СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «педагогические условия развития эстетической и культурологической компетентности учащихся в образовательной области «искусство»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность нельзя измерить, а формирование эстетической компетенции - это лишь способ и средство расширить представление о развитии граней личности в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «педагогические условия развития эстетической и культурологической компетентности учащихся в образовательной области «искусство»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ИСКУССТВО»




Подготовил учитель ИЗО

Арцыбашева Н.Н.












СЕЛО СТАНОВОЕ, 2013 Г.

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер


Основная цель, стратегическая линия развития художественно-эстетического направления нашей школы - обеспечение непрерывного роста качества воспитательно-образовательного процесса на основе углублённого преподавания предметов художественно-эстетического цикла, создание системы культурно-художественного развития в образовательно-воспитательном пространстве школы.

Направленность воспитательно-образовательной работы нашей школы определена исходной базовой установкой на активно-творческое, деятельностно-практическое приобретение детьми знаний о мире, о человеке, его созидательно-творческих возможностях и путях самореализации. В школе созданы и постоянно совершенствуются условия, позволяющие развивать самостоятельность, творческую активность учащихся, их критическое мышление, деятельностно-практические навыки и умения.

Педагогический коллектив заинтересован в воспитании человека, способного к личностному самоопределению в творчестве, в социуме, в будущей профессиональной сфере. Мы считаем, что мир культурно-художественных ценностей, сформированных в период школьного обучения, позволит растущему человеку по достоинству осознать самоценность, успешнее противостоять жизненным трудностям и невзгодам, сформирует навыки содержательного заполнения своего досуга.

Мы рассматриваем искусство как средство развития у детей индивидуальности, самобытных творческих задатков и способностей. При этом совершенно ясно, что мозаика освоенного культурно-художественного материала будет у всех учащихся разной. Поскольку различаются их интересы, опыт, способности, психофизиологические особенности. Нет даже двух человек, одинаковых по результатам стандартного обучения, как не может быть и двух художников, одинаково пишущих один и тот же пейзаж.

Именно поэтому к умению и интерпретации результатов культурно­художественного развития и воспитания учащихся мы стараемся подходить корректно и бережно.

Проводимая нами в рамках обучения художественно-эстетическим дисциплинам психолого-педагогическая диагностика имеет две

взаимосвязанные линии:

1. по шкале художественно-эстетических успехов - итоговая диагностика, отслеживающая развитие ребёнка на протяжении нескольких лет,

2. оценка уровня эмоциональной отзывчивости - промежуточная диагностика.

Рассматривая динамику развития эмоциональной отзывчивости

обучающихся начальной и основной школы за последние 3-4 года мы наблюдаем снижение количества детей, имеющих безразличное и инертное отношение к художественно-образовательным ценностям, и повышение количества учащихся, имеющих устойчивый и ярко выраженный интерес.

Опыт использования этой диагностической технологии, безусловно, даёт возможность проанализировать причинно-следственные связи между

спецификой преподавания художественно-эстетических дисциплин и

качеством освоением учебно-художественного материала, ростом самостоятельности и творческой активности обучающихся.

Но особенности взаимоотношений и общения педагога и учащихся на уроках и занятиях, цепочку внутренних личностных изменений в ребенке зафиксировать в баллах и цифрах невозможно. Поэтому, пребывая в поисках универсальных методик для измерения уровня творческого развития личности, мы заранее знаем об их условности и ограниченности, о невозможности творческую индивидуальность и оригинальность выразить в какой-либо схеме или графике.

В такой ситуации одним из самых педагогически корректных становится метод наблюдения, дающий педагогу простор для поиска диагностических творческих проблемных ситуаций на уроке, занятии, в индивидуальном общении с ребенком. Приведу лишь некоторые примеры такого рода ситуаций:

1. творческое задание для 2-класников "Цветная неделя",

2. творческое задание "Мой портрет в виде дерева" (рисунки детей в динамике 1997-2003 гг.).

Расширение диапазона решений и вариантов таких ситуаций и в самом учителе рождает художника. А как же иначе, ведь предмет искусства и в школе должен жить по законам искусства. Поэтому все чаще в педагогическом искусстве звучат слова "драматургия", "композиция", "сценарий" урока.

Педагог образовательной области "Искусство", как правило, человек творческий, поэтому особенно важно в пространстве школьного образовательно-воспитательного процесса создать условия для дальнейшего роста индивидуальной творческой компетенции. Одним из самых распространенных и оптимальных является подход, в логике которого качество труда учителя определяется на основе комплексного изучения основных видов его профессиональной деятельности, к числу которых принято относить:

• подготовку к урокам,

• учебную, воспитательную и исследовательскую деятельность,

• повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства.

Учитывая это, мы разработали и в течение ряда лет используем формы контроля, позволяющие объединить эти позиции и не обойти стороной факт сохранения бережного отношения к творческой индивидуальности педагогов образовательной области "Искусство". К таким формам относятся "Личный творческий план учителя" и "Индивидуальная карта профессионального стиля работы учителя".

Формирование компетенции - это освоение культурного опыта, который может реализоваться при актуализации внутренних мотивов учения на фоне принципов положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения.

Необходимость формирования компетенции определяется целями

образовательного процесса - обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и развитие индивидуальности, направленные на реализацию и максимально полное раскрытие разнообразных граней личности.

Одними из ключевых компетенций являются компетенции, связанные с

жизнью в многокультурном обществе, способностью жить с людьми других культур, языков и религий.

Искусство, являясь носителем культурных норм, накопленных человечеством за весь период своего существования, позволяет человеку, овладевая этими нормами, приобщаться к прекрасному наследию и творить свои предметы искусства, грамотно и творчески оперируя знаковыми системами, создавать миры, которых ранее не было.

Эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень.

Личность учащегося невозможно формировать как что-то заданное, можно лишь способствовать развитию его разносторонних качеств, что осуществляется в процессе формирования компетенций.

Выполнение практических заданий учит понимать прекрасное и безобразное; развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Например, выполняя задание по мотивам работ великих художников, учащиеся не только близко знакомятся с манерой живописи, но и проводят поисковую работу о судьбе и творчестве художников.

Учащиеся выполняют натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации.

Например, при выполнении задания на тему «Русские балеты» я обращаю внимание детей на пропорции и красоту движений человека, знакомлю с картинами художников «Мира искусства», тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие для раскрытия темы. Учащиеся реализуют свое воображение, приобщаются к прекрасному наследию и создают свои предметы искусства.

При выполнении задания на тему «Зима» я обращаю внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой - небо или земля, какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность, а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

Эстетическая компетенция - это не просто набор знаний и умений. Знания, умения, способы деятельности, личностная значимость, опыт деятельности отражают в структуре компетенции потребности данного конкретного индивида, обладающего определенными способностями, возможностями и имеющего свои взгляды и интересы, которые являются условиями самоопределения и самоактуализации полноценной личности.

Формирование эстетической компетенции является предпосылкой гармоничного развития личности, осуществляемого в процессе освоения социокультурного опыта.

Личность нельзя измерить, а формирование эстетической компетенции - это лишь способ и средство расширить представление о развитии граней личности в образовательном процессе.

На уроках ИЗО и на занятиях в кружке происходит развитие эстетического восприятия мира, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Учащиеся получают определенный уровень эрудиции в сфере искусства. Учатся делать сознательный выбор видов художественно-творческой деятельности, в которых можно проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Целенаправленное гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования, развитие его художественно-творческих умений, нравственное становление позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия образцов мирового искусства, традиционной народной культуры, изобразительных форм и средств, а также способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, формированию мировоззрения, внутренней культуры личности, формированию гражданской убежденности, формированию нравственно-­эстетической отзывчивости, эмоциональной развитости, формированию художественно-творческих умений и навыков.

Содержание занятий направлено на развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Работа с учащимися на уроках и занятия в кружке позволяет сформировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания, личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод криативности - ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» гласит: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе». Современная школа должна рассматриваться как педагогический центр всестороннего развития личности. Она должна обеспечивать реальные возможности активного и творческого участия школьников во всех видах деятельности, координировать все влияния окружающей среды на личность, ее формирование.

В ходе реализации творческого потенциала учащихся наша школа ставит пред собой следующие задачи:

1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.

3. Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Огромное значение в процессе создания благоприятной среды для проявления и развития творческих способностей учащихся в нашем образовательном учреждении играет воспитательное пространство школы. Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Сложные и многообразные задачи развития творческого потенциала учащихся можно решать путём комплексного использования различных форм организации воспитательного процесса.

Грамотная организация воспитательного процесса в школе позволяет детскому коллективу повышать степень самостоятельности. Развитие у учащихся способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности - является одним из направлений работы педагога по раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Таланты бывают разные: талант управления, талант общения,

артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы педагога - формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в нашей школе - создания благоприятной среды для проявления и развития творческих способностей учащихся, развитие в учащихся творческого начала, в чем. бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качество творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Что же мы предпринимаем для развития и реализации способностей детей, для повышения их творческого потенциала в нашей школе?


Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов и рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач,

наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.


Внеурочная деятельность.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности для развития личности учащего и его творческих способностей. Часы, свободные от учебных занятий, педагогический коллектив старается заполнить разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от педагога, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход его энергии, развить познавательные, творческие силы, способности, расширить кругозор и сферу общения. А для того, чтобы удовлетворить интерес и желание каждого ученика, можно и нужно предложить несколько видов деятельности: каждый ученик выбирает то, что ему нравится и что он умеет.

В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. Творческий праздник для ребенка - это творческое вдохновение его души, реализация его мысли. Каждый праздник - это поэтапное творчество учеников и учителя, начиная со сбора чернового материала, его обработки, оформления, формы представления, темы проведения. Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом установления и расширения способов взаимодействия ребенка с окружающим миром, развития его творческих способностей, личностного роста.

Конечно, нельзя умалять роль бесед, круглых столов, пресс- конференций, встреч, экскурсий и других форм воспитательной работы в развитии личности ребенка. Тем не менее, вышеуказанные формы эффективно решают задачу развития творческих способностей учащихся. Доставляя радость и удовольствие, КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

В классном коллективе происходит формирование и изменение межличностных взаимоотношений, распределение групповых ролей, выдвижение лидеров, складываются ценностные ориентации. Критерием успешности воспитательной работы является динамика межличностных отношений и удовлетворенность собой. Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

Для оценки творческой активности ученика важно подчеркнуть, что деятельность осуществляется в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением проблемы, которое может быть осуществлено различными путями. Творчество заключено не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе некоторую долю неопределенности; в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию. Показателями творческого характера деятельности учащихся можно считать новизну, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность. Наша школа принимает активное участие в районных смотрах художественной самодеятельности, праздниках, а также в районных и областных конкурсах, где добиваются учащиеся хороших результатов, имеют призовые места. Живая земля, Права человека глазами ребенка, Боевой и трудовой подвиг учителя, Моя семья, Природа вокруг нас и других.


Такая деятельность позволяет ощутить собственную успешность, значимость, воспитать положительную самооценку. В ходе такой работы мы открываем ребят с другой стороны, узнаем, чем они увлекаются в свободное время. Каждый год учащиеся нашей школы занимают лучшие места в районных конкурсах и выставках.

В нашей школе ведется целенаправленная работа по подготовке и проведению военно-спортивных и соревнований. Ребятам нравиться игры на свежем воздухе. Такие игры позволяют развить дисциплину, выявить разнообразные способности: организаторские, самостоятельность, умение ставить цели и достигать их.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка и использование всех возможностей для многогранного развития личности. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки. Содержание и организационные формы кружковой работы разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социальной компетентности личности. В основе содержания и организационных форм кружковой работы лежит совместная, творческая деятельность по конкретному направлению.

Руководители кружков использует различные формы работы в зависимости от направленности программы дополнительного образования и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Данные программы дают учащимся возможность найти себе занятие по интересам и способностям. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личные качества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.


«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!