СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Воспитание культуры поведения у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:

1. Задачи воспитания культуры поведения.

2. Содержание работы по  воспитанию культуры поведения.

3. Методика работы по воспитанию культуры поведения.

4. Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения.

5. Основные условия эффективности работы.

6. Основные правила культурного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Воспитание культуры поведения у младших школьников»»




Доклад на тему «Воспитание культуры поведения у младших школьников»













Подготовила воспитатель Л.И. Гапеева



























Содержание:

1. Задачи воспитания культуры поведения.

2. Содержание работы по  воспитанию культуры поведения.

3. Методика работы по воспитанию культуры поведения.

4. Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения.

5. Основные условия эффективности работы.

6. Основные правила культурного поведения.

Задачи воспитания культуры поведения.

              Целенаправленная, систематическая работа по  воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школуИменно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются  хорошие манеры, умение  культурно вести себя в школе, доме,  на улице и в общественных местах.  Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям  с ранних лет, то позднее приходится  восполнять этот  пробел   и  нередко проводить более трудную  работу: перевоспитывать школьников, у  которых укоренились отрицательные  привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.

           Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение  человека,  но и внешняя  сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека  быть  выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактность постепенно формируют соответствующие отрицательные  качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

          Личный опыт общения ребенка еще очень  беден,  ребенок  часто  может быть  невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо  поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего  тона по  подражанию, наблюдая  за поведением родителей, взрослых, которые являются для  них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие  формирования общественно полезных навыков и привычек  нравственных норм поведения. Только  за то поведение  человек может совершенно  сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение  которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользе и необходимости.

            Надо отметить,  что  у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения  от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать  внимание,  прежде всего на  выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим  приучением школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация  жизни в школе, чтобы  учащиеся  постоянно 

накапливали опыт правильных нравственных отношений. В работе с младшими школьниками возможно проведение и специальные упражнения для  планомерной  отработки  отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение  — это не только  простое повторение. Для того,  чтобы  повторение закрепляло то или иное  действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными  эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение  коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда  сам ребенок  активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать  правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.

Содержание работы по воспитанию культуры поведения.

              В начальной школе деть должны усвоить достаточно большой объем знаний об  основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно, выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, да вряд  ли это нужно. В жизни всегда  может создаться такая ситуация, в которой дети  оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только  правилам поведения, но и  одновременно  умению действовать  в связи с духом правил, т.е. находить правильный  способ поведения в новой обстановке на  основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы  успешно разрешить  ее, необходимо  следующее. В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще лишь они встречаются: в школе, на  улице, в общественных местах. При этом конкретные правила  обязательно будут повторяться. Это необходимо  для  того, чтобы ребенок научился  выполнять одно и  то же правило  в разных  условиях. Следует  помнить, что  для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда  прост. Например, ребенок  знает, что  в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только  со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро  овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями и с воспитателями, с  техничками, родителями. А вот за пределами школы, на  улице ребенок  может не выполнять  это правило. И  совсем не  злому  умыслу или  забывчивости.  Просто он не знает, что, встретив на  улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, вожатого, маму ли папу своего товарища и др.), надо  с ним обязательно  поздороваться.  Или другой пример. Дети научились  уступать место  старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе. Они  делают это  охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка  в школу. Ученик сидит, а бабушка  стоит, иногда  еще разговаривает с учеником.  И он не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен  уступать место пожилым  только  в транспорте.

           Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так,  в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: социалистический гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои  поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с  точки зрения нравственности. Единство знания, навыка и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит  приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя,

под  влиянием  складывающегося общественного мнения коллектива.

Всю работу по  воспитанию  культуры поведения следует строить по  определенной программе.

           Основные разделы  работы:

«Личная гигиена, аккуратность и опрятность»

1 класс – Друзья Мойдодыра.

2 класс – Каждой вещи -  свое место.

3 класс – Уход за одеждой.

«Вежливость и культура речи»

1 класс – Волшебные слова.

2 класс – Ты и твои товарищи.

3 класс – Как ты говоришь

«Внимательность, точность, обязательность».

1 класс – Помни о других.

2 класс - Держи свое слово.

3 класс – Правила, обязательны для всех.

«Правила поведения на улице и в общественных местах».

1 класс – Правила поведения на улице.

2 класс – Правила поведения в кино, театре.

3 класс – Правила поведения в гостях.

           В каждом классе дети осваивают все  основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, которыми должны овладеть дети  в последующем классе, увеличивается, школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилами. Учитель проводит повседневную работу с учениками  по  воспитанию культуры поведения.

         Естественно, что учитель не может проходить  и мимо фактов нарушения детьми правил поведения,  выходящих  за рамки той темы, над которой работает с ними  в данное время.  Если учитель  видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, потому что не знает их, а специально  отрабатываться они будут только  в будущем, то он, конечно, показывает, как надо  поступить в данном случае.

Методика работы по  воспитанию культуры поведения.

                Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от  правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение  школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение  им соответствующих норм морали. Важным средством приучения  младших школьников  к  культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма  зависят от  характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель  показывает, как надо вести  себя в той  или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как  вести  себя за столом, как выполнять  правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать  правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельный школьников. Дети  едут в театр, идут  на день рождения  к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать  согласно  известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением  детей, он отмечает те пробелы  и ошибки, которые  дети  совершают,  и то хорошее, правильное в их поступках,  на что  можно опереться в дальнейшей  работе.

               Выполнение общественных поручений требует от  детей не только  умения  выполнять  какую-либо деятельность, но  и соблюдать  определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с  дошкольниками, дежурят на  своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от  школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым  для  детей. Поэтому дети стараются  запомнить то, что  они изучают на  специальных занятиях, и применить полученные знания на  практике. Это обстоятельство  в значительной мере облегчает роботу учителя по  воспитанию культуры поведения.

               В системе работы учителя большое  значение имеет и разъяснение  детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по  прочитанному  рассказу, стенды по  культуре поведения. Главная задача этического просвещения — формировать нравственные  представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо  обратить внимание детей на  мотивы поступков и их последствия для  других людей. Тогда правило  выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная  необходимость, очевидная для  младших школьников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!