СОГБОУ Духовщинская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Доклад
"Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья "
Учитель:
Тарасова Елена Александровна
«Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
физических дефектов».
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Самая трудная задача состоит в том, чтобы ребёнок понимал саму значимость своего здоровья. Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно (либо даже невозможно) восполнить в последствии. Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Учебные требования должны соответствовать их психофизическим возможностям. На основе этого преподавателю необходимо включать в свой образовательный процесс систему здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе:
сохранение и укрепление здоровья учащихся
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
обучение школьника различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения
впоследствии.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы.
В своей работе использую цветок здоровья. Он сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся на классных часах в течении года: «Правильное питание», «Вредные привычки», «Доктор Айболит», «Зубы и уход за зубами», «Спорт и здоровье», «Как сохранить хорошее зрение», «Личная гигиена», «Дети и компьютер».
Так как ребёнок большую часть своего времени, пребывания в школе, проводит на уроке, провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, который сохраняет продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Пользуясь игрой выполняю поставленные задачи.
В структуре урока, использую следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
положительный эмоциональный настрой на уроке;
оптимальный темп ведения урока;
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
физкультминутки, динамические паузы;
дифференцированный подход в обучении;
игра, игровые моменты;
воспитательные моменты на уроке (беседы);
санитарно – гигиенические условия;
Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, которую провожу в начале урока, её дети тоже очень любят. Такие упражнения, как:
1) «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
3) «Руки мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочется быть не хуже всех.
(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:
подготовить руку к письму;
предотвратить появления писчего спазма;
развить внимание, терпение;
стимулировать фантазию;
научиться управлять своим телом;
активизировать работу мозга
Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.
Я использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношений четверостиший.
Физминутки применяю на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
А также применяю в своей работе комплекс упражнений для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.
1. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
2. Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
3. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
Лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
Голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
Руки
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
Ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
В школе у многих детей возникает проблема со зрением, по словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Использую в своей работе гимнастику для глаз:
1.Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
2. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечков.
А также комплекс упражнений:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все
упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза
под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение и стимулирование психического здоровья детей. У воспитанников коррекционных классов часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровьесберегающие технологии как релаксация. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.
Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок. Упражнения для саморасслабления. Простой прием самоуспокоения – слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, по лбу, вокруг глаз. Такими же движениями можно успокоить ребенка.
А также использую следующие упражнения:
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и
приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…
(пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
В работе удалось добиться следующих результатов: по сравнению с 1классом количество пропусков уроков по болезни сократилось более чем на 50%. Дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.
Список использованной литературы
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы. ». Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
Интернет- ресурсы:
http://www.openclass.ru/node/47746
http://festival.1september.ru/articles/102680/
http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41