СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье сберегающая образовательная   технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»»

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессионального

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»




ДОКЛАД

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»

р.п.Красные Баки

2016 г.


ДОКЛАД

Тема: «Здоровьесберегающие технологии

в образовательном процессе»


Подготовила преподаватель О.Ю.Игнатенко


«Я не знаю большей красоты,чем здоровье»

Сократ


Здоровье сберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

Задача профилактики и сохранения здоровья обучающихся в профессиональных учебных заведениях считается вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу. Это резко снижает эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов.

Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на физическое, но и на психическое здоровье обучающихся, являются неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Ученые указывают, что главный источник нарушения психического здоровья подростков - это учебные перегрузки, которые возникают из-за перенасыщенности программ второстепенной информацией. Большое количество изучаемых дисциплин и неумение молодежи учиться, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями, а также рассогласованность между проявлениями индивидуальных свойств нервной системы и требованиями учебной деятельности ведут к большим потерям здоровья.

Нарастающая вариативность образовательных программ, учебников, учебных пособий приводит к хроническому утомлению, стрессогенности не только обучающихся, но и преподавателей.

Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему. Профессиональное учебное заведение выполняет социальный заказ общества в духе времени, восполняя пробелы, связанные с реализацией различных функций современной семьи. Безусловно, огромный груз ответственности при этом ложится на преподавателей.

Наше время диктует необходимость постоянного профессионального роста педагога, развития профессиональных знаний, умений и навыков, саморазвития. Прохождение курсов повышения квалификации, изучение и использование новых методов обучения и воспитания, использование информационных технологий — это лишь малая часть развития. Меняется время, меняется поколение, устаревают методики преподавания. Все это ставит вопрос о необходимости изменять и методы преподавания. Зачастую это вызывает эмоциональное напряжение.

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность. Плата за это — нервное напряжение. За день проведения занятий у преподавателя самоотдача и самоконтроль очень значительны, что отражается на состоянии здоровья. По данным обследования, у 30% педагогов отмечен повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы, риск заболевания сосудов головного мозга — у 37% педагогов, 58% имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, невротические расстройства выявились в 60—70% случаев.

Большинство педагогов переносят стиль общения из профессии на все другие сферы своей жизни, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии.

Многие жалуются на плохой сон, постоянную усталость, головные боли, повышенную раздражительность в отношениях не только со студентами, коллегами по работе, но и в семье. Описанный комплекс симптомов является профессиональным заболеванием лиц, работающих в системе «человек — человек». Название его — «Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).

Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»:

• хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность — деятельность связана с интенсивным общением, целенаправленным восприятием и воздействием на партнеров. Необходимо подкреплять эмоциями различные аспекты общения: ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, взвешивать альтернативы и принимать решения;

• дестабилизирующая организация деятельности — нечеткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация;

• повышенная ответственность за исполняемые функции и операции — наличие внешнего и внутреннего контроля, необходимость всматриваться, вслушиваться, сопереживать, принимать на себя энергетические разряды партнеров;

• неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности — два обстоятельства: конфликты по вертикали «руководитель - подчиненный», по горизонтали «коллега — коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и от всех подальше, не принимать все близко к сердцу;

• психологически трудный контингент — это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития.

Внутренние факторы, провоцирующие «выгорание»:

• склонность к эмоциональной ригидности — эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, оно будет проходить медленнее;

• интенсивнаяинтериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности — возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Нередко идет чередование периодов интериоризации и психологической защиты. Педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг срывается в общении с определенным ребенком;

• слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности — два аспекта: 1) профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым проявлять сопереживание субъекту своей деятельности. Это стимулирует и выгорание, и его крайние формы - безразличие, равнодушие; 2) человек не умеет поощрять себя за сопереживание. Систему самооценок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными. Альтруистическая мотивация ничего не значит. Естественно, выгорать ему просто.

По данным обследования, 57% педагогов испытывают постоянные интеллектуальные перегрузки; 32% — отмечают их постоянный характер.

1. Синдром эмоционального выгорания — это:

• 24% опрошенных считают, что СЭВ — это усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

• 13% считают, что СЭВ проявляется в отрицательной настроенности к выполняемой деятельности;

• у 10% СЭВ проявляется бессонницей;

• также для 10% — это пессимизм;

• 8% определяют СЭВ как негативное отношение к студентам;

• 8% — как тревожные состояния;

• 5% считают, что СЭВ проявляется агрессивными тенденциями;

• 5% СЭВ проявляется психосоматическими проблемами (расстройствами в работе систем организма);

• 3% считают, что СЭВ сопряжен с чувством вины.

2. Факторы-мотивы, влияющие на эффективность работы:

• 26% отдают предпочтению хорошим взаимоотношениям в коллективе;

• 26% считают, что эффективность работы зависит от уровня заработной платы;

• 24% считают, что эффективность работы зависит от осознания полезности своего труда;

• 19% — от высокого уровня ответственности за свой труд;

• 16% — от стабильности положения в колледже;

• 16% — от наличия возможностей для творческого роста;

• 13% — от наличия технических средств обучения.

3. Пути профилактики эмоционального выгорания:

• 25% считают, что это стимулирующие факторы (премии, поощрения...);

• 20% — комфортная среда обучения;

• 18% — интересная работа;

• 16% — занятия спортом;

• 12% — коллективные мероприятия;

• 11%-организованный отдых.

Синдрому эмоционального выгорания подвержены педагоги, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие, стремящиеся к непременному успеху, не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало.

Должны быть предприняты профилактические шаги, которые помогут предотвратить, ослабить или исключить возникновение СЭВ. Изучив причины выгорания, выделим основные пути его профилактики:

• помоги себе сам — использовать методы саморегуляции, релаксации;

• информирование;

• эмоциональная поддержка — научиться находить в своей жизни то,

что могло бы поддержать и порадовать (спортивные дни, вечера

отдыха...);

• создание системы дел, повышающих значимость педагогической

профессии — удовлетворение потребности в признании,

самоутверждении, самовыражении — участие в конференциях,

семинарах;

• любовь к детям;

• самообразование, курсы, семинары.

Необходимо, чтобы компетентностный подход к созданию здоровьесберегающей среды соответствовал объективным потребностям всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии на каждом уровне педагогического взаимодействия свои. В системе "учитель - ученик" здоровье детям сберегают уроки, организованные грамотно. В системах "учитель - председатель методического объединения" и "учитель - заместитель директора" здоровье субъектов сберегут правильно организованные внутриколледжные контроль и система методической работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!