СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Внедрение и разработка технологий экологической культуры с целью развития механизма компенсации каждого воспитанника"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали. Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Внедрение и разработка технологий экологической культуры с целью развития механизма компенсации каждого воспитанника"»

Доклад на тему: "Внедрение и разработка технологий экологической культуры с целью развития механизма компенсации каждого воспитанника"



Мир, окружающий ребенка, -

это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали. Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее.

Воспитательные учреждения для детей с ОВЗ готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Полноценная социальная адаптация детей с ОВЗ невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.



В сущности воспитания экологического мировоззрения выявляются две стороны:

первая – экологическое сознание,

вторая - экологическое поведение.

Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности.



Таким образом, определяя сущность воспитания экологического мировоззрения можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

  1. формирование экологических представлений;

  2. развитие экологического сознания и чувств;

  3. формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

  4. выработка навыков и привычек поведения в природе;

  5. преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.

 во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;

  2. формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

  3. выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

  4. воспитание устойчивой воли;

  5. формирование значимых целей экологической деятельности.



Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.



Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  2.  воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  3.  развивающих - развитие системы практических умений  по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).



Применение понятия «педагогической технологии» в области экологического воспитания обучающихся имеет свою специфику, определяемую его предметом, содержанием и методами. Технология - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология - это методическое обеспечение программы, реализующая ее главные идеи и положения.

Технологии экологического воспитания обучающихся имеют ряд специфических черт, проистекающих из их «природного» содержания и психологии детей. Стержнем каждой технологии являются закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года и др. Технология для каждого возраста находится в зависимости от экологоразвивающей среды (наличия живого уголка, его состава). Оптимальная ее реализация происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы. Именно такой уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности (наблюдение, создание необходимых условий для живых существ и др.).

Технологии для обучающихся включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей - преобладанию образной и действенной форм мышления.

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых), специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный фон и обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения обучающихся к природе. Важную роль в достижении целей экологического воспитания играет стиль общения педагога с детьми: доброжелательность, эмоциональность, личностно-ориентированный способ взаимодействия взрослого с обучающимися обеспечивают значительную долю эффекта и успешности в реализации технологии в любой возрастной группе. Стиль общения педагога с детьми можно поднять до уровня модуля воспитательной технологии.

Общий эффект технологий - очевидное становление у обучающихся начал экологической культуры - выявляется с помощью диагностических модулей, которое реализуются дважды за учебный год: в начале (сентябре) и конце (мае). Сопоставление результатов обследования обучающихся демонстрирует картину их достижений - развитие представлений о природе, экологически целесообразного поведения в живом уголке, правильного взаимодействия с растениями и животными.

Широкое внедрение программы кружка «Юный эколог» в практику работы школы – интерната позволило создать модель технологического процесса, цель которого - формирование начал экологической культуры у обучающихся. Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся: циклы наблюдений за обитателями живого уголка и участка школы – интерната; совместная деятельность педагога с обучающимися, направленная на создание и поддержание необходимых, экологически значимых условий для обитателей уголка природы; систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных; доступные по содержанию, и социально значимые экологические акции; разные типы экологических занятий. Имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

Формы  работы: занятия, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, проведение экологических викторин и праздников, выставки детских работ, организация конкурсов.

В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов о природе);

- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);

- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор, (ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач).

Стратегическая цель ТРИЗ – педагогики – всестороннее развитие творческих способностей ребенка. Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;

  • формирование целостной картины мира;

  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; развитие речи, памяти, творческого воображения.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, обучающийся находит выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи, кроссворды. Мнемотехника – это система различных приемов усвоения материалов (техника запоминания). Цель данной системы – развитие памяти: слуховой, двигательной, зрительной; воображения.

Использование мнемотехники позволяет решать такие задачи как:

- задачи на развитие познавательных способностей;

- задачи на развитие основных психических процессов;

-задачи на развитие связной речи, обучать составлять рассказы;

-воспитание нравственно-эстетических чувств.

Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность воспитанников и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Особенности технологии:

-преемственность лучших традиций отечественного и зарубежного опыта в обновлении  содержания образовательного процесса;

- интегрированный подход введения педагогов в образовательный процесс;

- формирование у обучающихся активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

 - активизация интеллектуально-познавательной деятельности и творческого самовыражения.

И в заключении, хотелось бы отметить, что экологическое воспитание способствует формированию: знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием; интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни;

формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; дети обучаются практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 



Без нас природа проживёт, а мы без неё – нет.


     

Литература

  1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана- Граф» 2007г.

  2. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995г.

  3. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003г.

  4. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010г.

  5. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 5 – 8 классов. – Томск: изд. «Аргос» 2007г.

  6. Зверев А.Т. Экология. – М: изд. «Оникс» 2005г.

  7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997г.

  8. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – М: изд. «Владос» 2004г.

  9. Маркин В.А. Я познаю мир. – М: 2000г.

  10. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001г.

  11. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе. Классные часы, игры, мероприятия. Волгоград: - изд. «Учитель» 2007г.

  12. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001г.

  13. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М: «Просвещение», 2005г.

  14. Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. – М: изд. «Новая школа» 1994г.

  15. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы, М.: изд. Центр «Академия». 2004г.

  16. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. – М.: изд. «Аркти», 2010г.

  17. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004г.

  18. Чернова Н.М. Экология животных. М.: изд. центр «Вентана – Граф», 2007г.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!