МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Рубасская средняя общеобразовательная школа"
Доклад на тему:
«Задача обучения математике - учить рассуждать»
Доклад на тему:
«Задача обучения математике - учить рассуждать»
Главная задача обучения математике - учить рассуждать, учить мыслить.
Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. К сожалению, установившейся практике обучения математике используется очень небольшая доля этих возможностей. И происходит это потому, что в массовой практике осуществляется, как правило, обучение готовым знаниям и очень редко, лишь отдельными учителями- обучение познавательной деятельности.
Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом, двумя основными параметрами: объемом приобретенной информации и способностью использовать эту информацию для достижения определенных целей- для решения возникающих в процессе деятельности задач, разрешение различного рода проблемных ситуаций.
Объем знаний, которые человек может усвоить в период школьного обучения, естественно, ограниченно, как абсолютно, так и относительно: современное состояние науки и общества, научно - технический и социальный прогресс, увеличение объема новой информации по экспоненциальному закону резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного обучения по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе.
Зачем изучать средней школе элементы математического анализа?
Задуматься над этим вопросом необходимо. Главной целью изучения математики в школе - это развитие логического мышления ( чему до сих пор уделялось, начиная 7 класса, главное - внимание) и приобретения элементарных навыков - применение математики.
Какова же роль математического анализа в школьном курсе математики?
Она отнюдь не в том, что математический анализ лежит в основе многих математических дисциплин: это понадобится меньшинству и будет более основательно и независимо от школы излучаться в вузах. Не очень - то школьный курс математического анализа способствует развитию математического мышления. Попытка «строгого» изложения элементов математического анализа приводят либо к неопределенным трудностям, либо выхолащиванию курса «Изложение элементов математического анализа в средней школе должно иметь максимально наглядный характер. Оно должно постоянно уделять внимание содержательной стороне рассматриваемых понятий и фактов.
Формально- логическое совершенство определений доказательств отнюдь не должно быть самоцелью. Так, при применении определить можно игнорировать искусственные противоречащие примеры и доказывать утверждения которые могут вызвать сомнения у учащихся. Например, формулы для синуса нужно выводить, она не очевидна, когда как непрерывность этой функции в развернутом доказательстве не нуждается, достаточно сослаться на наглядно очевидный факт: при равномерном движении точки окружности проекции этой точки на прямую движется непрерывно.
Не следует увлекаться мнимой "научностью" и ориентироваться на рецензентов, чисто математическому образу мышления. Подавляющему большинству учащихся такой образ мышления не понадобится, а те кому понадобится, еще успеть его приобрести.
Выдающийся математик и педагог Дж.Пойа в школьном курсе математики говорил:"Прежде всего учащиеся должен быть убежден, что доказательство заслуживают того, что бы их изучали, что они необходимы и интересны. Цель юридического доказательства состоит в том, чтобы устранить сомнения, но именно такова и самая очевидная, и самая естественная цель математического доказательства. Например, доказательству теоремы " из трех точек расположенных на одной прямой, единственное лежит между двумя другими" не может быть места в средней школе. Эта теорема не вызывает сомнения. Здесь перед нами не встает задача ликвидировать сомнения- и поэтому доказательства кажется бесполезным, бесцельным, бессмысленным. Оно может создать у учащихся впечатления, что математика занимается тем, что весьма неочевидным путем доказывает совершенно очевидные вещи.