Использование приёмов арт-терапии, игротерапии в коррекции
речевых нарушений.
учитель-логопед: Шанина Надежда Владимировна
Арт-терапия – это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.
Арт-терапия выполняет ряд функций:
Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы.
В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.
Существует множество арт- терапевтических направлений, к ним относится:
изотерапия;
цветотерапия;
игротерапия;
музыкотерапия;
сказкотерапия;
библиотерапия;
кинезиотерапия;
имаготерапия;
ароматерапия;
смехотерапия;
мнемотехника.
Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше меня заинтересовали. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.
Задачи:
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• развитие связной речи.
Техники:
1. «Кляксография»
На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.
2. Пальцевая живопись
Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.
3. Рисование на манной крупе(песке)
В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.
Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.
Задачи:
• Развитие общей моторики;
• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;
Основные разделы:
1. Пальчиковая гимнастика;
Использование пальчиковых игр: движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.
2. Упражнения по визуализации;
Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их ребёнок воссоздает образ предмета и угадывает его.
3. Динамические паузы;
Участвуют в развитии общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса, развивают межполушарные взаимодействия.
Подбирается стихотворный текст, соответствующий лексической тематике. Логопед проговаривает строчку, дети повторяют за ним слова. Затем к тексту присоединяются движения рук, а затем ног. В итоге: ноги непрерывно маршируют, меняются схематичные движения рук, и на пословном ритме проговаривается текст.
Цель: формирование коммуникативных способностей.
Задачи:
• Развитие связной речи;
• Развитие коммуникативных навыков.
Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.
Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.
Задачи:
• Развитие фонематических процессов.
В соответствии с лексической темой, необходимо подбирать материал, который может сопровождать вступительную часть занятия, релаксацию, динамическую паузу. Помимо этого, детям нравятся игры, в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Будь то листики, опадающие с деревьев осенью, или снежинки – под энергичную музыку, дети двигаются быстро, в хаотичном порядке. Когда мелодия меняется на спокойную, дети замедляют свои движения, они плавно кружатся, движения их размерены.
Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.
Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.