СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему "Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности обучающихся на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Орфографическая грамотность человека непосредственно связана с его словарным запасом. Отсюда следует необходимость проводить словарную работу не только на уроках русского языка.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности обучающихся на уроках русского языка"»

МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа»






Подготовила учитель Хмелевская Т. П.







2015 год


Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Может и должен! С этой целью каждый из нас преподавание стремится строить как курс развития речи и мышления.

Арсенал приёмов, обеспечивающих при этом повышение эффективности преподавания, качества знаний и грамотности учащихся на уроках русского языка, достаточно обширен.

Почти на каждом уроке мною используется текст, которую под диктовку записывают обучающиеся. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.

Воспитательное воздействие связного текста( а не отдельных предложений или словосочетаний) бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь всех элементов грамматики. Ведь почти всё, что человек говорит или пишет, т. е. живой поток устной и письменной речи, -это текст, которым в обыденной жизни владеет уже шестилетний ребёнок. Зачем же, пользуясь для закрепления изучаемого материала отдельными, не связанными по мысли предложениями, отбрасывать детей назад в их речевом и умственном развитии?

Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.

Если на разных этапах урока поговорить о взволновавших детей проблемах, поднятых в тексте, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то лично им необходимое, нужное, интересное.

Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи.

В начале такого урока класс должен быть разделён на две команды с яркими, запоминающими названиями. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т. д. Задания для синтаксических, морфологических и других турниров могут готовиться детьми заранее. Например, дети дома подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формируют на их основе задания и на уроке предлагают их игрокам команды—соперницы. Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употреблённые в переносном значении; определить спряжение глаголов; Выделить главные члены предложений и т. п. По окончании работы составы команд—противниц (т. е. практически весь класс), наблюдавших за дуэлью своих представителей и проверявших друг у друга правильность выполнения заданий, получают плюс-очки за правильные замечания и минус—очки за ошибки.

Подсчёт очков определяет команду-победительницу на сегодня---но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует детей, делает живой взаимопомощь, потому что руководит ими естественное желание помочь своей команде.

« Музыкально-литературный диктант» поднимает урок на более высокий эмоциональный уровень(название условно: материал для такого диктанта—и записи популярных песен, и чтение мастерами художественного слова стихотворений или прозаических отрывков). Тематически объединённый с текстом, используемый на данном уроке, музыкально-литературный диктант выполняет эстетические функции, он обостряет восприятие школьниками поставленной перед ними проблемы и как бы «погружает» их в текст художественного произведения.

На всех этапах урока большое значение имеет личность учителя. Слово учителя—традиционное объяснение нового материала или беседа по пройденному материалу—тоже может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями.. Учитель должен быть на уроке другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих школьников. Ведь ребёнок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому задача учителя—связать в единое целое все элементы урока и через интерес, любовь к предмету добиться желаемых результатов: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

Вот некоторые фрагменты русского языка в 5 классе.

Фрагмент урока «Имя существительное как часть речи»

Работа с текстом. Краткое слово учителя:

----Вспомнив умные, поучительные сказки А.С. Пушкина, мы обратимся теперь к творчеству писателя, который родился почти через сто лет после А.С.Пушкина, к творчеству замечательного русского сказочника Евгения Шварца.

Может быть, дети перечислят названия его сказок, которые они читали, к фильмам, которые сделаны по его пьесам («Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», «Голый король», «Два клёна» и др. Если нет, им поможет учитель.

Сто лет разделяют творчество Пушкина и Шварца, но так ли уж непохожи их мысли, так ли уж далеки проблемы, которые их волнуют?

Оставив вопрос открытым, начинает диктовать монолог благородного рыцаря Ланцелота:

В чёрных горах есть огромная пещера. В пещере этой лежит книга. Каждый день заполняются в ней новые страницы. Кто пишет? Мир! Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что делают люди. От ветки к ветке, от капли к капле, от облака к облаку доходят до пещеры в горах известия о злых и добрых делах. Книга растёт, и заглянувший в неё однажды не успокоится никогда(По Шварцу).

После «открытия темы» ( учитель может в сказочной форме—при этом учебники у ребят закрыты—рассказать о волшебной части речи, не называя её (волшебство этой части речи в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире, и т. д. )дети в написанном тексте подчёркивают все существительные, анализируют их сточки зрения семантической, морфологической, синтаксической.

Фрагмент урока «Имя существительное как часть речи»(продолжение)

Выборочный музыкально—литературный диктант ( грамзапись песни Окуджавы «Бумажный солдат»)

Во время первого прослушивания ребята думают над содержанием песни, во время второго выписывают услышанные существительные.

--Глупо ли погиб солдат? А может быть, был великий смысл в его гибели? Или выбрать тихую жизнь?

А зачем Ланцелоту надо было заглядывать в книгу, которую пишет мир? Ведь он мог бы жить тихо и спокойно, а вместо этого каждый день подвергал свою жизнь опасности, борясь со злыми и равнодушными людьми.

Эти и другие вопросы, задаваемые учителем, обязательно приведут к употреблению слов: Смелость, храбрость, доброта, отвага, доблесть, бесстрашие, нежность.

Равнодушие, злоба, эгоизм, хитрость, жадность.

«Открытие темы». Можно эти слова выписать на доску. Ещё раз обратим внимание на то , какими словами мы характеризуем наших героев: Ланцелота, бумажного солдата. И вернёмся к разговору о морфологии:

---Какую часть речи представляют слова, написанные на доске? (Мы стараемся задавать в разных формах: в противном случае тренируется только механическая память , а не способность к осмысленному анализу вопроса и аргументированному ответу)

---Имя существительное,--ответят дети, безошибочно поставив к словам нужный вопрос.

---Но ведь имя существительное должно обозначать предмет, а слова смелость, храбрость и др. обозначают признаки наших героев?—не успокоится учитель.

Дети задумаются, неважно, догадаются ли они сами о существительных, обозначающих

Его как «предмет» , или прочитают об этом в упр. Их размышления будут способствовать более глубокому пониманию и запоминанию изучаемого материала.

Очень важным на пути повышения качества знаний и грамотности обучающихся на уроках русского языка считаю работу по орфографии на завершающем этапе основного образования. Это прежде всего повторение изученного. На этом этапе обучающиеся в основном работают самостоятельно. При этом целесообразны следующие формы занятий: урок работы над ошибками, индивидуально—групповая работа с неуспевающими; занятия по орфографии на консультациях. Особенности каждой из этих форм занятий.

Работа над ошибками.

Работу над ошибками провожу на каждом уроке русского языка. Одно из условий успешной работы над ошибками—качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты. Основные его качества на завершающем этапе работы по орфографии—новизна и повышенная степень трудности. Такой материал отбираю из письменных работ обучающихся (слова, в которых обучающиеся допускают ошибки), из соответствующих сборников, из произведений художественной литературы, из газет, журналов. Примеры из ученических работ использую в основном для выяснения причин ошибок, тексты из других источников—для упражнений.

Проводя работу над ошибками, придерживаюсь целесообразной последовательности упражнений, а именно:

1 этап---упражнения, в ходе которых обучающиеся опознают орфограммы;

2 этап---упражнения, в процессе которых обучающиеся объясняют орфограммы.

3 этап---упражнения в дописывании слов, вставке букв и др.

4 этап---подбор и запись обучающимися своих примеров.

5 этап---упражнения творческого характера.

Следующий метод работы над ошибками---вставка пропущенных букв. Этот метод применяю тогда, когда обучающиеся уже научились распознавать слова со смешиваемыми написаниями и объяснять эти написания. Для упражнений использую слова или словосочетания, например: из рощ…, к рощ…, возле площадк…, к площадк… и др.

Материал для таких упражнений отбираю из контрольных работ, из орфографического словаря для основной школы и т . п..

Когда обучающиеся закрепят соответствующие правила на предложенном им дидактическом материале, они могут перейти к очередному этапу работы над ошибками---подбору и записи собственных примеров. Разновидностью этого упражнения является выписывание нужных слов из орфографического словаря. Так, учащимся может быть предложено выписать из словаря 10 слов с приставками пре- и при- и т. д. И в заключение предлагаю составить и записать предложения с данными словами.

Консультация.

Одной из эффективных форм работы по повышению грамотности на завершающем этапе обучения русскому языку является консультация

Как правило, консультации провожу для неуспевающих. На консультациях они получают помощь в работе над домашними заданиями. Консультации носят в основном тематический характер.

Первая часть консультации---короткий рассказ о тех вопросах, которым она посвящена, вторая часть---ответы на вопросы обучающихся, помощь им в выполнении домашних заданий, третья---выполнение упражнений. Тем обучающимся, которые усвоили данные орфограммы недостаточно прочно, предлагаю дополнительные, повторные задания по той же теме, но на другом дидактическом материале. Этих обучающихся я беру под особый контроль, проверяю их работу в индивидуальном порядке.

Работа над трудными словами в связи с изучением литературы.

Орфографическая грамотность человека непосредственно связана с его словарным запасом. Отсюда следует необходимость проводить словарную работу не только на уроках русского языка. Известно, что в тексте любого литературного произведения встречаются слова, значения которых учащиеся не понимают. И если не хватает словарей, то в процессе работы над текстом изучаемого произведения использую словарики—таблицы. Кроме того, обучающиеся в ходе занятий составляют собственные рукописные словарики, что не только способствует обогащению их лексического запаса, но и развивает «чувство языка», необходимого для овладения речью.

Подобные уроки интересны тем, что на них всегда решается целый комплекс задач: это и объяснение нового, и закрепление его, и повторение ранее изученного, и работа, связанная с развитием речи. Причём, всё это время школьники активно работают, так как непрерывно ставятся задачи, требующие практического применения знаний. На уроке записано 56 слов, не считая тех, что использовали ребята при составлении связного текста на заданную тему. Я уверена, что серьёзный анализ дидактического материала для урока поможет учителю глубже осмыслить явления языка, увидеть главное в каждой теме, а значит повысить качество преподавания, добиться глубокого осмысления учащимися изучаемого явления, т. е. будет способствовать реализации главного требования школьной реформы--- «давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!