СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий с цель создания благоприятного микроклимата в детском коллективе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описаны используемые в практике работы здоровьесберегающие технологии, которые повышают стрессоустойчивость у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Использование здоровьесберегающих технологий с цель создания благоприятного микроклимата в детском коллективе"»

СОГБОУ Духовщинская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат VIII вида






Доклад

"Использование здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного микроклимата в детском коллективе и повышения стрессоустойчивости младших школьников с ограниченными возможностями здоровья "

Учитель:

Тарасова Елена Александровна






«Здоровье – это состояние полного

физического, душевного и социального

благополучия, а не только отсутствие

физических дефектов».

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Забота о сохранении здоровья учащихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребёнка. Самая трудная задача состоит в том, чтобы ребёнок понимал саму значимость своего здоровья. Именно в школьном возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно (либо даже невозможно) восполнить в последствии. Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Учебные требования должны соответствовать их психофизическим возможностям. На основе этого преподавателю необходимо включать в свой образовательный процесс систему здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи, которые я ставлю в своей работе:

  1. сохранение и укрепление здоровья учащихся

  2. снижение уровня заболеваемости учащихся;

  3. сохранение работоспособности на уроках;

  4. обучение школьника различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения

впоследствии.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы.

В своей работе использую цветок здоровья. Он сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся на классных часах в течении года: «Правильное питание», «Вредные привычки», «Доктор Айболит», «Зубы и уход за зубами», «Спорт и здоровье», «Как сохранить хорошее зрение», «Личная гигиена», «Дети и компьютер».

Так как ребёнок большую часть своего времени, пребывания в школе, проводит на уроке, провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, который сохраняет продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Пользуясь игрой выполняю поставленные задачи.

В структуре урока, использую следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

 положительный эмоциональный настрой на уроке;

  • проведение на уроке дыхательных гимнастик, пальчиковых игр.

оптимальный темп ведения урока;

подача материала доступным рациональным способом;

наглядность;

смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

физкультминутки, динамические паузы;

 дифференцированный подход в обучении;

игра, игровые моменты;

воспитательные моменты на уроке (беседы);

санитарно – гигиенические условия;

Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике, которую провожу в начале урока, её дети тоже очень любят. Такие упражнения, как:

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

3) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

(Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Последние научные исследования выявили прямую зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функциональных возможностей головного мозга. Пальчиковые игры могут помочь:

  • подготовить руку к письму;

  • предотвратить появления писчего спазма;

  • развить внимание, терпение;

  • стимулировать фантазию;

  • научиться управлять своим телом;

  • активизировать работу мозга

 Проведение физкультминуток в начальных классах, является обязательным пунктом на каждом уроке. Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном классе. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки.

Я использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношений четверостиший.

Физминутки применяю на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

А также применяю в своей работе комплекс упражнений для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки.

1. Упражнения для профилактики плоскостопия.

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).

2. Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

3. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

Лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

Голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

Руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

Ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

В школе у многих детей возникает проблема со зрением, по словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Использую в своей работе гимнастику для глаз:

1.Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.

2. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечков.

А также комплекс упражнений:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

  • Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

  • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все

  • упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза

под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Важной сферой применения здоровьесберегающих технологий является сохранение и стимулирование психического здоровья детей. У воспитанников коррекционных классов часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю следующие здоровьесберегающие технологии как релаксация. Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагалось остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок. Упражнения для саморасслабления. Простой прием самоуспокоения – слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, по лбу, вокруг глаз. Такими же движениями можно успокоить ребенка.

А также использую следующие упражнения:

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и

приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…

(пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

В работе удалось добиться следующих результатов: по сравнению с 1классом количество пропусков уроков по болезни сократилось более чем на 50%. Дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.








Список использованной литературы

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010

  2.  Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы. ». Москва, Издательство «Вако»,2005 г.

  3. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.

Интернет- ресурсы:

  1. http://www.openclass.ru/node/47746

  2. http://festival.1september.ru/articles/102680/

  3. http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!