Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в образовании"
Личностно-ориентированный подход в образовании имеет длительную историю. Сложившиеся в настоящее время взгляды, методы и технологии такого подхода свидетельствуют о том, что личностно-ориентированными являются большинство технологий образования. И действительно, в его рамках отчленить познавательную составляющую от воспитательной и развивающей, просто невозможно. В литературе даже можно встретить мнение, что развивающая и воспитательная задачи здесь являются превалирующими.
Представляется целесообразным начать с правил, которые выработаны в личностно-ориентированном подходе.
Правила личностно-ориентированного образования:
1. Формы организации учебно-воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
2. Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
3. Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
4. Помогать обнаруживать ошибки.
5. Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
6. Формировать положительную самооценку ребенка. Оказывать помощь в развитии собственного «Я» в процессе обучения.
7. Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
8. Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении. Развивать познавательные стратегии учащихся.
9. Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
10. Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
11. Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
12. Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.
13. Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
14. Учитывать состояние и настроение ребенка.
15. Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
16. Крепко удерживать учебно-воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
17. Получать удовольствие от общения с детьми.
18. Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.
19. Осуждать поступок, но уважать личность. Исключать методы наказания унижающие личность.
Приведенные правила дифференцировать по ориентации на какую-либо одну из триединой педагогических задач представляется невозможным.
До известного времени технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности "извне”, без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
Средством индивидуализации обучения служили сами знания, а не их конкретный носитель — развивающийся ученик. Знания организовывались по степени их объективной трудности, новизны, уровню их интегрированности, с учетом рациональных приемов усвоения, "порций” подачи материала, сложности его переработки и т. п.
Психологическая модель личностно-ориентированной педагогики до последнего времени сводилась к признанию различий в п о з н а в а т е л ь н ы х с п о с о б н о с т я х,
В образовательном процессе познавательные способности проявляются в о б у ч а е м о с т и, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний
С позиции психологии целью образовательного процесса является развитие, коррекция обучаемости, как познавательной способности; оценка уровня ее проявления (дети с повышенной и пониженной обучаемостью); анализ особенностей ее становления у детей одаренных, с различными нарушениями развития.
Образовательный процесс, по мнению психологов, должен быть ориентирован на цели развития личности, ее способностей. Эта цель осознанно формулировалась психологами, начиная примерно с 60-х гг.
Использование личностно-ориентированного подхода в своей практике я хотел бы изложить в виде правил преподавания учебного материала. Они выработаны не мной, а практикой педагогики. Понятно, что ориентации на какой-либо конкретный предмет в этих правилах нет. Опыт применение их при преподавании информатики, на мой взгляд, позволяет существенно повысить эффективность урока, увеличить степень усвоения материала и развивает обучаемость детей.
В различных литературных источниках приводятся разные наборы таких правил. Мной сделана своеобразная выборка из них.
Некоторые правила преподавания материала:
1. Изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное п р е о б р а з о в а н и е наличного субъектного опыта каждого ученика;
Пример из преподавание темы «Графический редактор» в шестом классе. Объясняя особенности редактора Paint я задаю ворос о том, каким образом люди получают рисунки – изображения. Краски и карандаши – наиболее «правильный» ответ учащихся. У меня следующий вопрос: «А мозаика?». Учащиеся поддерживают эту идею. Я задаю еще вопрос: «Как выглядит мозаика при удалении зрителя от изображения?». На раздумья уходит чаще всего секунд 5. Ученики начинают понимать идею «сглаживания» отдельных «пятен» в единое изображение. После минутного обсуждения этой ситуации я предлагаю решить вопрос с построением изображения на мониторе. Практически всегда идея точечного изображения «всплывает» сразу же. Таким образом, опираясь на субъектный опыт учеников, и развивая его я легко перехожу к пиксельному «устройству» мониторного изображения.
На уроках по теме «Программирование» я использую аналогичный прием. Приведу логическую цепочку обсуждения одного вопроса. Формулы в математике и физике – буквенные обозначения – могут иметь разные значения - «переменные» - вычислить «а+в» – надо помнить значения «а» и «в» - память – переменные в программировании - ячейки памяти. Вычисляет по формуле – ученик. Всегда вызывает живой интерес учащихся мой вопрос о том, что нужно иметь, чтобы вычислить формулу – правильный ответ – память. Чаще я каким-либо приемом подсказываю его. Мы видим, что и здесь опора на наличный опыт ребенка и развитие этого опыта. Я обратил внимание, что ученики потом твердо знают, что каждая переменная это ячейки памяти.
2. Конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику в о з м о ж н о с т ь в ы б и р а т ь его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
Приведу пример из темы «Редактор текстов». На столе перед каждым учащимся лежит несколько страниц различных текстов. Выбор текста за учащимися . Кроме этого мной предлагается две схемы действий. Набор текста как есть – не меняя установки редактора. Другой вариант – сначала установить нужные параметры страницы и текста , а затем набирать его. Дополнительный выбор для учащихся – для каждого текста приведены балльные оценки. Важно и то, что для одного и того же балла есть несколько вариантов текста. Думаю, что понятно и то, что используемый текст - художественный. Нюанс – есть тексты ориентированные более для девочек, а есть – для мальчиков.
3. При составлении учебного текста необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения (описательному, объяснительному и т. п. ) учитывать также личностное отношение ученика при работе с этим текстом.
Приведенный мной пример к пункту 2 иллюстрирует и данный пункт. Однако, я хочу привести еще один пример из другой темы. Электронные таблицы. При изучении вопроса о использовании формул я предлагаю уже готовые различные по содержанию ЭТ, в которые необходимо добавить формулы и вычислить по ним. При этом, в предлагаемых ЭТ в разной форме приведены «шпаргалки» по составлению формул. В общей сложности у меня на урок есть комплект из 10 таблиц. Необходимое пояснение: «шпаргалки» разные по качеству – более и менее полные, текстовые и «формульные» - понятно, что «формулы» даются мной в текстовом формате. В случае отсутствия «шпаргалок» в ЭТ-задании я подсказываю выход – использовать Help Excel.
4. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде изложения правил, предписаний, алгоритмов действий), или путем организации самостоятельных поисков (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т. п. ). Самостоятельность в поиске оптимальных способов выполнения задания является не только средством обучения, но и целью.
В пункте 3 я уже привел пример использования учащимися разных приемов решения задач. Кратко приведу еще одну ситуацию на уроке. Программирование – Pascal. Задачи на поиск и арифметические действия с массивами. Закрепление материала. Предлагаются несколько задач. Для получения одного и того же балла можно взять разные задачи. В начале урока я активизирую деятельность учащихся примером решения задачи с «подвохом». Он заключается в том, что приводимое мной решение не единственное. В нескольких штрихах, но не приводя подробного решения, я поясняю его. Затем, обращаю внимание учащихся на то, что их задания то же с несколькими решениями. Важным, в моей деятельности на таком уроке, является наблюдение и анализ выбора учащимися своих заданий. Необходимо учитывать, что учащиеся работают в парах. Мое вмешательство в ситуацию выбора носит чрезвычайно мягкий характер: в варианте «обратите внимание на это задание. В нем …». Иногда мое вмешательство направлено против «диктата» одного из учеников паре. Задача такого вмешательства – поддержание стабильности и эффективности работы пары в целом. Этому способствует, кроме того, и соревнование пар между собой, которое в той или или мере возникает и поддерживается мной. Важным моментом консолидации учащихся является и этап выставления оценок. Я стараюсь подчеркивать конкретный вклад каждого в общий результат.
Как не парадоксально это звучит, но источником приемов наблюдения, внимания, памяти, т. е. интеллектуальных приемов, является не учитель, а сам ученик. Учитель только как бы помогает ученику их "опредмечивать”. Анализ способов учебной работы школьников помогает обогатить дидактику, создает необходимые условия для проектирования процесса учения (а не обучения, как чего-то изначально заданного).
Небольшой пример из урока в 6-классе. Создается изображение домика и забора вокруг него. Обращаю внимание на то, что один из учеников использует копирования фрагмента в «пошаговом» варианте: сначала одну планку забора, затем две уже имеющиеся, и так далее. Жду, что будет далее. «Накопив» секцию забора ученик продолжает использовать ту же идею – теперь применительно к секциям. Я тут же тиражирую этот способ, привлекая внимания других учащихся. Результат – окон в домиках учащихся было белее чем достаточно и все одинаковые. Я, на том же уроке, распространил прием тиражирования чуть дальше – копирование с изменением размера
Конструкция учебных материалов должна быть тоже разная. В первом случае ученик получает задания с указанием тех приемов, которыми он должен воспользоваться. Во втором, ему предлагается выполнить задание (решить задачу), а затем описать способы выполнения. Критерии продуктивности работы ученика при этом, конечно, будут различными. Прием «показывай и рассказывай как ты это сделал» наиболее эффективен тогда, когда в слушают и смотрят другие учащиеся. Эффективность усвоения материала здесь возрастает вдвое – у тех кто рассказывает и у тех кто слушает. Кроме того, каждый слушающий ученик еще и придирчив. Моя задача, в таких ситуациях, как правило, не допущение «критиканства». Я использую для этого такой прием: критику предлагаю не прикасаясь к компьютеру (где идет демонстрация), рассказать (именно рассказать) как бы он это сделал.
Хотелось закончить одной известной мыслью: «Не ожидать «окончательных результатов» процесса учения – осознавать, что единственный «окончательный результат» - возросшая самостоятельность и инициативность ученика в получении новых знаний, умений и навыков».