СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"»

Введение


Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.

Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов». Данное определение здоровья является, скорее всего, эталонной моделью будущего человека, к сожалению, пока далекой от реально существующей.

В настоящее время здоровье наших детей стремительно ухудшается. Пугает стремительность наступления нездоровья подрастающего поколения. Очень многие заболевания, которыми страдало взрослое население, теперь можно встретить и у совсем еще маленьких детей. Многие из них на современном уровне развития медицины излечить пока нельзя, и они приобретают хроническую форму.

Актуальность работы педагогов в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов. Работа педагогов в данном направлении нацелена на развитие здоровьесберегающих навыков обучающихся.

Проблемы здоровья школьников


Здоровье - не все, но все без здоровья - ничего.

Ж. Ж. Руссо


«Здоровье – непременное условие благополучия не только каждого человека, но и нации, страны в целом. По сути, оно едва ли не самый главный критерий оценки деятельности человека и всей социальной системы, по которому можно судить о качестве жизни. Во многих странах мира этот критерий рассматривается одним из первых как на индивидуальной шкале ценностей, так и в оценке социально-экономической политики государства» [1].

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях остается предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации и ходе выполнения федеральной программы развития образования свидетельствуют о том, что в последние годы здоровье молодого населения страны заметно ухудшилось. Поражает стремительность наступления этой проблемы. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что к окончанию школы число здоровых детей не превышает всего 4 – 5%.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  • физически здоровыми рождаются не более 14 % детей;

  • 25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические

Недостатки или хронические заболевания;

  • 90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны;

  • только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

Как видим, имеет место тенденция к значительному сокращению здоровых детей и резкому увеличению детей больных и детей с ослабленным здоровьем.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как здоровье человека зависит не только и не столько от уровня развития медицины и организации здравоохранения, сколько от решения общих социальных и политических вопросов.

Медицине, как никогда, сегодня необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» имеют повседневную основу.

Что же делать в сложившейся ситуации? Как помочь детям, получая знания, не терять своего здоровья?

Семье и школе, точнее родителям и педагогам, отводится решающая роль в воспитании здорового подрастающего поколения.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

- в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;

- в нравственном - честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Исходя из всего вышеизложенного, целью и задачами своей работы как учителя в рамках здоровьесберегающих технологий я вижу:

- создание комфортных условий для учебы, чтобы уроки русского языка и литературы, а также внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье;

- формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Средствами педагогического воздействия служат:

- воспитательная работа (формирование культуры здоровья);

- учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);

- контроль и самоконтроль (ведение дневников здоровья).

Отправными направлениями деятельности здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) являются:

- сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

- сотрудничество с родителями учащихся;

- формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья;

- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом;

- рациональная организация учебного процесса.

Ожидаемые результаты от работы:

- формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

- внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.


Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока, поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые  паузы, зрительную гимнастику  и, конечно,  эмоциональную  разгрузку (2-3 минуты).

Стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном

Практика сохранения здоровья школьников во время

учебных занятий


Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует чередовать виды учебной деятельности, активно отдохнуть, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, необходимо проводить оздоровительные мероприятия в учебном процессе, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на уроке в полную силу.

При подготовке к уроку я учитываю:

  1. Динамику работоспособности в течение рабочего дня:

  • 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

  • 16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

  1. Динамику активности обучающихся на уроке:

  • 1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

  • 5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

  • 21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);

  • 36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Если представить динамику активности обучающихся на графике, то она будет выглядеть следующим образом.

Думается, многие согласятся со мной в том, что мы, педагоги, давая детям знания, забираем у них здоровье (конечно, не по своей вине).

Еще в начале XIX века Г. Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит «удушение» развития ребенка, «убийство» его здоровья. Расплата за образование: сгорбленная спина, тросточка, пенсне, а нередко и чахотка. А ведь в то время еще была достаточно чистая экологическая среда, чистые продукты питания и процесс обучения не был столь динамичен.

В настоящее время налицо уже «эпидемия» школьных форм патологии. Выше я приводила удручающие данные состояния здоровья детей.

В свое время, будучи руководителем народного образования,

Г. А. Ягодин писал в «Медицинской газете», что здоровье детей разрушается в первую очередь от перегрузки учебными занятиями, причем страдают прежде всего самые старательные ребята».

Поэтому весь дидактический материал урока должен соответствовать возрастным особенностям. Не должны преобладать книжные формы обучения. Необходимо строить урок так, чтобы детям было интересно и комфортно. В этом мне помогают разные виды уроков (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-мастерские, уроки-КВНы и др.), инсценировки, упражнения игрового характера, ситуации успеха и многие другие творческие формы работы.


Оздоровительные мероприятия

в учебном процессе


Гимнастика до учебных занятий


Гимнастика до учебных занятий, которая проводится ежедневно перед первым уроком, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.

По возможности гимнастику до учебных занятий нужно проводить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение. Температура воздуха не должна быть ниже + 12*С. При более низкой температуре занятия проводятся в помещении, предварительно хорошо проветренном. Обучающиеся занимаются в школьной форме, но надо предложить им расстегнуть ворот рубашки, ослабить пояс.

При выполнении физических упражнений необходимо научить детей правильно дышать. С этой целью в некоторые комплексы целесообразно ввести указания «Вдох!» и «Выдох!».


Физкультурные минутки


Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1 – 3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые мной во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала.

Физкультурные минутки состоят из 3 – 5 физических упражнений, могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Они должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, удобны для проведения в ограниченном пространстве.

В состав физкультминуток обязательно нужно включить упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и выработке правильного дыхания. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ.

Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мыщц, выполняющих значительную нагрузку.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!