы будут односложными ("да", "нет", "не знаю"), задача не будет считаться выполненной.

 2) Учитывать условия речевой ситуации.

Своим ученикам при подготовке к выполнению четвертого задания я даю следующие советы:

1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.

2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.

3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п.

4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.

5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме:

т езис (вопрос переделать в повествовательное предложение)

причины (почему истинен тезис?)

следствие (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказана?)

6. При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец….

7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.

Образец диалога

вопрос

ответ

1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды?

Да, обязательная форма одежды в школе нужна,

потому что строгий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий.

2) Есть ли у вас в школе форма?

Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить.

3) Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы?


Да, я считаю, есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как, во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторыхубирает социальные различия между бедными и богатыми.

Следовательно, неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды.


 Если говорить о критериях оценивания диалога, то они следующие: экзаменуемый справился с коммуникативной задачей. Дан ответ на вопрос в диалоге – 1б. Ответ на вопрос не был дан или дан односложный ответ – 0 б. Максимальное количество баллов за ответ на один вопрос – 1. Максимальное количество баллов за диалог – 3 .

Но необходимо обратить внимание, что задание 3 и 4 еще оценивают по критериям правильности речи: устные ответы проверяют на речевые, грамматические, орфоэпические ошибки. Также учитывается выразительность и точность речи, богатство словаря.

Уважаемые коллеги, перед нами стоит достаточно серьезная задача – научить детей тому, что на протяжении многих лет отучили уметь. А закончить свое выступление мне хотелось бы притчей.

«Три человека тащат тяжелые камни в гору.
Пот катится со всех трех.
Одного спросили: 
- Что ты делаешь?
- Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:
-Что ты делаешь? 
- Зарабатываю на хлеб себе и своей семье,
- бодро отвечает он.
Третий на тот же вопрос улыбнулся:
- Строю замечательный храм,
который простоит века на радость людям!"

Хочется верить, что мы с вами все-таки тоже строим чудесный храм…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!