СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    При использовании проблемно-диалогической технологии я получаю возможность формировать у учащихся все виды УУД: регулятивные (когда дети определяют границы своего знания и незнания, ставят цель), познавательные (при постановке проблемы), коммуникативные (учащиеся вступают в диалог с учителем, друг с другом). Ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления,  формулы. Это мотивирует учащихся  к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, гарантирует понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО"»

Управление образования Альметьевского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»











Из опыта работы учителя математики

первой квалификационной категории

Калининой Наили Анисовны:

«Применение технологии проблемно-диалогического

обучения на уроках математики как средство реализации ФГОС ООО»







Семинар в МАОУ «СОШ №2» ЛМР МО РТ

по теме «Практические механизмы реализации

ФГОС ООО для учителей естественно-

математического цикла основной школы»

















февраль 2016

Сегодня перед каждым учителем встает вопрос, что ему придется менять в своей работе в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Приоритетным становится не передача суммы знаний, а развитие личности учащегося путем освоения различных способов действий. Технология проблемно-диалогического обучения является образовательной технологией деятельностного типа и реализует требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная технология универсальна, так как применима на любом предметном содержании и на любой ступени обучения. Автором данной технологии является Елена Леонидовна Мельникова.

Усвоение знаний учащимися осуществляется посредством специально организованного диалога. Виды диалогов: побуждающий диалог - мои вопросы побуждают детей высказывать различные версии решения проблемы. Например, на этапе актуализации знаний наряду с пройденными заданиями я включаю задания, содержащие новый материал. В итоге создаётся проблемная ситуация. Побуждающий диалог выглядит так: «Ребята, вы смогли выполнить задание? Почему? В чём проблема? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Рассмотрим тему «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Даны числовые выражения  3/4+1/4, 3/7+11/7, 6/11+8/11, 1/3+2/5, 3/8+1/4. Вы можете решить данные примеры? Если нет, то почему? Где испытываете затруднения? Появились примеры суммы обыкновенных дробей с разными знаменателями. Как их решать? Звучат ответы, в том числе и неправильные: учащиеся предлагают складывать и числители, и знаменатели. Таким образом, идет диалог между мной и учениками, между самими учениками и создается ситуация выхода из тупика. На этапе поиска решения я побуждаю учеников высказывать и проверять гипотезы, то есть обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Следующий пример побуждающего к гипотезам диалога приведу на геометрических темах 7-го класса «Построение треугольника по трем элементам» и «Неравенство треугольника». Теорему о неравенстве треугольника ввожу при изучении темы «Построение треугольника по трем элементам», решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам. Предлагаем ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами: а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см; в) 1см; 2см; 3см; г) 3см; 4см; 10см. Ребята работают самостоятельно и приходят к выводу, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Эмоциональное переживание возникает у учащихся именно при столкновении с противоречием. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные ребятами при решении этой задачи, дают возможность сделать вывод: «Каждая сторона треугольника должна быть меньше суммы двух других сторон». Далее доказывается теорема.



Следующий вид диалога - подводящий диалог. Данный метод постановки учебной проблемы проще, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой логическую цепочку посильных вопросов, которые пошагово приводят детей к формулированию темы урока. Происходит «открытие» знаний простым и коротким путем. Например, урок математики в 5 классе по теме «Комбинаторные задачи» можно начать так:

-Ребята, вы забыли пароль на вашем компьютере, сколько вариантов вам придется перебрать, прежде чем вы сможете восстановить доступ? 

-Часто ли вам приходится просчитывать варианты каких-либо событий?

-Легло ли вам это удаётся и сколько тратится на это времени?

-Как можно назвать перебор этих вариантов?

-Все ли комбинации вы учитываете?

-Как можно назвать задачи, где рассматриваются всевозможные комбинации?

-Существует ли раздел математики, занимающийся исследованием подобных задач?

Учитель вместе с учащимися приходит к выводу: «комбинаторика» – раздел математики,   посвященный решению задач выбора и расположения заданных элементов по заданным правилам. 

Кроме приведенных выше методов постановки учебной проблемы существует еще один, наиболее простой: сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса, применив мотивирующие приемы. Первый прием, «яркое пятно», заключается в сообщении классу интересного материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки и др. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса. Например, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут на урок в 6-м классе по теме «Объём шара. Площадь сферы» можно прийти с футбольным мячом, вызвав неподдельный интерес у учащихся. А изучая аксиому параллельных прямых, можно погрузиться в прошлое и посвятить учащихся в историю, связанную с пятым постулатом Евклида. Ещё один приём: «Задай вопрос соседу». Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает в начале следующего урока. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресует классу или самому учителю. Другой прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Например, при изучении задач на проценты, показываю насколько велико прикладное значение этой темы, объясняю, как правильно рассчитать скидки на товары и услуги, как определить, услугами какого банка выгоднее пользоваться.

Таким образом, на проблемно-диалогическом уроке с помощью диалога (побуждающего или подводящего) я сначала помогаю ученикам задать учебную проблему (сформулировать тему урока или проблемный вопрос). Так я вызываю внутреннюю познавательную мотивацию учеников. Затем также при помощи побуждающего или подводящего диалога провожу поиск решения, то есть «открытие» знания школьниками. При этом стараюсь достичь подлинного понимания материала учениками.

При использовании проблемно-диалогической технологии я получаю возможность формировать у учащихся все виды УУД: регулятивные (когда дети определяют границы своего знания и незнания, ставят цель), познавательные (при постановке проблемы), коммуникативные (учащиеся вступают в диалог с учителем, друг с другом). Ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, формулы. Это мотивирует учащихся к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, гарантирует понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

Таким образом, технология проблемного диалога обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!