СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: « Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Время показывает, что традиционная система оценивания, традиционные формы  и методы организации учебного процесса не оправдывают себя в  динамичном, быстро меняющемся мире. В век научно-технического прогресса необходимы  люди, мыслящие не стандартно, умеющие находить  новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, объективно оценивающие свои возможности, стремящиеся к самосовершенствованию. Становится очевидным, что одной из приоритетных задач школы является создание условий, способствующих стремлению к самообразованию и самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: « Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся»»

ГУ «Специализированная школа-лицей № 1

для одарённых детей г. Экибастуза»













Доклад на тему:

« Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся»












Нурмагамбетова Алма Галыевна

учитель начальных классов














2017г

Критериальное оценивание в начальной школе как основа самоконтроля и самооценки обучающихся.



Я всегда считала, что каждый должен заниматься своим делом: ученые разрабатывать методику, определять Госстандарт, обеспечивать учителя необходимыми учебниками и другими УМК, а учитель - учить, используя в своей работе рекомендованные и разработанные материалы.

В современном мире, в условиях обновления содержания образования я задаю себе вопросы: Кто находится в процессе обучения? Кто каждый день видит учеников и работает с ними? Кто может видеть проблемы изнутри и решать их? Кто апробирует нововведения на практике? Кто лучше учителя может видеть изменения в своих учениках? Ответ один – мы учителя. И наша задача не ждать чьих-то указаний – что делать, как работать, а самим активно работать по внедрению новых подходов в преподавание и обучение.

Оценивать работу учеников всегда являлось прерогативой учителя. Я никогда раньше, не задумывалась должен ли ученик участвовать в процессе оценивания или нет. Познакомившись с таким понятием как «Оценивание для обучения» первый вопрос, который я задаю себе «Зачем?». Когда мне предлагают метафору «Работа внутри черного ящика», я представляю себя тем учеником, который находится внутри этого черного ящика, где темно, страшно и ты не знаешь куда идти, что делать, и есть ли выход. Наверное, такие же чувства испытывает ученик, который во время урока не понимает, что он должен делать, как он должен делать, и зачем он это должен делать. А я как учитель должна создавать такие условия, чтобы каждый ученик чувствовал себя на уроке комфортно, был успешным и счастливым.

Время показывает, что традиционная система оценивания, традиционные формы и методы организации учебного процесса не оправдывают себя в динамичном, быстро меняющемся мире. В век научно-технического прогресса необходимы люди, мыслящие не стандартно, умеющие находить новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, объективно оценивающие свои возможности, стремящиеся к самосовершенствованию. Становится очевидным, что одной из приоритетных задач школы является создание условий, способствующих стремлению к самообразованию и самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха.

Поэтому в последние годы одним из направлений моей педагогической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Именно критериальное оценивание, на мой взгляд, позволит формировать у учащихся действий самоконтроля и самооценки. Под  критериальным оцениванием М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова понимают процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Современная школа требует от учителя оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Причем, оцениваться должны, не только знания и умения  - предметные результаты, но и  личностные результаты (готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению), -  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, а также метапредметные результаты, включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия .

Критериальное оценивание включает в себя два вида оценивания: формативное и суммативное. Формативная оценка – сбор информации о процессе обучения учащегося. Она проводится в ходе обучения, дает возможность ученику выявить пробелы в знаниях и скорректировать свою работу, учитель же накапливает информацию об усвоении учебного материала каждым учеником, которая помогает ему анализировать ее и планировать дальнейшую работу, соответственно осуществлять более качественно процесс обучения. Преимущества формативного оценивания заключаются в том, что ученик имеет возможность вырваться из так называемого «Черного ящика». При эффективной обратной связи, ученик получает четкую информацию о своих успехах или неуспехах, получает ответы на вопросы «Почему это произошло?» и «Что делать, чтобы это исправить?». При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Таким образом, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учениками как руководство к действию, рекомендации для улучшения собственных результатов, так как при критериальном оценивании учитываются результаты только итоговых работ.

Суммативная оценка – показатель уровня достижений ученика, проводится после завершения изучения темы, раздела. Этот вид критериального оценивания дает возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме, а учителю сделать заключительное суждение о достижениях ученика, выставить итоговые отметки. Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Вместе с тем важно помнить, что следует оценивать не только результат учебной деятельности, но также и прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты. Для того, чтобы оценивание было объективным необходимы определенные критерии. Поэтому формативное как и суммативное оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев, при этом критерии могут быть предложены не только учителем, а выработаны и самими учащимися.

При деятельностном подходе к обучению оценивание необходимо для того, чтобы :

  • стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;

  • помогать учиться на своих ошибках;

  • помогать понять, что не получается и в какой степени;

  • определять наличие тех или иных умений;

  • устанавливать степень овладения умением;

  • оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;

  • мотивировать учащихся на достижение успеха;

  • формировать действие контроля и оценки на основе выделенных критериев.

Отметка как форма количественного выражения при таких функциях оценивания результата деятельности учащихся теряет свой привычный смысл. В этих условиях оценка отражает, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

Основными задачами контроля и оценки становится определение учеником границ своего знания/незнания, объективная оценка своих возможностей, а так же понимания проблем, возникших в учебной деятельности, и путей их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Основными принципами критериального оценивания являются:

  • критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть понятными каждому ученику и предельно чёткими);

  • приоритет самооценки (самооценка ученика должна быть первичной, предшествующей оценке учителя. Для воспитания объективной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы));

  • гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);

  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в комфортных для учащихся условиях, не вызывающих стресс и тревожность).

При критериальном оценивании учебный процесс строится таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка своего личностного роста, своих достижений и недостатков, своей деятельности и своих возможностей, т.е. самооценка.

Самооценивание начинается у младших школьников с того, что ученик сам участвует в выработке критериев успешности, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания не может решить задачу формирования объективной самооценки. Если ученик не участвует в выработке критериев, не понимает значимость этих критериев, то самостоятельно адекватно оценивать себя не сможет.

Благодаря критериальному оцениванию происходит изменение отношений между учеником и учителем. Это сотрудничество будет направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Содержательный контроль со стороны учителя и самооценка учеников предполагает выявление индивидуальной динамики усвоения каждым ребёнком знаний и умений по учебным предметам, при этом не допускается сравнение уровня достижений одного ученика с достижениями других.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.

Самоконтроль невозможно осуществить без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, модельного ответа то есть того, что должно быть в идеале.

При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть представлен в различных формах: устной, письменной, графической.

В ходе самооценки происходит операция сравнения учеником выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка. Таким образом, осуществляется самоконтроль своей деятельности. Это позволяет ученику ставить цели, планировать шаги для достижения поставленных целей.

Существуют различные техники и приемы формативного оценивания, которые помогают учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам включится в этот процесс через самооценивание и взаимооценивание, формируют у учащихся действие контроля. Я предлагаю некоторые из них, наиболее приемлемые для использования в работе с младшими школьниками.

Таблицы самооценивания.

Можно использовать на этапе рефлексии.

Что я хорошо усвоил?

Где допущены ошибки?

Над чем надо работать?







«Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Для определения уровня усвоения изучаемого материала, практически на каждом уроке применяется работа по мини – тесту. При этом ведется  оценивание знания конкретной информации. Этот тест предлагает выбор из множества предложенных ответов.



Прием «Продолжи предложение» можно использовать на разных этапах урока. Я использовала этот прием на уроке русского языка в 4 классе при изучении темы «Лексика».

1.Словарный состав языка называется __________________________________.

2. Лексическое значение слова объясняет _______________________________.

3. Однозначные слова – это слова, имеющие _____________________________.

4. Синонимы – это ___________________________________________________.

5. Слова имеющие несколько лексических значений называются ___________.

6. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению называются ________________.

7.Антонимы – это ____________________________________________________.

Также использую в своей работе различные оценочные листы. Они составляются по выработанным совместно с учениками критериям, для определенного задания. Например: на уроке русского языка в 4 классе по теме «Части речи», ученикам было дано задание написать СМС сообщение ветеранам Вов. Для успешного выполнения данного задания были выработаны следующие критерии.

Критерии

Баллы

1

Назван отправитель

2

Назван адресат

3

Указан адрес

4

Название праздника

5

Пожелание

6

Краткость


МАХ

В заключении хочется отметить, что если мы будем совместно с учениками обсуждать критерии успешности, дадим им возможность оценивать свою работу и работы других учеников, будем задавать правильные вопросы, выберем наиболее приемлемые приемы «обратной связи», то наши ученики будут чувствовать себя уверенно в процессе обучения, они будут знать используя критерии оценивания свои пробелы в знаниях, научатся выявлять свои ошибки и определять каким образом их устранить, смогут давать объективную оценку своим действиям.























Список литературы.

  1. Руководство для учителя.

  2. Система оценки достижения планируемых результатов: метод. рекомендации/ авт. – сост. Е. В. Благинина [ и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2013.

  3. Словарь-справочник по педагогике / авт. Сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!