Доклад на тему: « УРОКИ С ИЗМЕНЕННЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ».
Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка.
Цель: познакомить учителей с нестандартными уроками, с методикой их проведения.
1. Урок – лекция.
Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений,
образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции.
1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.
2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.
3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
4. Введение в тему.
5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.
6. Применение знаний для решения практических заданий.
Методика проведения урока-лекции.
При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.
Проблемная ситуация возникает в результате целенанаправленной деятельности учителя.
Способы создания проблемной ситуации: постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения;
- создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия;
- постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;
- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.
Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения.
Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.
Возможны различные варианты организации работы.
Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий.
При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необходимые определения, теоремы и т. п., которые будут активно использоваться на уроке.
Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.
В проблемно-развивающем обучении предлагается следующая типология лекций.
1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.
4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.
5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.
6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации".
7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.
8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
3. УРОКИ, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА ФАНТАЗИЮ
1. УРОК-СКАЗКА
Цель: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, вызвать радость от общения с книгой, внимание к слову; отработка навыков выразительного чтения; воспитание внимательности, ответственности.
От сказки душе счастье и уму раздумье.
А. Платонов.
Ход урока:
1. Рассказ-беседа о сказках.
2. Конкурс названий. Каждая команда должна придумать себе название, пояснить свой выбор.
3. Конкурс "Сказка - мудрость народная". К доске прикрепляется «ромашка» с шестью лепестками. Участники крутят «ромашку»; на какой лепесток укажет стрелка, то задание выполняет команда.
4. Конкурс "Угадай героя сказки". Каждая команда выбирает героя, а другие, задавая вопросы, должны его отгадать.
5. Конкурс "Верни в сказку!". Увидев на рисунке предмет, дети должны назвать сказку, где о нем говорится.
6. Конкурс "Радиосказка". Чтение в лицах. Ребята должны озвучить сценку из сказки. Учитель предлагает командам или готовые, отобранные эпизоды, или просто называет команде сказку, а участники сами выбирают эпизод, распределяют роли. Побеждает та команда, которая лучше других "сказывает" сказку.
7. Викторина по сказкам.
В конце урока - возвращение к вопросу, заданному в начале работы, подведение итогов.
2 вариант.
Может проводиться после изучения темы.
Цель: Прививать учащимся любовь к чтению, внимание к слову; отработка навыков выразительного чтения; воспитание внимательности, ответственности.
Ход урока:
1. Рассказ - беседа о сказках.
2. Распределение по командам, выбор названия и его защита.
3. Выполнение различных заданий.
4. Викторина по сказкам
5. Подведение итогов урока.
3 вариант. Ход урока:
1. Класс разбивается на 2-3 команды.
2. Учитель начинает рассказ, ставит проблему.
3. Учащиеся, применяя полученные знания, решают проблему.
4. Выводы, обобщения.
2. УРОК ТВОРЧЕСТВА
Цель: повторение и обобщение по теме на основе развития креативных навыков. Ход урока.
1. Класс делится на 5 групп (формируются по желанию или по усмотрению учителя).
2. Создается жюри, которое совместно с учителем продумывает систему оценок за все виды деятельности.
Каждой группе вручается задание:
- первая и вторая группы составляют кроссворд (каждая свой) зашифровав, строго научно или шутливо, термины и явления по данной теме;
- третья и четвертая группы готовят аукцион (каждая группа свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающих несколько верных ответов; каждый правильный ответ оценивается баллами;
- пятая группа пишет план-сценарий учебного кинофильма по теме урока. Условие: чтение плана рассчитывается на 3 минуты.
4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (канцелярские принадлежности, учебники, справочная литература, пособия) и краткими инструкциями. Время работы - 10 минут.
5. Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все группы). Все набранные баллы фиксирует жюри.
Баллы, набранные каждым участником группы, суммируются.
6. Анализ, обобщения и выводы. Оценивается результат работы каждой группы. Жюри объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов и места, занятые другими группами.
Подобные уроки позволяют развить умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность.
Рекомендуется для проведения в средних и стари классах.
Для проведения урока в его начале образуется жюри двух-трех человек, которое оценивает работу групп подводит итоги.
Методические советы.
Учитель сам формулирует задания для аукционов; тогда на уроке будет использоваться только два вида творческих работ, но больше шансов прийти к ответам, которые нужны для философских обобщений.
Если не планировать философские обобщения, можно смело предлагать все три вида творческих работ.
Если урок сдвоенный, то после ознакомления с план самодеятельного фильма можно показать аналогичный названию учебный кинофильм или фрагмент из него и I просить учеников провести сравнение материалов.
3. УРОК - ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Цель - практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся.
Подготовительный этап:
1 Тема и дата урока объявляется заранее (в зависимости от сложности темы – один -два месяца).
2. Объявляются варианты творческих заданий по те! например, изготовить прибор, разработать проект, про вести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает себе задание по интересам.
3. Работать можно индивидуально или группой (творческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.
Требования к отчету: дать обоснование выбора вопроса и форм работы, изложить суть и объяснить полученные результаты, показать их практическое применение.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя.
2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа - докладывает один).
3. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников и членов приемной комиссии (учителя, родители, учащиеся, приглашенные гости). В ответах могут участвовать и члены группы, готовившей задание.
4. Подведение итогов.
Оцениваются результаты работы учеников по выбранным заданиям (при групповом выполнении все члены одной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.
4. УРОК-СОЧИНЕНИЕ
Подобные уроки позволяют реализовать связи теории с практикой, продолжить развитие у школьников наблюдательности, аналитических способностей, умения излагать свои мысли связно и аргументировано; проверить усвоение темы у всего класса.
Рекомендуется при изучении дисциплин естественно-математического цикла в средних и старших классах.
Цель - закрепление знаний по теме, развитие умения анализировать.
Ход урока:
1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 известных каждому ученику случаев из жизни, где встречаются изученные на уроках явления или понятия.
2. Описание в сочинении различных явлений и краткое их объяснение.
3. Оценка сочинений - учитывается количество примеров, языка мысли, качество объяснения примеров и то, как они "вписаны" в рассказ.
5. УРОК - ОСМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ
Эти уроки - итог домашней работы школьников.
Цель уроков-выставок: расширить кругозор учащихся, дав новую информацию; развить самостоятельность, эстетический вкус (при оформлении работ и их созерцании) и умения вести рассказ, выступать перед товарищами; привить интерес к предмету, пропагандировать широкий спектр знаний, творчество.
Подготовительный этап.
Темы уроков-выставок объявляются заранее, примерно за месяц; тогда же определяют названия и содержание ее разделов (стендов), формируют группы, создающие разделы. В состав каждой группы, готовящей экспозицию, входят оформители-умельцы (подбирают экспонаты-рисунки, модели, таблицы, чертежи - и монтируют их на стенде) и экскурсоводы-знатоки (дают краткие пояснения по стенду).
Ход урока:
Знакомство с основными разделами выставки.
Рассказы экскурсоводов-знатоков с краткими пояснениями по стендам.
Подведение итогов выставки.
6. УРОК-ВЕРНИСАЖ 1 вариант
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся. Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Рассказ экскурсовода-ученика о человеке, которому посвящена выставка.
Рассказ об основных темах творчества.
Заключительное слово учителя.
2 вариант.
Вступительное слово учителя.
Рассказ о вернисаже.
Вернисаж (французское слово) - торжественное открытие художественной выставки. Название происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием выставки.
Публичные показы художественных произведений были известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность началась во Франции в 18 в, когда были открыты салоны, получившие названия потому, что художественный показ производился в салонах Лувра.
Работа реставрационной мастерской.
Рассказ о жанрах изобразительного искусства.
Подведение итогов урока.
3 вариант.
К данному уроку готовятся три учащихся - "экскурсовода".
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Рассказ первого экскурсовода о том человеке, которому посвящена выставка.
3. Рассказ второго экскурсовода о семейном укладе художника.
4. Рассказ третьего экскурсовода об основных темах творчества.
5. Заключительное слово учителя.
4. УРОКИ, ИМИТИРУЮЩИЕ КАКИЕ-ЛИБО ЗАНЯТИЯ ИЛИ ВИДЫ РАБОТ
1. УРОК-ЭКСКУРСИЯ
Планируется учителем. Во время подготовки и проведения могут быть использованы: наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация и т. д.
В практике работы современной школы широко используются экскурсии в учебном процессе. По некоторым предметам являются обязательными, предусмотренными учебными программами.
Цель: На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
Виды: по содержанию учебного материала; по месту проведения; по основной дидактической цели и месту, которое занимает данная экскурсия в изучении темы.
1. Вводные. 2. Предварительные. 3. Текущие. 4. Сопровождающие. 5. Итоговые или заключительные. 6. Комплексные.
Формы: Исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино-, теле-экскурсии, уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии.
Организация.
1. Класс делится на группы.
2. Учитель излагает каждой группе задания, связанные с изучением объектов.
3. Краткое сообщение о предприятии и технике безопасности.
4. Поход по маршруту, знакомство, сбор необходимых сведений. Решение поставленных задач.
6. Оценка полученных результатов (практическая значимость, количество и качество собранных сведений).
На таких уроках реализуется связь теории с практикой (учащиеся дополняют полученные в школе знания, практическими), интенсифицируется познавательный процесс.
2 вариант.
1.Сообщение темы, цели и задач урока;
2. Актуализация опорных знаний учащихся;
3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
4. Обобщение и систематизация знаний;
5. Подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.
2. УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Цель - знакомство учащихся с производственными объектами, развитие наблюдательности. Ход урока:
1. Учитель заранее готовит комплекты фотографий.
2. Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает необходимый комплект фотографий.
3. Каждая группа ведет экскурсию по "своим" объектам.
4. Аукцион деловых идей. Учащиеся предлагают варианты решения конкретных проблем, стоящих перед руководителями данных объектов (с экономической, социальной и т.д. точек зрения).
5. Подведение итогов.
3. УРОК-ЗАЩИТА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Цель: Самостоятельное знакомство учащихся с природой и деятельностью страны. Методика проведения:
Весь класс - туристическое бюро, которое дает рекламу своему туристическому пункту.
1. Формирование групп учащихся (по желанию или усмотрению учителя)
2. Создание рекламы по плану описания пункта:
- географическое положение, рельеф;
- полезные ископаемые;
- климат;
- природные зоны и внутренние воды;
- население;
- основные занятия и т. д.
3. Оценка работы специальной «международной комиссией».
4. Оформление общего рекламного листа.
Пример: 7 класс, география.
В ходе изучения текста учебника, карт, дополнительного материала учащиеся знакомятся с природой и деятельностью страны самостоятельно.
Весь класс - это туристическое бюро, которое должно как можно интереснее рекламировать свой туристический пункт в Австралии (или любой другой стране). Оценивается работа специальной "международной комиссией", которая состоит из 2-3 "дипломатов" Ребята готовятся на уроке, разбившись на 4 команды.
Командам выдаются вопросник, лист бумаги, цветные карандаши, иллюстрации по Австралии (для оформления рекламного листка).
Туристические пункты Австралии: пригороды Канберры, городов Алис - Спрингс, Дарвина, Перта.
Каждый член команды занят определенным делом. Один - оформитель, остальные - редакторы-журналисты, которые на небольших полосках ищут ответ на 1-2 пункта плана описания. Ученик-оформитель затем прикалывает иголочками ответ на общий рекламный лист.
После этого созданные рекламы зачитываются и оцениваются. Если команда при описании пункта допустила ошибку, то ее имеет право исправить другая команда, получая при этом дополнительное очко. Выигравшая команда получает "5", но если командир и члены команды не согласны, то команда сама вправе понизить отметку любому члену команды.
План описания пункта:
1. Географическое положение. 2. Кто освоил эти территории, кто там жил раньше? 3. Рельеф. 4. Полезные ископаемые, почему именно такие? 5. Климат (климатический пояс, влажность и ее причины, времена года). Что надеть, что взять с собой? 6. Природные зоны и внутренние воды 7. Использование этих земель человеком (комплексная карта): какие культурные растения и животные, какая промышленность? 8. Ближайший населенный пункт и численность населения. Какова средняя плотность населения. Есть ли в этом районе заповедники и резервации?
Устный выпуск стенгазеты: ученики по очереди рассказывают о прочитанном и после каждого рассказа вывешивают соответствующую стенгазету - бюллетень с кратким комментированием.
5. УРОКИ С ИГРОВОЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВОЙ
Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли...
И.А. Сикорский
"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса"
Ш.А. Амонашвили.
Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе весьма сложно. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследования)1.
Эта группа объединяет уроки нескольких типов. Организуя их, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Для игровых форм урока характерно:
- моделирование определенных видов практической деятельности;
- моделирование условий, в которых протекает деятельность;
- наличие ролей, их распределение между участниками игры;
- различие ролевых целей участников игры;
- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
- наличие общей цели у всего игрового коллектива;
- групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Процесс игры способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативности знаний.
К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.
Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении данных уроков.
Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.
Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр.
Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.
Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.
Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.
Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Требования к проведению дидактических игр:
- игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
- игра должна быть построена на интересе;
- обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик - учитель - ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.
Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.
Этапы игры включают: 1 Предварительную подготовку, класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам. 2. Игру. 3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
1. УРОК «ПОГОНЯ ЗА ПЯТЕРКАМИ» Цель: Закрепление умений решать разнообразные типы задач. Ход урока:
После того, как учащимся показан алгоритм решения типовых задач по теме, начинается отработка этих знании.
1. Классу предлагается для самостоятельного решения серия похожих задач: на доске написаны их номера.
2. Каждый начинает работу в своей тетради. Тот, кто нашел путь решения, по своему желанию, не спрашивая разрешения учителя, молча выходит к одной из частей доски и пишет это решение в общем виде, а также вывод.
Таким образом могут предъявить педагогу свое решение 5 человек у задних досок и 5 - у передних. Если работа сделана правильно, учитель молча подает знак, и автор получает в тетрадь оценку "5" или "4". Если она выполнена на "3", то оценка не выставляется.
3. Аналогичным образом учащиеся решают все другие задачи, "вынесенные" на урок. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (в зависимости от его активности).
4. В конце на основании учета всех отметок в классный журнал выставляется итоговая.
2. УРОК-ИГРА «ВОСХОЖДЕНИЕ» Форма занятия: индивидуально-групповая (командная).
Оборудование: Магнитофон и магнитофонные записи, настенная контурная карта, 6 фигурок человека (размер '5-6см) разного цвета, жетоны, стихи Р. Шмакова (на плакате).
Я знаю - где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать-
Я должен там когда-то побывать.
Оформление класса: 1. Настенная контурная карта. 2. Большой рисунок горы (на доске).
Правила игры. Играют шесть команд (по 4-5 человек). Каждой команде задается по одному вопросу или заданию на каждом привале. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда получает жетон и поднимается в гору на 100 метров (для этого и предназначены шесть разноцветных человеческих фигурок, заранее вырезанных). В команде ребята сами решают, кому отдать жетон, то есть отдают тому, кто был ближе к правильному ответу.
Выигрывает та команда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других.
После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.
30. УРОК «СЧАСТЛИВЫЙ ПРОМЫСЕЛ» Ход урока:
Учащимся дается время для ознакомления с текстом параграфа.
На доске развешиваются номера вопросов.
Ученики пытаются попасть в номер из игрушечного лука или игрушечного пистолета.
Ответ на вопрос.
Оценивание ответа, комментирование.
Среди вопросов есть пустой, на котором написано «клад». Если ученик попадает в него, то автоматически получает «5».
Подведение итогов урока.
Пример: География, 7 класс.
Первоначально учащимся дается время для ознакомления с текстом параграфа, а затем начинается "океанический промысел". Номера вопросов развешиваются на стене. Ребята пытаются попасть в номер из игрушечного лука или игрушечного пистолета. Взяв вопрос, пытаются на него ответить. Если отвечают, то получают оценку в зависимости от того, как ответили. Среди вопросов есть пустой, на котором написано "Клад". Если ученик попадет в него, то автоматически получает "5". Примеры вопросов:
- Почему океан называют драгоценной шкатулкой?
- Где в океане "ревущие широты"? Что это такое?
- Где на карте океанов восточное побережье, а где западное? Чем они отличаются друг от друга? Почему?
3. УРОК-ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
Проводится как итоговый урок по теме. Цель урока:
Дать учащимся возможность оценить свои знания путем выбора заданий. Систематизация знаний учащихся.
Ход урока:
В начале путем жеребьевки определяются две команды-участницы: "Крестики" и "Нолики", по 5-8 игроков в каждой. Вместо жеребьевки можно предложить ребятам разгадать загадки, имеющие отношение к теме урока.
На доске вывешивается таблица - обычная "сетка" (3x3) для игры. В каждой из 9 ячеек записано название конкурса. Хорошо дать конкурсам оригинальные, можно шутливые, названия, которые заранее красочно оформляются в виде небольших плакатов - их прикрепляют к таблице.
Обычно команда "Крестики" первой выбирает по желанию любой из девяти предложенных конкурсов. В дальнейшем право выбора конкурса принадлежит победителю. В каждом конкурсе участвуют обе команды. Жюри оценивает выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом "крестика" или "нолика" - в зависимости от того, какая команда победила. (По 9 карточек с символами "К" и ли "О" готовятся заранее).
Как правило, редко бывает так, чтоб какой-либо команде удается выиграть в обычном понимании - закрыть своим символом по горизонтали или по вертикали или по диагонали три клетки подряд. Обычно победа присуждается команде, выигравшей большее количество конкурсов.
7. УРОКИ, ОСНОВАННЫЕ НА ОРИГИНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ
Цель: Групповая работа над материалом, усвоение его на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимоответственность учащихся, совершенствование способов учебной работы.
Характерные особенности урока: отсутствие домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. В классе формируются "экипажи" из 4 человек: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана двух пилотов.
3. Учитель ставит перед "экипажами" цель (например, освоить новый материал).
4. Подробное объяснение нового материала со всем необходимыми демонстрациями.
5. Сжатое изложение материала по опорному конспекту.
6. Изложение материала на основе конспекта, но в ускоренном темпе.
7. Действия "экипажей":
- командир повторяет материал (задание) всему экипажу;
- командир принимает зачет у штурмана;
- командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы (усвоили материал), ставят им зачеты и оценки. "Экипаж" готов к защите заданий.
8. Защита заданий:
- командир вытягивает жетон-жребий, от которого зависит процедура защиты;
- "экипаж" сам определяет посланца (делегата), которому предстоит отстаивать честь "экипажа";
- "экзаменаторы" - "экипаж" принимает зачеты у других "экипажей".
9. Если на защите член "экипажа" получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов "экипажа" снижаются.
2. УРОКИ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ УЧЕНИКИ («ДУБЛЕР НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ») Цель - интенсификация познавательной деятельности учащихся.
Подготовительный этап. - Обзорная вступительная лекция по теме.
- В конце занятия выбирается или назначается "дежурный" учитель.
- "Дежурный" учитель составляет вопросы для обсуждения на следующем уроке.
Познавательный этап.
- Подготовка учащихся к обсуждению. Работа с учебником, дополнительной литературой.
Организация урока.
- Класс делится на "учеников" и "учителей".
- "Учителя" опрашивают "учеников" (5-6 минут каждый одного) и выставляют им в тетрадь оценку. Если необходимо. оказывают помощь в получении недостающих знаний.
- Все "ученики" (5-6 минут) воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной на прошлом занятии лекции или беседы.
- "Дежурный" учитель объявляет и аргументирует ответы.
- Обсуждение работы "дежурного" учителя, выставление оценок в журнал учителем.
На уроках подобного типа в проверке домашнего задания участвуют все ученики, развивается взаимопомощь, повышается взаимоответственность, интенсифицируется познавательный процесс.
3. УРОК «ЭВРИКА!»
1. Класс делится на две равные группы-команды, внутри каждой команды на звенья (по 2 - 4 человека):
- "экспериментаторов" (ученики, хорошо работающие с приборами);
- "теоретиков" (те, кто лучше знает теоретические формулы, теоретический материал);
- "калькуляторов" (те, кто умеет быстрее всех считать);
- "экспертов" (те, кто умеет правильно дополнить, подкорректировать, грамотно оценить ответ).
2. "Экспериментаторы" одной из команд (кто первый определяет жребий) ставят опыт. На основе опыта составляют условие задачи. "Эксперты" от 2-ой команды следят, корректно ли был поставлен опыт, не противоречивы ли условия задачи.
3. "Теоретики" и "калькуляторы" второй команды решают задачу в общем виде, делают расчеты, записывают решение на доске. "Эксперты" первой команды следят за их работой.
4. "Эксперты" первой команды выслушивают комментарии "теоретиков" и "калькуляторов" второй команды, делают замечания, учитывают время решения задач и выставляют оценки.
6. Конкурс капитанов: задачи для конкурса готовят "экспериментаторы" на основе поставленного 5. Команды меняются ролями, все полностью повторяется.
опыта и выдают капитанам после выполнения командами основного задания и подведения итогов. Капитаны работают у доски.
7. Учитель подводит итоги конкурса капитанов (время, правильность решения, оригинальность мышления).
8. Подведение итогов урока.
3. УРОК ОТРИЦАНИЯ
Цель - развитие критического мышления, исследовательской активности.
По теме подбираются задания, в большую часть которых закладываются ошибки. Задания учащимися выполняются под копирку. После выполнения заданий один лист учителю отдается на проверку, а на втором коллективно под руководством учителя выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок. При выполнении заданий ученики должны аргументировано отрицать то, что считают ошибочным.
Дидактические игры к уроку.
"Точка зрения".
Участники: оппоненты - группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
наблюдатели -учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры.
Две группы учеников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.
До игры учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимой литературой, дополнительными знаниями, фактами.
Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
2. Группы вступают в диспут;
3. Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит свое решение. Подводятся итоги.
Исторический диктант с ошибками Тема: "Русь под властью монголо-татар".
1. Последствия нашествия монголо-татар: из 74 городов Руси - 49 уничтожено, ремесленное производство пришло в упадок, князья, дружинники понесли огромные потери.
2. Золотая Орда - ее территория от границ Европы до Западной Сибири и Хорезма, столица Каракорум.
3. Ярослав Всеволодович в 1243 году получил первым "ярлык" в Золотой Орде на княжение.
4. И Ярослав Всеволодович и Михаил Всеволодович погибли от рук монголо-татар, когда хотели получить ярлык на правление.
5. Сыновья Ярослава получили "ярлыки" на правление: Александр Невский - княжество Владимирское, Андрей - Киевское княжество и правление в Новгороде.
6. Александр Невский старался не обострять отношений с Золотой Ордой, чтобы избежать новых нашествий на Русь монголо-татар.
7. Брат Александра - Андрей - придерживался тех же взглядов.
8. В 1257 году происходили волнения на Руси в связи с переписью населения, необходимой монголо-татарам для сбора дани, которую должны были платить все слои населения.
9. В 1262 году весь северо-восток Руси охватили мятежи против Орды из-за злоупотреблений.
10. Александр Невский погиб в 1263 году в бою с монголо-татарами.
101101001 0:1-верный ответ
1 23456789 10: 0-ответ неправильный
1, 2, 3, 4, 5 и т. д. - номера текстов.
За: 10 ответов - "5"; 9 - "4м; 8 - "3"; 7 -" 2".
8.УРОКИ ПО АНАЛОГИИ С ОРГАНИЗОВАННЫМИ СОБЫТИЯМИ
1. УРОК-АУКЦИОН
«Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом является гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар и его порядковый номер.
Цель - в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.
Урок вместе с учителем готовят члены кружка по предмету: организуют сбор объектов для "продажи", продумывают оформление.
Структура урока:
- приветствие; повторение основных вопросов темы (опрос); "продажа" предметов; музыкальная пауза; продолжение "продажи"; музыкальный финал; подведение итогов.
Ход аукциона:
1. Ведущие в импровизированных костюмах располагаются за демонстрационным столом. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены " продаваемые" предметы.
2. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться.
3. Покупатели, желающие получить этот предмет, должны рассказать о нем с точки зрения изучаемой темы, выступают по очереди. Ведущий после каждого ответа громко считает: "Раз...два...три!" Выигрывает тот, кто до счета: "Три!" последним дает ответ.
Урок-аукцион наиболее эффективен в 6-7 классах.
Урок-аукцион в старших классах
В старших классах урок-аукцион целесообразно проводить как итоговый по одной или нескольким темам.
"Товаром" на уроке-аукционе являются знания учащихся. "Товар" на аукционе называется "лот", продающий -"купец". Ведущий на таком уроке - учитель.
Подготовка к уроку начинается за две недели. Назначаются 4 "купца", которые готовят лоты, и "банкир", который отвечает за подготовку класса и сводной таблицы результатов аукциона. Это должны быть хорошо успевающие по предмету ученики.
.2. УРОК-ЯРМАРКА
Рекомендуется как повторительно-обобщающий. Главное на уроке - торг и товар. Товар - знания, которые надо выгодно «продать». Команда, лучше всех продавшая свои знания - победитель.
Ученики становятся представителями различных государств. Готовят информацию о нем с использованием материалов периодической печати и дополнительной литературы.
Ход урока.
Рассказ о государстве: демонстрация символики, национальных костюмов, знакомство с творчеством писателей, поэтов, композиторов, достижениями и т.д. (с учетом изучаемого предмета, межпредметных связей и т. д.).
3. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ
Цель: Активизация познавательной активности учащихся; формирование у них умений самостоятельно приобретать знания, работать с литературой.
Конференция может быть итогом по крупному разделу курса. Используется преимущественно в старших классах.
Подготовительный этап:
- сообщается тема конференции и вопросы для подготовки сообщений;
- учащимся предлагается план проведения конференции, оформляется стенд со списком литературы;
- класс делится на группы;
- работа по подготовке конференции;
- оформление собранных материалов. Ход урока.
Вступительное слово учителя (тема урока, регламент выступлений). Доклады. Обобщение.
Пример: Урок по теме: "Лекарственные растения в жизни человека". Задачи урока:
- Углубить и расширить знания учащихся о ценности лекарственных растений.
Пример: Урок-конференция «Мир имен» по литературе (6 класс).
4. УРОК - ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Цель: Развитие самостоятельности, целеустремленности, аналитического мышления учащихся.
Подготовительная часть.
Определение темы (должна иметь теоретическое и практическое значение).
Определение круга проблем для обсуждения, вопросов, заданий для учащихся.
Проведение подготовительных консультаций.
Подготовка необходимых материалов к конференции
Основная часть.
Вступительное слово учителя. (Тема, цель, задачи, представление участников; рекомендации по проведению круг обсуждаемых проблем, регламент).
Выступление участников, аргументация своей позиции.
Вопросы.
Итоги пресс-конференции, анализ, оценивание.
Пример: Урок-пресс-конференция.
Цель - расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам, повторение материала по теме или какому-либо разделу.
Формы работы: в процессе подготовки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.
Дополнительная литература: Усова А.В, Завьялов В.В. Учебные конференции, семинары по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1975.
Подготовительный этап.
1. Класс делится на группы, примерно равные по лам, которые будут играть роль сотрудников газет, журналов и пресс-центра.
2. Для каждой группы очерчивается своя область интересов и издания, которые они будут представлять.
3. Группы готовят вопросы по своей теме, на которые хотят получить ответы.
4. Ответы на возможные вопросы готовит пресс-ценр, созданный из учеников класса.
Ход урока.
1. Ответы "сотрудников" пресс-центра на вопросы "журналистов" (45 минут).
2. Подготовка и оформление редакционных заданий ( минут). Каждый "журналист" на основе полученных ответ на свой вопрос пишет заметку в журнал; пресс-центр готовит макет экспресс-газеты для размещения заметок.
3. Отчет "журналистов" о проделанной работе, заслушивание и обсуждение подготовленных заметок (15 минут).
4. Подведение итогов и выпуск экспресс-газеты. Подготовка и проведение уроков подобного типа способствует углублению знаний по предмету, расширению кругозора, формированию умений ставить вопросы, обобщать, анализировать и оценивать ответы товарищей, развивает коллективизм и ответственность за поручение дело.
5. УРОК-СУД
Цель: Повышенное внимание к процессуальной форме проведения.
Подготовительный этап.
Создается примерный сценарий судебного заседания.
Знакомство будущих участников процесса с литературой по проблеме, сбор информации, подготовка заключений экспертов и свидетельских показаний. Проведение анкетирования по теме.
Ход урока.
Вступительное слово учителя (цель, учебные задачи, познавательное задание для учащихся).
Начало заседания, сообщение о явке участников процесса.
Оглашение обвинительного заключения.
Допрос свидетелей.
Формирование коллегии присяжных заседателей.
Показания свидетелей и экспертов.
Прения сторон. Вначале слово предоставляется государственному обвинителю, который обосновывает пункты обвинительного заключения, основываясь на свидетельских показаниях и заключениях экспертов. Затем выступает защитник, который высказывает свою точку зрения по делу.
Завершаются прения последним словом подсудимого.
По окончании напутственной речи, которую произносит судья, присяжные удаляются для вынесения вердикта.
На основании вердикта суд выносит приговор.
Пример: Тема: "Загрязнение природы в результате деятельности человека".
9. УРОКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ
ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель: Расширение круга чтения учащихся, формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение, правильно строить речь.
Подготовительный этап.
Учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения; список рекомендуемой литературы. (Вопросы и задания разного уровня сложности).
Определяются возможные формы работы на уроке (общая, групповая, индивидуальная); вид самостоятельной работы с литературой (план, тезисы, конспекты, рефераты).
Ход урока.
Определение целей урока.
Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.)
Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).
Вопросы к выступающему. Ответы на них.
Выступление оппонентов.
Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.
Подведение итогов.
Пример: Урок-исследование по литературе.
Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат).
Главное в уроке - это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
Урок ведет учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением (задает вопросы, подает реплики, иногда "провоцирующего" характера, что не позволяет уклониться в сторону от обсуждения проблемы, подводит итог).
В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку:
"Как готовиться к уроку-исследованию":
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте сколько времени займет выступление.
Учащимся к уроку предлагаются вопросы и задания разного уровня сложности как логико-понятийного, так и эмоционально-образного ряда; индивидуальные задания -найти музыкальный и создать графический эпиграфы к уроку.
Ход урока.
1. Определение преподавателем целей урока.
2. Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.).
3. Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).
4. Вопросы к выступающему (ученики, учитель).
5. Ответы на вопросы, выступление оппонентов.
6. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.
7. Заключительное слово учителя,
Пример: Урок-исследование по истории России.
2. Урок – исследовательское занятие.
3. Урок – интервью.
4. Урок – диспут.
5. Урок – дискуссия.
6. Структурированная дискуссия.
7. Урок – проблемно – проектная дискуссия.
8. Урок – экспертиза.
9. Урок с элементами игрового моделирования.
10. Дискуссия – «круглый стол».
11. Урок – киностудия.
12. Урок «мозговая атака».
13. Урок – «мозговой штурм».
18