В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Сегодня учитель находится в условиях, когда встают проблемы ориентации и отбора информации, пересмотра своей «Я - Концепции», обновления прежних форм и методов работы. То есть при изменении содержания образования должен появиться педагог новой формации.
Государство ставит целью педагогического образования: развитие компетентности педагога, развитие его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего 12-летнего образования.
Существует три взаимосвязанных пространства, без которых нельзя говорить о личности педагога и подойти к достижению намеченной цели. Это: личность учителя, педагогическая деятельность учителя, педагогическое общение. Эти три пространства объединены единой глобальной задачей развития личности ученика. Они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития. Педагог как личность призван быть центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, организатором деятельности учащихся. Именно он является личностью, создающей условия для самореализации личности каждого ученика.
В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации дается определение педагога новой формации. Учитель новой формации — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому.
Считаю, что как личность, учитель должен отвечать требованиям трёх уровней:
- визуального, когда он хорошо одет, причёсан, обладает красивой мимикой, отличными манерами, культурой речи, движений;
- интеллектуального, когда учитель имеет образование, потребность к исследовательской деятельности, обладает способностью к обработке информации, осмыслению и применению в практической деятельности;
- духовно-нравственного, когда учитель имеет твёрдую гражданскую позицию, соблюдает нормы морали, обладает духовностью, интеллигентен.
Как педагог, учитель должен задумываться над собственной педагогической деятельностью и понимать, что и как ему нужно изменять в организации совместной с ребёнком деятельности. Раз меняется характер педагогической деятельности, значит меняется и сам учитель. Он даёт возможность ребёнку принимать участие в изменении хода урока, влиять на его темп, ритм, пространство, характер и объём выполняемых заданий.
Немаловажным является и умение педагога общаться с учащимися, так как всем известна истина, что результаты педагогического труда во многом определяются взаимоотношениями учителя и учащихся на уроке. А эти взаимоотношения выявляются посредством общения.
Современному учителю присущи следующие личностные характеристики:
- потребность и способность к активной и разносторонней инновационно-педагогической и социально-культурной деятельности;
- тактичность, чувство симпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с коллегами и учащимися;
- готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
- понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
- умение обеспечить внутришкольное и межшкольное общение, умение предотвращать конфликты в ученических и коллективных сообществах;
- знание особенностей психического развития учащихся и стремление вместе с ними целенаправленно создавать педагогические условия, необходимые для их саморазвития;
- способность к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Решение глобальной задачи - гармоничного развития человека немыслимо без понятия компетентность как для учащегося, так и для учителя.
Можно выделить пять компетентностей педагога:
духовно – нравственную, когда присутствует уважение, понимание и соблюдение прав человека, вера в основные свободы как гарантии справедливости и мира на земле; понимание общечеловеческих ценностей и культур; свобода , терпимость и уважение правды;
правовая компетентность, когда человек знает и уважает права человека и гражданина, знает институты прав человека и механизмы их защиты, знает основные понятия, связанные с правами человека и умеет действовать в случае необходимости в интересах защиты прав человека, как собственных, так и других людей;
интеллектуальная, когда человек умеет проявить свои таланты и творческий потенциал, стремится к сохранению собственного Я, умеет планировать собственную жизнь, приобщается к науке, к методам использования её достижений;
коммуникативная, когда присутствует личная независимость, уважение свободы, прав и достоинств других, инициативность, конкурентоспособность на рынке труда;
социально – культурная, имея эту компетентность, учитель умеет жить в сообществе, понимает ,что такое обязанность, долг, ответственность, терпимость и толерантность, осознаёт собственную социальную роль в процессе труда и жизни общества, понимает самого себя, другого во всём его своеобразии, умеет устанавливать с другим человеком конструктивные отношения, не основанные на подавлении, умеет разрешать конфликты, принимать на себя ответственность, понимает и умеет пользоваться механизмом защиты прав человека на любом уровне.
Компетентности педагога напрямую зависят от ресурсов, то есть от знаний, умений, которыми владеет учитель. Это методологические основы личностно - ориентированного, индивидуального и компетентностного подходов к обучению и механизмы их реализации; содержание образования по предмету на базовом и профильном уровнях; методику, разработку и организации элективных курсов; методику организации проектной, научно – исследовательской деятельности учащихся. Учитель должен уметь проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской и социальной практики.
Под индивидуальной педагогической позицией я понимаю осознание системного подхода в педагогической профессиональной деятельности, построение собственной педагогической концепции, ориентацию педагогического проектирования на личность ученика, установку на относительность всякого знания и на диалог с воспитанником, утверждение права ученика на инакомыслие, индивидуальность.
Определяя собственные приоритеты, учитель должен: стремиться к познанию инновационных процессов, стремиться к анализу педагогических фактов, явлений и процессов, стремиться к максимальной самореализации профессионально-педагогической деятельности, осмыслить новую парадигму развития общества, воспринимать тенденции развития системы среднего образования, участвовать в процессе реализации новых идей в системе образования, моделировать систему собственной деятельности ,овладевать познанием педагогических законов, принципов, категорий, работать на экспериментальных площадках.
Исчерпав все эти ресурсы, приходим к конечному результату, определённому социальным заказом общества, а именно, получаем личность, имеющую лингвистическую компетентность, обладающую прочными знаниями, всесторонне развитую, с хорошей эрудицией и вкусом, раскованную и трудолюбивую, целеустремлённую и любознательную, честную, добрую, внимательную, милосердную, профессионально направленную личность с развитыми творческими способностями, личность, умеющую принимать решения с учётом жизненных обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и окружающих способами , стремящуюся к постоянному успеху.
Очевидно, что всем перечисленным выше требованиям может удовлетворить далеко не каждый педагог, а лишь тот, кто имеет, помимо базового педагогического образования, еще и тенденцию к саморазвитию, творческому поиску, а также развитую способность к рефлексии реальности, личностной импровизации.
Преподаватель – главный субъект инновационной деятельности общеобразовательного процесса. Влияние этой категории на все процессы, происходящие в образовательной сфере, является во всех отношениях определяющим. Специфика инновационной деятельности преподавателя заключается в том, что она формируется в сфере общения преподавателя с обучающим.
При этом важна правильная организация методической работы на всех уровнях на основе инновационного подхода.
Формирование педагога новой формации, как ведущего фактора реализации поставленных задач в соответствии с современными тенденциями развития казахстанского образования.
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының
« Фёдоров ауыл шаруашылығы колледжі»
коммұналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны
КГКП «Фёдоровский сельскохозяйственный колледж»
Управления образования акимата Костанайской области
«Модель педагога новой формации»
Подготовила: Нуржанова Р.Б.
с.Федоровка
2014г.