СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему"Использование приёмов арт-терапии, игротерапии в коррекции речевых нарушений".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему"Использование приёмов арт-терапии, игротерапии в коррекции речевых нарушений".»













Использование приёмов арт-терапии, игротерапии в коррекции

речевых нарушений.







учитель-логопед: Шанина Надежда Владимировна














Арт-терапия – это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.

Арт-терапия выполняет ряд функций:

  • воспитательная;

Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

  • коррекционная;

Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы.

  • диагностическая;


В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.

Существует множество арт- терапевтических направлений, к ним относится:


  • изотерапия;

  • цветотерапия;

  • игротерапия;

  • музыкотерапия;

  • сказкотерапия;

  • библиотерапия;

  • кинезиотерапия;

  • имаготерапия;

  • ароматерапия;

  • смехотерапия;

  • мнемотехника.

Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше меня заинтересовали. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.


  • Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)

Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.

Задачи:

• развитие мелкой моторики;

• развитие артикуляционного аппарата;

• развитие речевого дыхания;

• развитие связной речи.

Техники:

1. «Кляксография»

На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.

2. Пальцевая живопись

Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.

3. Рисование на манной крупе(песке)

В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.


  • Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)

Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.

Задачи:

• Развитие общей моторики;

• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;

Основные разделы:

1. Пальчиковая гимнастика;

Использование пальчиковых игр: движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.

2. Упражнения по визуализации;

Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их ребёнок воссоздает образ предмета и угадывает его.

3. Динамические паузы;

Участвуют в развитии общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса, развивают межполушарные взаимодействия.

Подбирается стихотворный текст, соответствующий лексической тематике. Логопед проговаривает строчку, дети повторяют за ним слова. Затем к тексту присоединяются движения рук, а затем ног. В итоге: ноги непрерывно маршируют, меняются схематичные движения рук, и на пословном ритме проговаривается текст.


  • Игротерапия

Цель: формирование коммуникативных способностей.

Задачи:

• Развитие связной речи;

• Развитие коммуникативных навыков.

Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.


  • Музыкотерапия

Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.

Задачи:

• Развитие фонематических процессов.

В соответствии с лексической темой, необходимо подбирать материал, который может сопровождать вступительную часть занятия, релаксацию, динамическую паузу. Помимо этого, детям нравятся игры, в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Будь то листики, опадающие с деревьев осенью, или снежинки – под энергичную музыку, дети двигаются быстро, в хаотичном порядке. Когда мелодия меняется на спокойную, дети замедляют свои движения, они плавно кружатся, движения их размерены.

Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.

Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!