Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностного ориентированно- образовательного процесса через коррекционные занятия в начальных классах
Материал подготовлен
учителем начальных классов
Гуртовой Н.А.
- Коррекционное занятие-
- Формирование социальных и коммуникативных навыков детей.
- Формирование у детей интереса и доступных знаний и представлений об окружающей действительности.
- Формирование и стимулирование сенсорного опыта ребёнка.
- Формирование у детей способов ориентировки и мобильности в окружающем мире.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:
– занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;
– занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
- на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
- на уровне взаимодействия с помощью полусопряженных (частично совместных) с педагогом действий;
- на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
- на уровне применения знаний по образцу;
- на уровне речевой инструкции.
Требования к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
- Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
- Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
- В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
- Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
- Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
- игры с песком (пескотерапия);
- игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией.
- В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
Организация индивидуальной работы
на коррекционных занятиях.
1 . Перед началом любого фронтального коррекционного занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
2 . На фронтальном занятии используется материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
3 . На фронтальном коррекционном занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
4 . На фронтальном занятии необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
Примерная структура фронтального занятия .
1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).
2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.
3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
- В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
- Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.
4. Релаксационные упражнения.
5. Прощание с ребенком.
Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)
Ход работы по теме
1. Обучающий эксперимент, когда учитель демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок.
2. В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное руководство действиями ребенка.
3. В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ
Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.) ( вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом).
Ход работы по теме.
1. Обучающий эксперимент.
2. Сопряженные или полусопряженные практические действия.
3. Предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.
4. Повторные сопряженные или же полусопряженные действия.
5. Повторное предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.
Примерные блоки комплексного занятия:
- этикет (умение здороваться, прощаться, поведение за столом, общение со взрослым и детьми)
- коммуникативная деятельность (работа с натуральными предметами, игровые речевые ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков)
- предметно-практическая деятельность (предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)
Ознакомление с окружающим миром, осуществляющееся следующим образом:
- ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.);
- создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д;
- использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника;
- усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года;
- передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень);
- передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д.
На занятии по формированию коммуникативных навыков и развитии речи следует соблюдать следующие требования:
- любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
- объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями;
- речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом;
- целесообразно иногда переходить на шепотную речь;
- обращать внимание на успехи ребенка.
Основные направления работы:
- Развитие речи и формирование коммуникативных навыков в ситуациях.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Письмо (Письмо по Брайлю).
- Сенсорное развитие.
- Чтение (ознакомление с художественной литературой).
- Изобразительная деятельность:
- Лепка (объемная, рельефная, барельефная)
- Аппликация
- Рисование
- Трудовое воспитание:
- Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание
- Формирование элементарных навыков социально-бытового труда
- Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
- Физическое развитие.
- Ориентировка в пространстве и мобильность.