СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Компьютерные технологии в преодолении речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерные технологии, используемые учителем-логопедом, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития речевого общения и значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Компьютерные технологии в преодолении речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью»»

Доклад «Компьютерные технологии в преодолении речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью» учителя-логопеда Чернышевой Е.В. ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8 (495) 851-50-03 e-mail: [email protected]







Доклад

на тему:

«Компьютерные технологии в преодолении речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью»



Подготовила

Учитель-логопед

Чернышева Елена Валерьевна











г. Москва

2018 г.



Содержание

Введение _______________________________________________________3

1. Общая характеристика нарушений речи у детей с интел­лектуальным недоразвитием ___________________________________________________4

2. Коррекционная работа по преодолению недостатков речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью с применением компьютерных технологий ______________________________________________________ 6

Заключение ____________________________________________________11

Список литературы _____________________________________________13

Приложение ___________________________________________________ 14
























Введение

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклоне­ниями являются широко распространенными, характеризу­ются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием позна­вательной деятельности, могут быть связаны и с другими факторами (снижение слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.).

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется особенно­стями их высшей нервной деятельности и психического развития. Структура речевого дефекта у детей с интеллек­туальными отклонениями обусловлена сложным взаимо­действием биологических и социальных факторов.

В процессе овладения навыками и умениями ум­ственно отсталые дети опираются больше на наглядный по­каз, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У этих детей снижена регулирующая функция речи, кото­рая в норме очень рано начинает играть важную роль в пове­дении ребенка. Указанные особенности высшей нервной де­ятельности являются основными причинами недоразвития речи у умственно отсталых детей (В.Г. Петрова, В.И. Лубов­ский, С. Борель-Мезонни и др.).


1. Общая характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальным недоразвитием

Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между со­бой, однако отсутствует непосредственная корреляция меж­ду степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Уровень речевого недоразвития большинства умственно от­сталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. В связи с этим Г.В. Сухарева выделила две груп­пы олигофрении:

-олигофрения с недоразвитием речи;

-атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством.

Таким образом, у части умственно отсталых детей отме­чается недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, у большинства, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, от­мечается тяжелое нарушение речевого развития, включаю­щее разнообразные речевые расстройства.

Нарушения речи у умственно отсталых детей в логопеди­ческом аспекте исследовались многими авторами (М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, В.Г. Петрова, Д.И. Орлова, М.А. Савченко, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович и др.).

Р.И. Лалаева (1988) отмечает, что у детей с умственной отсталостью встречаются все формы нарушений речи, как и у нормальных детей (дислалия, дизартрия, ринолалия, дислексия, дисграфия, заикание и др.).

Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семан­тический дефект. Расстройства речи у детей с олигофрени­ей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят си­стемный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. При умствен­ной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй речи. Отмечаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи; устной и письменной речи.

У детей с интеллектуальными нарушениями в той или иной степени оказываются несформированными все опе­рации речевой деятельности: имеет место слабость мо­тивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речи, создание, реализация речевой программы и контроль за речью, соответствие ре­зультата мотиву и цели речевой деятельности.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своим прояв­лениям, механизмам, уровню нарушения, требуют диффе­ренцированного подхода при их анализе, характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов.

У умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограни­ченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

С каждым годом количество умственно отсталых детей имеет тенденцию к некоторому увеличению. Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

2. Коррекционная работа по преодолению недостатков речевого общения у детей с интеллектуальной недостаточностью с применением компьютерных технологий

Информационные компьютерные технологии являются эффективным средством коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ на всех этапах логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи.

В своей работе с детьми с умственной отсталостью я использую логопедические компьютерные программы «Игры для Тигры» и «Говорим правильно». Все задания представлены в игровой форме, и могут меняться в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка.

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно» учит учащегося верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать, знакомит с основами письменной речи. Ребенок видит связь буквы и звука. Увлекательные задания помогают расширять кругозор, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память.

Более подробно хотелось бы остановиться на логопедической технологии «Игры для Тигры», которая была построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой. Программа проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми с недостаточностью интеллекта.

Охарактеризую последовательно каждый блок программы.

Блок «Просодика».

Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:

- длительность и сила речевого выдоха,

- громкость и тембр голоса,

- темпо-ритмичность,

- интонационная выразительность,

- четкость и разборчивость речи.

Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.

Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.

Модуль «Дыхание».

Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).

Модуль «Слитность».

Упражнения этого модуля позволяют работать над четкостью и разборчивостью речи ребенка на основе фраз, силой и длительностью выдоха и голоса на основе речевого выдоха без фонации, с фонацией – на материале гласных и согласных звуков, отрабатывать слитное произнесение звуков, слогов, слов и фраз.

Модуль «Ритм».

Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи ребенка.

Модуль «Высота и тембр».

В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации. Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом, высотой и длительностью голоса.

Работа над упражнениями данного модуля строится на основе отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.

Блок «Звукопроизношение».

Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.

Блок «Фонематика».

Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Модуль «Звуки».

Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов.

Модуль «Слова».

Упражнения модуля «Слова» можно использовать для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка.

Модуль «Анализ».

Упражнения модуля «Анализ» позволяют организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков.

Модуль «Синтез».

Упражнения модуля «Синтез» позволяют работать над формированием фонематического восприятия у детей.

Блок «Лексика».

Данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению.

Модуль «Слова».

Упражнения модуля «Слова» позволяют работать над лексической стороной речи на основе различных семантических признаков. Данный модуль способствует формированию структуры значения слова, организации семантических полей на основе парадигматических связей слова.

При работе с упражнениями модуля «Слова» происходит развитие словаря детей по основным темам: «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Инструменты» и т. д., формируется понятие и значение обобщающих слов.

Модуль «Словосочетания».

Упражнения модуля «Словосочетания» позволяют работать над лексической стороной речи на основе словосочетаний, способствует организации семантических полей на основе синтагматических связей слов, а так же позволяет работать над грамматической структурой слов и словосочетаний.

При работе с упражнениями модуля «Словосочетания» происходит развитие словаря детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные» и «Птицы», формируется понятие и значение обобщающих слов. Программой предусмотрена возможность изменения сложности заданий. Это позволяет индивидуализировать коррекционно-образовательный процесс в соответствии с потребностями ребенка.

Модуль «Валентность».

Упражнения модуля «Валентность слов» позволяют работать над формированием лексической валентности слов на материале существительных, прилагательных, глаголов, грамматической структурой слов и словосочетаний, позволяет актуализировать и структурно организовать словарь ребенка по семантическим полям на основе парадигматических связей.

При работе с упражнениями модуля происходит развитие словаря детей по темам «Жилище», «Профессии», «Действия», «Признаки», формируется понятие и значение обобщающих слов.

Данную технологию в своей работе я использую как часть индивидуального занятия. Кроме того, я обучила детей некоторым элементарным действиям с компьютером. Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, я объясняю, что монитор, микрофон, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее.

Затем показываю ребёнку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделяется формированию правильного расположения перед монитором. Дети учатся, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поставить ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого ребенка подбирается наиболее удобная для него поза.

Для установления контакта с детьми стремлюсь увлечь их. Поэтому сначала демонстрирую, как нужно выполнять предложенные задания. Затем воспитаннику самому предлагаю выполнить задание. Особое значение здесь имеет правильный выбор порога чувствительности микрофона, который нужно установить для каждого ребёнка индивидуально.

Для ознакомления ребёнка с внутренними правилами программы «Игры для Тигры» привлекаю его внимание, учу концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне. Программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено, верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений (фотографии). Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы - Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.

Логопедическая коррекционная технологии «Игры для Тигры» и «Говорим правильно» помогает мне мотивировать ребёнка к трудной для него работе, делает занятие привлекательным, обеспечивает необходимый психологический и эмоциональный настрой, а также значительно сократило время формирования произносительных навыков, поспособствовало развитию самоконтроля у детей.


Заключение

Применение компьютерной техники в реабилитационных и образовательных учреждениях ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось специалистами. Оптимальное сочетание классических методов обучения с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.

Использование компьютерных средств в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Компьютерные технологии, используемые учителем-логопедом, позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития речевого общения и значительно повысить эффективность коррекционной работы.




















Используемая литература:

  1. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

  2. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

  3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Пермь 2007.

  4. Лизунова Л. Р. Формирование фонетических компонентов речи у дошкольников сл стертой формой псевдобульбарной дизартрии. Педагогические науки. 2004.- №4(8).

  5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2011.

  6. Программа «Игры для Тигры» - CD – диск.

  7. Программа для развития речи, формирования правильного произношения «Говорим правильно» - CD – диск.

  8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14).

  9. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Вопросы гуманитарных наук. -2004. №5(8)





Приложение

Рекомендации работы за компьютером

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

Упражнение 1 - со зрительными метками

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.

Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету.

Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Рекомендуются следующие варианты упражнений.

Упражнение 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.



Упражнение 2

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.



15



Скачать

© 2018 893 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!