СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:"Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностного ориентированно- образовательного процесса через коррекционные занятия в начальных классах."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка  в системе личностного ориентированно- образовательного процесса через коррекционные занятия в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностного ориентированно- образовательного процесса через коррекционные занятия в начальных классах."»

   Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностного ориентированно- образовательного процесса через коррекционные занятия в начальных классах  Материал подготовлен учителем начальных классов Гуртовой Н.А.

Коррекционная работа с обучающимися, как основной аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностного ориентированно- образовательного процесса через коррекционные занятия в начальных классах

Материал подготовлен

учителем начальных классов

Гуртовой Н.А.

Коррекционное занятие- Формирование социальных и коммуникативных навыков детей. Формирование у детей интереса и доступных знаний и представлений об окружающей действительности. Формирование и стимулирование сенсорного опыта ребёнка. Формирование у детей способов ориентировки и мобильности в окружающем мире.
  • Коррекционное занятие-
  • Формирование социальных и коммуникативных навыков детей.
  • Формирование у детей интереса и доступных знаний и представлений об окружающей действительности.
  • Формирование и стимулирование сенсорного опыта ребёнка.
  • Формирование у детей способов ориентировки и мобильности в окружающем мире.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка: – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию; – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

– занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал: на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия с помощью полусопряженных (частично совместных) с педагогом действий; на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента); на уровне применения знаний по образцу; на уровне речевой инструкции.

При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

  • на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
  • на уровне взаимодействия с помощью полусопряженных (частично совместных) с педагогом действий;
  • на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
  • на уровне применения знаний по образцу;
  • на уровне речевой инструкции.
 Требования к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:  Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, кукло-, танцевально-двигательной терапии). В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

Требования к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

  • Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
  • Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
  • В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
  • Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
  • Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
 К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.); рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия); игры с песком (пескотерапия);  игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  • включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
  • рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
  • игры с песком (пескотерапия);
  • игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
 К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:  занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие. включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий. изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  • занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
  • включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
  • изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией.
  • В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
 Организация индивидуальной работы  на коррекционных занятиях.   1 . Перед началом любого фронтального коррекционного занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка. 2 . На фронтальном занятии    используется  материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей. 3 .  На фронтальном коррекционном занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии. 4 . На фронтальном занятии необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

Организация индивидуальной работы

на коррекционных занятиях.

1 . Перед началом любого фронтального коррекционного занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

2 . На фронтальном занятии используется материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

3 . На фронтальном коррекционном занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

4 . На фронтальном занятии необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

  Примерная структура фронтального занятия .  1.  Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).  2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.  3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой. Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.  4. Релаксационные упражнения.  5. Прощание с ребенком.

Примерная структура фронтального занятия .

1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).

2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).

  • В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
  • Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

4. Релаксационные упражнения.

5. Прощание с ребенком.

   Тема:   Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей) Ход работы по теме 1. Обучающий эксперимент, когда учитель демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок. 2. В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное руководство действиями ребенка. 3. В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.  ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

Ход работы по теме

1. Обучающий эксперимент, когда учитель демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок.

2. В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное руководство действиями ребенка.

3. В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.

ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.) ( вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом). Ход работы по теме. 1. Обучающий эксперимент. 2. Сопряженные или полусопряженные практические действия. 3. Предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.  4. Повторные сопряженные или же полусопряженные действия. 5. Повторное предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.

Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.) ( вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом).

Ход работы по теме.

1. Обучающий эксперимент.

2. Сопряженные или полусопряженные практические действия.

3. Предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.

4. Повторные сопряженные или же полусопряженные действия.

5. Повторное предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.

Примерные блоки комплексного занятия: - этикет (умение здороваться, прощаться, поведение за столом, общение со взрослым и детьми) - коммуникативная деятельность (работа с натуральными предметами, игровые речевые ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков) - предметно-практическая деятельность (предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)

Примерные блоки комплексного занятия:

- этикет (умение здороваться, прощаться, поведение за столом, общение со взрослым и детьми)

- коммуникативная деятельность (работа с натуральными предметами, игровые речевые ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков)

- предметно-практическая деятельность (предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)

 Ознакомление с окружающим миром, осуществляющееся следующим образом: ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.); создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д; использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника; усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года; передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень); передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д.

Ознакомление с окружающим миром, осуществляющееся следующим образом:

  • ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.);
  • создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д;
  • использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника;
  • усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года;
  • передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень);
  • передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д.
На занятии по формированию коммуникативных навыков и развитии речи следует соблюдать следующие требования: любые задания должны предлагаться в наглядной форме; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями; речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом; целесообразно иногда переходить на шепотную речь; обращать внимание на успехи ребенка.

На занятии по формированию коммуникативных навыков и развитии речи следует соблюдать следующие требования:

  • любые задания должны предлагаться в наглядной форме;
  • объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями;
  • речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом;
  • целесообразно иногда переходить на шепотную речь;
  • обращать внимание на успехи ребенка.
 Основные направления работы:  Развитие речи и формирование коммуникативных навыков в ситуациях. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений. Письмо (Письмо  по Брайлю). Сенсорное развитие. Чтение (ознакомление с художественной литературой). Изобразительная деятельность: Лепка (объемная, рельефная, барельефная) Аппликация Рисование Трудовое воспитание: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание Формирование элементарных навыков социально-бытового труда Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность. Физическое развитие. Ориентировка в пространстве и мобильность.

Основные направления работы:

  • Развитие речи и формирование коммуникативных навыков в ситуациях.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Письмо (Письмо по Брайлю).
  • Сенсорное развитие.
  • Чтение (ознакомление с художественной литературой).
  • Изобразительная деятельность:
  • Лепка (объемная, рельефная, барельефная)
  • Аппликация
  • Рисование
  • Трудовое воспитание:
  • Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание
  • Формирование элементарных навыков социально-бытового труда
  • Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность.
  • Физическое развитие.
  • Ориентировка в пространстве и мобильность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!