СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Не совсем обычные уроки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе представлена методика проведения уроков нестандартного типа. Можно данный доклад использовать на заседании МО учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Не совсем обычные уроки"»

Доклад на тему: « УРОКИ С ИЗМЕНЕННЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ».


Составила Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка.


Цель: познакомить учителей с нестандартными уроками, с методикой их проведения.


1. Урок – лекция.

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений,

образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.

Основные условия организации урока в форме лекции.

1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения.

2. В случае использования укрупненной дидактической единицы.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.

4. Введение в тему.

5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач.

6. Применение знаний для решения практических заданий.

Методика проведения урока-лекции.

При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.

Проблемная ситуация возникает в результате целенанаправленной деятельности учителя.

Способы создания проблемной ситуации: постановка перед учащимися теоретической пробле­мы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюде­ний или в результате измерения;

- создание проблемы путем изложения теории возник­новения и развития какого-нибудь понятия;

- постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;

- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.

Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, кон­тролируют ее, соучаствуют в процессе решения.

Учитель сопровождает изложение вопросами, на кото­рые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое зна­чение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логиче­ски безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. По­этому учитель должен продумать содержание, форму за­писи на доске и соответственно в тетрадях.

Возможны различные варианты организации ра­боты.

Для каждого учащегося могут быть подготовлены таб­лицы с канвой изложения материала, с пропусками, кото­рые заполняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой матери­ал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного заня­тия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий.

При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необ­ходимые определения, теоремы и т. п., которые будут ак­тивно использоваться на уроке.


Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя.

В проблемно-развивающем обучении предлагается следующая типология лекций.

1. Проблемная лекция. В ней моделируются противо­речия реальной жизни через их представленность в теоре­тических концепциях. Главная цель такой лекции - приоб­ретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схе­мах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с уча­щимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформ­ляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

5. Лекция-консультация близка по типу к лекции - пресс-конференции. Различие - приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической дея­тельности. Консультирование через лекцию позволяет ак­тивизировать внимание учащихся и использовать его про­фессионализм.

6. Лекция-провокация (или лекция с запланирован­ными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оцени­вать ее. Может использоваться как метод "живой ситуа­ции".

7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредст­венно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также програм­мированная лекция-консультация.

8. Лекция с применением игровых методов (мето­ды мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.



3. УРОКИ, ОПИРАЮЩИЕСЯ НА ФАНТАЗИЮ


1. УРОК-СКАЗКА

Цель: привить учащимся любовь к вдумчивому чте­нию, вызвать радость от общения с книгой, внимание к слову; отработка навыков выразительного чтения; воспи­тание внимательности, ответственности.

От сказки душе счастье и уму раздумье.


А. Платонов.

Ход урока:

1. Рассказ-беседа о сказках.

2. Конкурс названий. Каждая команда должна приду­мать себе название, пояснить свой выбор.

3. Конкурс "Сказка - мудрость народная". К доске при­крепляется «ромашка» с шестью лепестками. Участники крутят «ромашку»; на какой лепесток укажет стрелка, то задание выполняет команда.

4. Конкурс "Угадай героя сказки". Каждая команда вы­бирает героя, а другие, задавая вопросы, должны его отга­дать.

5. Конкурс "Верни в сказку!". Увидев на рисунке пред­мет, дети должны назвать сказку, где о нем говорится.

6. Конкурс "Радиосказка". Чтение в лицах. Ребята должны озвучить сценку из сказки. Учитель предлагает ко­мандам или готовые, отобранные эпизоды, или просто на­зывает команде сказку, а участники сами выбирают эпизод, распределяют роли. Побеждает та команда, которая лучше других "сказывает" сказку.

7. Викторина по сказкам.

В конце урока - возвращение к вопросу, заданному в начале работы, подведение итогов.

2 вариант.

Может проводиться после изучения темы.

Цель: Прививать учащимся любовь к чтению, внима­ние к слову; отработка навыков выразительного чтения; воспитание внимательности, ответственности.

Ход урока:

1. Рассказ - беседа о сказках.

2. Распределение по командам, выбор названия и его защита.

3. Выполнение различных заданий.

4. Викторина по сказкам

5. Подведение итогов урока.

3 вариант. Ход урока:

1. Класс разбивается на 2-3 команды.

2. Учитель начинает рассказ, ставит проблему.

3. Учащиеся, применяя полученные знания, решают проблему.

4. Выводы, обобщения.


2. УРОК ТВОРЧЕСТВА

Цель: повторение и обобщение по теме на основе развития креативных навыков. Ход урока.

1. Класс делится на 5 групп (формируются по желанию или по усмотрению учителя).

2. Создается жюри, которое совместно с учителем про­думывает систему оценок за все виды деятельности.

Каждой группе вручается задание:

- первая и вторая группы составляют кроссворд (каж­дая свой) зашифровав, строго научно или шутливо, терми­ны и явления по данной теме;

- третья и четвертая группы готовят аукцион (каждая группа свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающих несколько верных ответов; каж­дый правильный ответ оценивается баллами;

- пятая группа пишет план-сценарий учебного кино­фильма по теме урока. Условие: чтение плана рассчиты­вается на 3 минуты.

4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (канцелярские принадлежности, учеб­ники, справочная литература, пособия) и краткими инст­рукциями. Время работы - 10 минут.

5. Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все группы). Все набранные баллы фиксирует жюри.

Баллы, набранные каждым участником группы, сумми­руются.

6. Анализ, обобщения и выводы. Оценивается резуль­тат работы каждой группы. Жюри объявляет группу, на­бравшую наибольшее количество баллов и места, занятые другими группами.

Подобные уроки позволяют развить умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность.

Рекомендуется для проведения в средних и стари классах.

Для проведения урока в его начале образуется жюри двух-трех человек, которое оценивает работу групп подводит итоги.

Методические советы.

Учитель сам формулирует задания для аукционов; тогда на уроке будет использоваться только два вида творческих работ, но больше шансов прийти к ответам, которые нужны для философских обобщений.

Если не планировать философские обобщения, можно смело предлагать все три вида творческих работ.

Если урок сдвоенный, то после ознакомления с план самодеятельного фильма можно показать аналогичный названию учебный кинофильм или фрагмент из него и I просить учеников провести сравнение материалов.


3. УРОК - ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Цель - практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся.

Подготовительный этап:

1 Тема и дата урока объявляется заранее (в зависимости от сложности темы – один -два месяца).

2. Объявляются варианты творческих заданий по те! например, изготовить прибор, разработать проект, про вести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает себе задание по интересам.

3. Работать можно индивидуально или группой (творческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.

Требования к отчету: дать обоснование выбора во­проса и форм работы, изложить суть и объяснить получен­ные результаты, показать их практическое применение.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя.

2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа - докладывает один).

3. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников и членов приемной комиссии (учителя, родители, учащиеся, приглашенные гости). В ответах могут участвовать и члены группы, готовившей задание.

4. Подведение итогов.

Оцениваются результаты работы учеников по выбран­ным заданиям (при групповом выполнении все члены од­ной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.


4. УРОК-СОЧИНЕНИЕ

Подобные уроки позволяют реализовать связи теории с практикой, продолжить развитие у школьников наблюда­тельности, аналитических способностей, умения излагать свои мысли связно и аргументировано; проверить усвое­ние темы у всего класса.

Рекомендуется при изучении дисциплин естественно-математического цикла в средних и старших классах.

Цель - закрепление знаний по теме, развитие умения анализировать.

Ход урока:

1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 из­вестных каждому ученику случаев из жизни, где встреча­ются изученные на уроках явления или понятия.

2. Описание в сочинении различных явлений и краткое их объяснение.

3. Оценка сочинений - учитывается количество приме­ров, языка мысли, качество объяснения примеров и то, как они "вписаны" в рассказ.


5. УРОК - ОСМОТР САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ

Эти уроки - итог домашней работы школьников.

Цель уроков-выставок: расширить кругозор учащих­ся, дав новую информацию; развить самостоятельность, эстетический вкус (при оформлении работ и их созерца­нии) и умения вести рассказ, выступать перед товарища­ми; привить интерес к предмету, пропагандировать широ­кий спектр знаний, творчество.

Подготовительный этап.

Темы уроков-выставок объявляются заранее, примерно за месяц; тогда же определяют названия и содержание ее разделов (стендов), формируют группы, создающие разде­лы. В состав каждой группы, готовящей экспозицию, входят оформители-умельцы (подбирают экспонаты-рисунки, мо­дели, таблицы, чертежи - и монтируют их на стенде) и экс­курсоводы-знатоки (дают краткие пояснения по стенду).

Ход урока:

Знакомство с основными разделами выставки.

Рассказы экскурсоводов-знатоков с краткими поясне­ниями по стендам.

Подведение итогов выставки.

6. УРОК-ВЕРНИСАЖ 1 вариант

Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся. Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Рассказ экскурсовода-ученика о человеке, которому посвящена выставка.

Рассказ об основных темах творчества.

Заключительное слово учителя.

2 вариант.

Вступительное слово учителя.

Рассказ о вернисаже.

Вернисаж (французское слово) - торжественное откры­тие художественной выставки. Название происходит от обычая покрывать картины лаком перед открытием вы­ставки.

Публичные показы художественных произведений бы­ли известны уже в Древней Греции, но выставочная дея­тельность началась во Франции в 18 в, когда были откры­ты салоны, получившие названия потому, что художест­венный показ производился в салонах Лувра.

Работа реставрационной мастерской.

Рассказ о жанрах изобразительного искусства.

Подведение итогов урока.

3 вариант.

К данному уроку готовятся три учащихся - "экскурсовода".

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Рассказ первого экскурсовода о том человеке, кото­рому посвящена выставка.

3. Рассказ второго экскурсовода о семейном укладе ху­дожника.

4. Рассказ третьего экскурсовода об основных темах творчества.

5. Заключительное слово учителя.


4. УРОКИ, ИМИТИРУЮЩИЕ КАКИЕ-ЛИБО ЗАНЯТИЯ ИЛИ ВИДЫ РАБОТ


1. УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Планируется учителем. Во время подготовки и проведения могут быть использованы: наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация и т. д.

В практике работы современной школы широко используются экскурсии в учебном процессе. По некоторым предметам являются обязательными, предусмотренными учебными программами.

Цель: На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; уста­новление связи теории с практикой, с жизненными явле­ниями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; вос­питание положительного отношения к учению.

Виды: по содержанию учебного материала; по месту проведения; по основной дидактической цели и месту, которое занимает данная экскурсия в изучении темы.

1. Вводные. 2. Предварительные. 3. Текущие. 4. Сопровождающие. 5. Итоговые или заключительные. 6. Комплексные.

Формы: Исторические экскурсии по изучаемому пред­мету, кино-, теле-экскурсии, уроки обобщающего повторе­ния по теме, разделу, курсу в форме экскурсии.

Организация.

1. Класс делится на группы.

2. Учитель излагает каждой группе задания, связанные с изучением объектов.

3. Краткое сообщение о предприятии и технике безо­пасности.

4. Поход по маршруту, знакомство, сбор необходимых сведений. Решение поставленных задач.

6. Оценка полученных результатов (практическая зна­чимость, количество и качество собранных сведений).

На таких уроках реализуется связь теории с практикой (учащиеся дополняют полученные в школе знания, практи­ческими), интенсифицируется познавательный процесс.

2 вариант.

1.Сообщение темы, цели и задач урока;

2. Актуализация опорных знаний учащихся;

3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

4. Обобщение и систематизация знаний;

5. Подведение итогов урока и выдача учащимся инди­видуальных заданий.


2. УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Цель - знакомство учащихся с производственными объектами, развитие наблюдательности. Ход урока:

1. Учитель заранее готовит комплекты фотографий.

2. Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает необходимый комплект фотографий.

3. Каждая группа ведет экскурсию по "своим" объектам.

4. Аукцион деловых идей. Учащиеся предлагают вари­анты решения конкретных проблем, стоящих перед руко­водителями данных объектов (с экономической, социаль­ной и т.д. точек зрения).

5. Подведение итогов.


3. УРОК-ЗАЩИТА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Цель: Самостоятельное знакомство учащихся с при­родой и деятельностью страны. Методика проведения:

Весь класс - туристическое бюро, которое дает рекла­му своему туристическому пункту.

1. Формирование групп учащихся (по желанию или ус­мотрению учителя)

2. Создание рекламы по плану описания пункта:

- географическое положение, рельеф;

- полезные ископаемые;

- климат;

- природные зоны и внутренние воды;

- население;

- основные занятия и т. д.

3. Оценка работы специальной «международной ко­миссией».

4. Оформление общего рекламного листа.

Пример: 7 класс, география.

В ходе изучения текста учебника, карт, дополнительно­го материала учащиеся знакомятся с природой и деятель­ностью страны самостоятельно.

Весь класс - это туристическое бюро, которое должно как можно интереснее рекламировать свой туристический пункт в Австралии (или любой другой стране). Оценивает­ся работа специальной "международной комиссией", кото­рая состоит из 2-3 "дипломатов" Ребята готовятся на уро­ке, разбившись на 4 команды.

Командам выдаются вопросник, лист бумаги, цветные карандаши, иллюстрации по Австралии (для оформления рекламного листка).

Туристические пункты Австралии: пригороды Канбер­ры, городов Алис - Спрингс, Дарвина, Перта.

Каждый член команды занят определенным делом. Один - оформитель, остальные - редакторы-журналисты, которые на небольших полосках ищут ответ на 1-2 пункта плана описания. Ученик-оформитель затем прикалывает иголочками ответ на общий рекламный лист.

После этого созданные рекламы зачитываются и оце­ниваются. Если команда при описании пункта допустила ошибку, то ее имеет право исправить другая команда, по­лучая при этом дополнительное очко. Выигравшая коман­да получает "5", но если командир и члены команды не со­гласны, то команда сама вправе понизить отметку любому члену команды.

План описания пункта:

1. Географическое положение. 2. Кто освоил эти терри­тории, кто там жил раньше? 3. Рельеф. 4. Полезные ископаемые, почему именно такие? 5. Климат (климатический пояс, влажность и ее причины, времена года). Что надеть, что взять с собой? 6. Природные зоны и внутренние воды 7. Использование этих земель человеком (комплексная карта): какие культурные растения и животные, какая промышленность? 8. Ближайший населенный пункт и численность населения. Какова средняя плотность населения. Есть ли в этом районе заповедники и резервации?

Устный выпуск стенгазеты: ученики по очереди рассказывают о прочитанном и после каждого рассказа вывешивают соответствующую стенгазету - бюллетень с кратким комментированием.


5. УРОКИ С ИГРОВОЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ ОСНОВОЙ


Значительная часть игр ре­бенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, что­бы неугасимо поддерживать иск­ры мысли...

И.А. Сикорский

"Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса"

Ш.А. Амонашвили.

Игровые технологии обучения отличаются исключи­тельным разнообразием, поэтому относить их к какой-либо группе весьма сложно. Основной мотив игры – не резуль­тат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кросс­вордов к их составлению), от описаний (уроки-путе­шествия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследова­ния)1.

Эта группа объединяет уроки нескольких типов. Орга­низуя их, педагоги стремятся полнее учесть возрастные особенности школьников, удовлетворить их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к про­цессу обучения и учебному предмету.

Игровые формы отличаются тем, что здесь процесс обучения максимально приближен к практической дея­тельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликт­ной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Для игровых форм урока характерно:

- моделирование определенных видов практической деятельности;

- моделирование условий, в которых протекает дея­тельность;

- наличие ролей, их распределение между участника­ми игры;

- различие ролевых целей участников игры;

- взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

- наличие общей цели у всего игрового коллектива;

- групповое или индивидуальное оценивание деятель­ности участников игры.

Процесс игры способствует развитию учащихся, углуб­лению и повышению оперативности знаний.

К игровым формам урока относят ролевые, имитаци­онные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся вы­ступают в различных ролях.

Учебные игры применяются для развития умений ис­пользовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подго­товки и немалых затрат времени.

Процесс игры позволяет формировать качества актив­ного участника игрового процесса, учиться находить и при­нимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных иг­рой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении данных уроков.

Несмотря на общее признание положительного влия­ния игр на развитие познавательной активности и само­стоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках препо­давания предметов.

Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют ди­дактической. Анализ психолого-педагогической литерату­ры по этому вопросу, наблюдение за игровыми действия­ми, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие ви­ды дидактических игр.


Игры-упражнения. Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.

Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей уча­щихся, являются хорошим средством для развития позна­вательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.


Это разно­образные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и пого­ворок, загадки.


Игры-путешествия. Их можно проводить как непо­средственно на уроке, так и в процессе внеклассных заня­тий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысле­ния и закрепления учебного материала. Активизация уча­щихся в играх-путешествиях выражается в устных расска­зах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суж­дениях.


Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упраж­нений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определен­ные роли.


Игра-соревнование может включать в себя все вышена­званные виды дидактических игр или их отдельные элемен­ты. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Суще­ственной особенностью игры-соревнования является нали­чие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Эле­менты соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, опреде­ляется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержа­ния материала вводить в игру не просто занимательный ма­териал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут вы­ступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняю­щие друг друга. Использование каждого вида игр и их раз­нообразных сочетаний определяется особенностями учеб­ного материала, возрастом учащихся и другими педагоги­ческими факторами.

Требования к проведению дидактических игр:

- игра - это форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;

- игра должна быть построена на интересе;

- обязателен элемент соревновательности между уча­стниками игры.

Игра - активнейшая форма человеческой деятельно­сти. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участ­вующего в определенный момент в какой-либо игре. Гиб­кая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрас­тает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик - учитель - ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполня­ет роль катализатора; его умения и знания помогают уче­нику развиваться быстрее.

Уроки по игровой методике существенно повышают ин­терес учащихся к предмету, позволяют им лучше запом­нить формулировки, определения, "раскрепощают" учени­ка, его мышление.

Этапы игры включают: 1 Предварительную подго­товку, класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам. 2. Иг­ру. 3. Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.


1. УРОК «ПОГОНЯ ЗА ПЯТЕРКАМИ» Цель: Закрепление умений решать разнообразные ти­пы задач. Ход урока:

После того, как учащимся показан алгоритм решения типовых задач по теме, начинается отработка этих знании.

1. Классу предлагается для самостоятельного реше­ния серия похожих задач: на доске написаны их номера.

2. Каждый начинает работу в своей тетради. Тот, кто нашел путь решения, по своему желанию, не спрашивая разрешения учителя, молча выходит к одной из частей доски и пишет это решение в общем виде, а также вывод.

Таким образом могут предъявить педагогу свое решение 5 человек у задних досок и 5 - у передних. Если работа сде­лана правильно, учитель молча подает знак, и автор полу­чает в тетрадь оценку "5" или "4". Если она выполнена на "3", то оценка не выставляется.

3. Аналогичным образом учащиеся решают все другие задачи, "вынесенные" на урок. В течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (в зависимости от его активности).

4. В конце на основании учета всех отметок в классный журнал выставляется итоговая.


2. УРОК-ИГРА «ВОСХОЖДЕНИЕ» Форма занятия: индивидуально-групповая (команд­ная).

Оборудование: Магнитофон и магнитофонные записи, настенная контурная карта, 6 фигурок человека (размер '5-6см) разного цвета, жетоны, стихи Р. Шмакова (на плакате).

Я знаю - где-то есть заветная гора.

Я верю, что придет прекрасная пора.

И, может быть, не раз придется отступать-

Я должен там когда-то побывать.

Оформление класса: 1. Настенная контурная карта. 2. Большой рисунок горы (на доске).

Правила игры. Играют шесть команд (по 4-5 человек). Каждой команде задается по одному вопросу или заданию на каждом привале. Если команда не может ответить на вопрос или отвечает неправильно, имеет право ответить любая другая команда. За правильный ответ команда по­лучает жетон и поднимается в гору на 100 метров (для это­го и предназначены шесть разноцветных человеческих фи­гурок, заранее вырезанных). В команде ребята сами ре­шают, кому отдать жетон, то есть отдают тому, кто был ближе к правильному ответу.

Выигрывает та команда, которая первой взойдет на вершину или поднимется выше других.

После завершения игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.

30. УРОК «СЧАСТЛИВЫЙ ПРОМЫСЕЛ» Ход урока:

Учащимся дается время для ознакомления с текстом параграфа.

На доске развешиваются номера вопросов.

Ученики пытаются попасть в номер из игрушечного лу­ка или игрушечного пистолета.

Ответ на вопрос.

Оценивание ответа, комментирование.

Среди вопросов есть пустой, на котором написано «клад». Если ученик попадает в него, то автоматически получает «5».

Подведение итогов урока.

Пример: География, 7 класс.

Первоначально учащимся дается время для ознаком­ления с текстом параграфа, а затем начинается "океаниче­ский промысел". Номера вопросов развешиваются на сте­не. Ребята пытаются попасть в номер из игрушечного лука или игрушечного пистолета. Взяв вопрос, пытаются на него ответить. Если отвечают, то получают оценку в зависимости от того, как ответили. Среди вопросов есть пустой, на котором написано "Клад". Если ученик попадет в него, то автоматически получает "5". Примеры вопросов:

- Почему океан называют драгоценной шкатулкой?

- Где в океане "ревущие широты"? Что это такое?

- Где на карте океанов восточное побережье, а где за­падное? Чем они отличаются друг от друга? Почему?


3. УРОК-ИГРА «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

Проводится как итоговый урок по теме. Цель урока:

Дать учащимся возможность оценить свои знания пу­тем выбора заданий. Систематизация знаний учащихся.

Ход урока:

В начале путем жеребьевки определяются две коман­ды-участницы: "Крестики" и "Нолики", по 5-8 игроков в каж­дой. Вместо жеребьевки можно предложить ребятам раз­гадать загадки, имеющие отношение к теме урока.

На доске вывешивается таблица - обычная "сетка" (3x3) для игры. В каждой из 9 ячеек записано название кон­курса. Хорошо дать конкурсам оригинальные, можно шут­ливые, названия, которые заранее красочно оформляются в виде небольших плакатов - их прикрепляют к таблице.

Обычно команда "Крестики" первой выбирает по жела­нию любой из девяти предложенных конкурсов. В даль­нейшем право выбора конкурса принадлежит победителю. В каждом конкурсе участвуют обе команды. Жюри оцени­вает выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом "крестика" или "ноли­ка" - в зависимости от того, какая команда победила. (По 9 карточек с символами "К" и ли "О" готовятся заранее).

Как правило, редко бывает так, чтоб какой-либо коман­де удается выиграть в обычном понимании - закрыть сво­им символом по горизонтали или по вертикали или по диа­гонали три клетки подряд. Обычно победа присуждается команде, выигравшей большее количество конкурсов.



7. УРОКИ, ОСНОВАННЫЕ НА ОРИГИНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


1. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

Цель: Групповая работа над материалом, усвоение его на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимоответственность учащихся, совершенствование способов учебной работы.

Характерные особенности урока: отсутствие домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. В классе формируются "экипажи" из 4 человек: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана двух пилотов.

3. Учитель ставит перед "экипажами" цель (например, освоить новый материал).

4. Подробное объяснение нового материала со всем необходимыми демонстрациями.

5. Сжатое изложение материала по опорному конспекту.


6. Изложение материала на основе конспекта, но в ус­коренном темпе.

7. Действия "экипажей":

- командир повторяет материал (задание) всему эки­пажу;

- командир принимает зачет у штурмана;

- командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы (усвоили материал), ставят им зачеты и оценки. "Экипаж" готов к защите заданий.

8. Защита заданий:

- командир вытягивает жетон-жребий, от которого за­висит процедура защиты;

- "экипаж" сам определяет посланца (делегата), кото­рому предстоит отстаивать честь "экипажа";

- "экзаменаторы" - "экипаж" принимает зачеты у других "экипажей".

9. Если на защите член "экипажа" получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов "экипажа" сни­жаются.


2. УРОКИ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ УЧЕНИКИ («ДУБЛЕР НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ») Цель - интенсификация познавательной деятельности учащихся.

Подготовительный этап. - Обзорная вступительная лекция по теме.

- В конце занятия выбирается или назначается "дежур­ный" учитель.

- "Дежурный" учитель составляет вопросы для обсуж­дения на следующем уроке.

Познавательный этап.

- Подготовка учащихся к обсуждению. Работа с учеб­ником, дополнительной литературой.

Организация урока.

- Класс делится на "учеников" и "учителей".

- "Учителя" опрашивают "учеников" (5-6 минут каждый одного) и выставляют им в тетрадь оценку. Если необходимо. оказывают помощь в получении недостающих зна­ний.

- Все "ученики" (5-6 минут) воспроизводят в своих тет­радях конспект прослушанной на прошлом занятии лекции или беседы.

- "Дежурный" учитель объявляет и аргументирует ответы.

- Обсуждение работы "дежурного" учителя, выставле­ние оценок в журнал учителем.

На уроках подобного типа в проверке домашнего зада­ния участвуют все ученики, развивается взаимопомощь, повышается взаимоответственность, интенсифицируется познавательный процесс.


3. УРОК «ЭВРИКА!»

1. Класс делится на две равные группы-команды, внутри каждой команды на звенья (по 2 - 4 человека):

- "экспериментаторов" (ученики, хорошо работающие с приборами);

- "теоретиков" (те, кто лучше знает теоретические формулы, теоретический материал);

- "калькуляторов" (те, кто умеет быстрее всех считать);

- "экспертов" (те, кто умеет правильно дополнить, под­корректировать, грамотно оценить ответ).

2. "Экспериментаторы" одной из команд (кто первый определяет жребий) ставят опыт. На основе опыта состав­ляют условие задачи. "Эксперты" от 2-ой команды следят, корректно ли был поставлен опыт, не противоречивы ли условия задачи.

3. "Теоретики" и "калькуляторы" второй команды реша­ют задачу в общем виде, делают расчеты, записывают ре­шение на доске. "Эксперты" первой команды следят за их работой.

4. "Эксперты" первой команды выслушивают коммента­рии "теоретиков" и "калькуляторов" второй команды, дела­ют замечания, учитывают время решения задач и выстав­ляют оценки.

6. Конкурс капитанов: задачи для конкурса готовят "экс­периментаторы" на основе поставленного 5. Команды меняются ролями, все полностью повторя­ется.

опыта и выдают капитанам после выполнения командами основного зада­ния и подведения итогов. Капитаны работают у доски.

7. Учитель подводит итоги конкурса капитанов (время, правильность решения, оригинальность мышления).

8. Подведение итогов урока.


3. УРОК ОТРИЦАНИЯ

Цель - развитие критического мышления, исследова­тельской активности.

По теме подбираются задания, в большую часть кото­рых закладываются ошибки. Задания учащимися выпол­няются под копирку. После выполнения заданий один лист учителю отдается на проверку, а на втором коллективно под руководством учителя выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок. При вы­полнении заданий ученики должны аргументировано от­рицать то, что считают ошибочным.

Дидактические игры к уроку.

"Точка зрения".

Участники: оппоненты - группы учеников, отстаиваю­щих ту или иную точку зрения;

наблюдатели -учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры.

Две группы учеников доказывают правильность проти­воположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.

До игры учитель заранее объявляет тему спора, снаб­жает учащихся необходимой литературой, дополнитель­ными знаниями, фактами.

Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;

2. Группы вступают в диспут;

3. Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит свое решение. Подводятся итоги.

Исторический диктант с ошибками Тема: "Русь под властью монголо-татар".

1. Последствия нашествия монголо-татар: из 74 горо­дов Руси - 49 уничтожено, ремесленное производство пришло в упадок, князья, дружинники понесли огромные потери.

2. Золотая Орда - ее территория от границ Европы до Западной Сибири и Хорезма, столица Каракорум.

3. Ярослав Всеволодович в 1243 году получил первым "ярлык" в Золотой Орде на княжение.

4. И Ярослав Всеволодович и Михаил Всеволодович погибли от рук монголо-татар, когда хотели получить ярлык на правление.

5. Сыновья Ярослава получили "ярлыки" на правление: Александр Невский - княжество Владимирское, Андрей - Киевское княжество и правление в Новгороде.

6. Александр Невский старался не обострять отноше­ний с Золотой Ордой, чтобы избежать новых нашествий на Русь монголо-татар.

7. Брат Александра - Андрей - придерживался тех же взглядов.

8. В 1257 году происходили волнения на Руси в связи с переписью населения, необходимой монголо-татарам для сбора дани, которую должны были платить все слои насе­ления.

9. В 1262 году весь северо-восток Руси охватили мяте­жи против Орды из-за злоупотреблений.

10. Александр Невский погиб в 1263 году в бою с монголо-татарами.

101101001 0:1-верный ответ

1 23456789 10: 0-ответ неправильный

1, 2, 3, 4, 5 и т. д. - номера текстов.

За: 10 ответов - "5"; 9 - "4м; 8 - "3"; 7 -" 2".


8.УРОКИ ПО АНАЛОГИИ С ОРГАНИЗОВАННЫМИ СОБЫТИЯМИ

1. УРОК-АУКЦИОН

«Аукцион» - слово латинского происхождения, озна­чающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмот­ра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоя­щего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участни­ков в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обя­зательным атрибутом является гонг и молоток, ударом ко­торого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную поку­пателем за товар и его порядковый номер.

Цель - в занимательной форме повторить тему, пока­зать практическое применение знаний.

Урок вместе с учителем готовят члены кружка по пред­мету: организуют сбор объектов для "продажи", продумы­вают оформление.

Структура урока:

- приветствие; повторение основных вопросов темы (опрос); "продажа" предметов; музыкальная пауза; про­должение "продажи"; музыкальный финал; подведение итогов.

Ход аукциона:

1. Ведущие в импровизированных костюмах распола­гаются за демонстрационным столом. Перед ними - боль­шой волчок, а вокруг него по кругу расположены " прода­ваемые" предметы.

2. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться.

3. Покупатели, желающие получить этот предмет, должны рассказать о нем с точки зрения изучаемой темы, выступают по очереди. Ведущий после каждого ответа громко считает: "Раз...два...три!" Выигрывает тот, кто до счета: "Три!" последним дает ответ.

Урок-аукцион наиболее эффективен в 6-7 классах.

Урок-аукцион в старших классах

В старших классах урок-аукцион целесообразно прово­дить как итоговый по одной или нескольким темам.

"Товаром" на уроке-аукционе являются знания учащих­ся. "Товар" на аукционе называется "лот", продающий -"купец". Ведущий на таком уроке - учитель.

Подготовка к уроку начинается за две недели. Назна­чаются 4 "купца", которые готовят лоты, и "банкир", кото­рый отвечает за подготовку класса и сводной таблицы ре­зультатов аукциона. Это должны быть хорошо успевающие по предмету ученики.


.2. УРОК-ЯРМАРКА

Рекомендуется как повторительно-обобщающий. Глав­ное на уроке - торг и товар. Товар - знания, которые надо выгодно «продать». Команда, лучше всех продавшая свои знания - победитель.

Ученики становятся представителями различных госу­дарств. Готовят информацию о нем с использованием ма­териалов периодической печати и дополнительной лите­ратуры.

Ход урока.

Рассказ о государстве: демонстрация символики, на­циональных костюмов, знакомство с творчеством писате­лей, поэтов, композиторов, достижениями и т.д. (с учетом изучаемого предмета, межпредметных связей и т. д.).

3. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

Цель: Активизация познавательной активности уча­щихся; формирование у них умений самостоятельно при­обретать знания, работать с литературой.

Конференция может быть итогом по крупному разделу курса. Используется преимущественно в старших классах.

Подготовительный этап:

- сообщается тема конференции и вопросы для подго­товки сообщений;

- учащимся предлагается план проведения конферен­ции, оформляется стенд со списком литературы;

- класс делится на группы;

- работа по подготовке конференции;

- оформление собранных материалов. Ход урока.

Вступительное слово учителя (тема урока, регламент выступлений). Доклады. Обобщение.

Пример: Урок по теме: "Лекарственные растения в жизни человека". Задачи урока:

- Углубить и расширить знания учащихся о ценности лекарственных растений.

Пример: Урок-конференция «Мир имен» по литературе (6 класс).


4. УРОК - ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Цель: Развитие самостоятельности, целеустремленно­сти, аналитического мышления учащихся.

Подготовительная часть.

Определение темы (должна иметь теоретическое и практическое значение).

Определение круга проблем для обсуждения, вопро­сов, заданий для учащихся.

Проведение подготовительных консультаций.

Подготовка необходимых материалов к конференции

Основная часть.

Вступительное слово учителя. (Тема, цель, задачи, представление участников; рекомендации по проведению круг обсуждаемых проблем, регламент).

Выступление участников, аргументация своей позиции.

Вопросы.

Итоги пресс-конференции, анализ, оценивание.

Пример: Урок-пресс-конференция.

Цель - расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам, повторение материала по теме или какому-либо разделу.

Формы работы: в процессе подготовки - изучение ли­тературных источников, в ходе самого урока - взаимоин­формация учащихся, ведение тезисных записей, составле­ние плана.

Дополнительная литература: Усова А.В, Завьялов В.В. Учебные конференции, семинары по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1975.

Подготовительный этап.

1. Класс делится на группы, примерно равные по лам, которые будут играть роль сотрудников газет, журналов и пресс-центра.

2. Для каждой группы очерчивается своя область интересов и издания, которые они будут представлять.

3. Группы готовят вопросы по своей теме, на которые хотят получить ответы.

4. Ответы на возможные вопросы готовит пресс-ценр, созданный из учеников класса.

Ход урока.

1. Ответы "сотрудников" пресс-центра на вопросы "журналистов" (45 минут).

2. Подготовка и оформление редакционных заданий ( минут). Каждый "журналист" на основе полученных ответ на свой вопрос пишет заметку в журнал; пресс-центр готовит макет экспресс-газеты для размещения заметок.

3. Отчет "журналистов" о проделанной работе, заслушивание и обсуждение подготовленных заметок (15 минут).

4. Подведение итогов и выпуск экспресс-газеты. Подготовка и проведение уроков подобного типа способствует углублению знаний по предмету, расширению кругозора, формированию умений ставить вопросы, обобщать, анализировать и оценивать ответы товарищей, развивает коллективизм и ответственность за поручение дело.



5. УРОК-СУД

Цель: Повышенное внимание к процессуальной форме проведения.

Подготовительный этап.

Создается примерный сценарий судебного заседания.

Знакомство будущих участников процесса с литерату­рой по проблеме, сбор информации, подготовка заключе­ний экспертов и свидетельских показаний. Проведение ан­кетирования по теме.

Ход урока.

Вступительное слово учителя (цель, учебные задачи, познавательное задание для учащихся).

Начало заседания, сообщение о явке участников про­цесса.

Оглашение обвинительного заключения.

Допрос свидетелей.

Формирование коллегии присяжных заседателей.

Показания свидетелей и экспертов.

Прения сторон. Вначале слово предоставляется госу­дарственному обвинителю, который обосновывает пункты обвинительного заключения, основываясь на свидетель­ских показаниях и заключениях экспертов. Затем выступа­ет защитник, который высказывает свою точку зрения по делу.

Завершаются прения последним словом подсудимого.

По окончании напутственной речи, которую произносит судья, присяжные удаляются для вынесения вердикта.

На основании вердикта суд выносит приговор.

Пример: Тема: "Загрязнение природы в результате деятельности человека".


9. УРОКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ

ФОРМАМИ И МЕТОДАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель: Расширение круга чтения учащихся, формиро­вание умения самостоятельно находить решение постав­ленной проблемы, обращаясь к произведениям разных авторов, доказывать свое мнение, правильно строить речь.

Подготовительный этап.

Учащимся предлагается план по избранной теме с указа­нием вопросов для обсуждения; список рекомендуемой литературы. (Вопросы и задания разного уровня сложности).

Определяются возможные формы работы на уроке (об­щая, групповая, индивидуальная); вид самостоятельной работы с литературой (план, тезисы, конспекты, рефераты).

Ход урока.

Определение целей урока.

Вступительное слово учителя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т. п.)

Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

Вопросы к выступающему. Ответы на них.

Выступление оппонентов.

Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

Подведение итогов.

Пример: Урок-исследование по литературе.

Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопро­сов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоя­тельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, рефе­рат).

Главное в уроке - это совместный поиск истины и соб­ственные открытия в художественном тексте.

Урок ведет учитель. Он ставит задачи, руководит обсу­ждением (задает вопросы, подает реплики, иногда "прово­цирующего" характера, что не позволяет уклониться в сто­рону от обсуждения проблемы, подводит итог).

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку:

"Как готовиться к уроку-исследованию":

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.

2. Прочитайте рекомендованную преподавателем кри­тическую литературу, осмыслите позицию автора, сделай­те необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, под­тверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пе­ресказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте сколько времени займет выступление.

Учащимся к уроку предлагаются вопросы и задания разного уровня сложности как логико-понятийного, так и эмоционально-образного ряда; индивидуальные задания -найти музыкальный и создать графический эпиграфы к уроку.

Ход урока.

1. Определение преподавателем целей урока.

2. Вступительное слово (лекция) преподавателя (поста­новка проблемы, направление поиска исследования и т. п.).

3. Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат).

4. Вопросы к выступающему (ученики, учитель).

5. Ответы на вопросы, выступление оппонентов.

6. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса.

7. Заключительное слово учителя,

Пример: Урок-исследование по истории России.

2. Урок – исследовательское занятие.

3. Урок – интервью.

4. Урок – диспут.

5. Урок – дискуссия.

6. Структурированная дискуссия.

7. Урок – проблемно – проектная дискуссия.

8. Урок – экспертиза.

9. Урок с элементами игрового моделирования.

10. Дискуссия – «круглый стол».

11. Урок – киностудия.

12. Урок «мозговая атака».

13. Урок – «мозговой штурм».




18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!