Облачные технологии — это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис.
Технология работы в мини-группах с использованием «облачного» сервиса Google Docs (Далее — Технология) может быть использована для обучения учащихся, начиная со среднего звена.
Педагогическая ценность: использование системно-деятельностного подхода в обучении в контексте ФГОС второго поколения в ходе работы над совместными проектами при использовании информационных ресурсов и средств коммуникации «облачных» технологий сервиса Google Docs.
Цель использования технолоогии — способствовать формированию информационно-коммуникационной компетентности школьников, их успешной социальной адаптации, сотрудничеству со сверстниками, умению самостоятельно планировать пути достижения цели, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Технология использует современные информационно-коммуникационные возможности Интернет.
Успешное овладение Технологией предполагает добросовестное отношение школьников к предмету, самостоятельное изучение рекомендованных источников.
В числе популярных «облачных» сервисов рассмотрим веб-приложение для создания и демонстрации презентаций Google Docs от поисковой системы Google применительно к работе над проектом группой учащихся. Данный сервис позволяет:
создавать в Интернете презентации, а затем просматривать, редактировать и экспортировать созданные презентации на свой компьютер;
предоставить общий доступ и возможность совместной работы в режиме реального времени (сразу видны изменения всем, кому предоставлен доступ, можно видеть, кто и что в данный момент изменяет - изменяемый объект выделяется цветом соответствующего пользователя). Во время работы над презентацией в правой панели можно видеть, кто сейчас работает над презентацией, общаться с ними в чате. Учитель может давать советы, контролировать, просматривать ход работы в удобное для себя время;
продолжить работу над презентацией учащимися или группой учащихся в качестве домашней работы
загружать уже готовые файлы со своего компьютера и размещать их в хранилище документов Google;
размещать презентации в своем блоге.
Технология состоит из следующих этапов:
1. Предварительная работа учителя. Работа учителя начинается с объяснения и демонстрации возможностей использования «облачных» технологий сервиса Google Docs. Далее учитель объявляет тему / темы предстоящих учебных проектов и указывает на критерии оценки работ. Например, такими критериями могут быть:
информация, представленная в проекте должна быть понятной, полезной, полной, актуальной, должна вызывать интерес у учащихся (используется дополнительный материал);
презентация не перегружена текстом;
в презентации есть интернет-ссылки, позволяющие углубить знания по теме;
в ходе защиты проекта участниками мини-группы материал не читается, а рассказывается. При этом полезно использовать обратную связь с аудиторией в виде вопросов, комментариев;
использование видеоматериалов из Интернета или собственных, визуально подкрепляющих выступления,
использование качественной графики в презентации.
2. Организационная работа учителя. Необходимо разбить класс на мини-группы, в среднем по 3–4 человека, и в каждой из них выбрать руководителя.
Первый раз все ученики регистрируются и получают аккаунт в Google, в дальнейшем они используют этот же аккаунт для других работ и проектов. Так как логины и пароли часто забываются пользователями, для учебных целей мы используем определенную логику составления логина и пароля, для логина, например, класс, аббревиатура ФИО, номер школы.
3. Работа над проектом. Руководитель группы создает в своем аккаунте в сервисе Google Docs презентацию и дает право доступа участникам группы и учителю. Он же обсуждает, выбирает оформление слайдов, организует и распределяет работу, в основном по предпочтениям и пожеланиям участников. Работа рассчитана обычно на 2–3 урока и может включать ее продолжение в качестве домашнего задания.
В ходе работы над проектом учитель может просматривать работу каждого участника группы, консультировать учащихся по мере возникновения вопросов как в школе, так и дома с помощью комментариев в правой панели.
4. Контроль и аттестация. Каждая группа проходит предзащиту, в ходе которой учитель указывает на недочеты и дает рекомендации по усовершенствованию проекта.
В защите принимают участие все участники мини-группы. Оппонентами выступают участники других мини-групп, которые оценивают их работу, в качестве жюри можно пригласить учителей, свободных от занятий — это полезно и ученикам, так как приобретается опыт и ответственность у выступающих участников группы, и учителям, которые знакомятся с возможностями работы над сетевыми проектами в сервисе Google Docs и возможностями своих учеников для работы в своих будущих проектах по предмету.
Учитель по завершению работы ставит итоговую оценку группе. Работа всей группы оценивается с учетом эффективной работы всех участников. Руководитель группы может ее подкорректировать с учетом вклада каждого участника.
Если тема одна для всех мини-групп, то объявляется конкурс на лучший проект, что способствует повышению конкурентоспособности всех учащихся, что также является одной из задач новой школы.
Облачный сервис Google Docs (Документы Google) - позволяет легко создавать, совместно использовать и изменять документы в Интернете.
Для того чтобы пользоваться облачным сервисом Google Docs необходимо создать свой аккаунт – это учётная запись, в которой хранится персональная информация пользователя для входа на сайт.
Чтобы создать аккаунт в Google Docs необходимо, чтобы пользователь уже имел адрес электронной почты. (показать вход в аккаунт Google)
После того как вход в аккаунт Google выполнен, выполняется вход в Документы Google и перед вами откроется рабочий стол сервиса (осуществить вход в сервис Документы Google).
Условно его можно разделить на пять областей, укажем эти области в конспекте:
Меню (позволяет переключаться между сервисами Google)
Окно поиска (позволяет выполнять быстрый поиск документов по слову в названии или тексте)
Панель вкладок (позволяет производить различные манипуляции с нашими документами)
Список документов (отображает имеющиеся файлы)
Панель инструментов (позволяет создавать новые документы; добавлять готовые документы и т.д.)
Чтобы создать новый документ в Документах Google необходимо при помощи меню: Создать указать необходимый вам тип документа
Название сервиса Google | Как можно использовать данный сервис |
Документы Google | Данный сервис позволяет документы загружать и создавать, хранить, просматривать, совместно редактировать их с любого компьютера дистанционно. |
Презентация Google | Создавать презентации, редактировать их в совместном доступе. Применим для создания коллективных презентаций при осуществлении проектной и исследовательской деятельности, занятий при дистанционном обучении. |
Таблицы Google | Таблицы Google можно использовать при составлении различных отчётов, диаграмм, опросов, анкет и т.п. Но основное достоинство - возможность редактировать их совместно, и публиковать на сайте. |
Форма Google | Создавать тесты, анкеты, опросы, викторины, которые можно публиковать на сайте. Можно использовать при осуществлении дистанционного обучения. |
Рисунок Google | Используя сервис Рисунок Google, учитель может самостоятельно создавать схемы к изучаемым темам. Большой плюс данного сервиса - совместное редактирование при предоставлении доступа. Также схемы можно вставлять в текстовой документ, презентацию, сайт. Для совместной работы Рисунок Google можно использовать в проектной деятельности, при организации групповой работы на уроке и во внеклассных мероприятиях. |
Календарь Google | Для создания календаря исторических дат, рождения ученых |
Блог, сайт, группы Google | Блог для создания собственного сайта и разработки веб-квестов Группы для организации дистанционных курсов |
Попробуем создать Презентацию
Окно программы для создания презентаций в Документах Google содержит элементы, которые встречаются в программе Microsoft Power Point. Поэтому работать с данным сервисов достаточно просто.
Одной из особенностей облачных технологий является возможность совместной работы над документом группы пользователей. Руководитель группы открывает для данного документа «совместный доступ» - предоставление другим пользователям возможности просматривать или редактировать ваши документы.
Для этого в созданном документе выбираем пункт «Файл»- Совместный доступ-Выбрать пункт «Уровни доступа» и выбрать «Просмотреть элемент может любой пользователь, обладающий ссылкой». В этом случае все смогут видеть и/или изменять документ. Если же оставить «Личное», то другие пользователи не смогут в него зайти.
В Документах Google предусмотрены следующие параметры видимости документов:
Общедоступно в Интернете - найти документ с такими параметрами и получить к нему доступ может любой пользователь Интернета. Вход в Документы Google не требуется.
Пользователи, у которых есть ссылка - обратиться к документу может любой пользователь, обладающий ссылкой. Вход в Документы Google не требуется.
Частный - получить доступ к документу могут только пользователи, которым явно предоставлено такое разрешение. Требуется вход в Документы Google.