СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».»

Доклад на тему: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»

В.В.Путин


C 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно статье 5 Закона в целях реализации права каждого человека на образование предусмотрено создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

Согласно статье 2 Закона обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статьей 79 Закона закреплено право детей с ОВЗ, в том числе и со сложной структурой дефекта, детей с выраженными формами умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общим образовательным программам и (или) адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

- проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий;

- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) указанных лиц или в федеральные государственные стандарты включаются специальные требования.

С 01.09.2016 г. вступили в силу ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598), а также ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденные приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599).

Данные ФГОС разработаны в соответствии с ч. 6 ст.11 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе Конституции РФ; Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка; Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Инновационность разработанных Стандартов определяется тем, что они выстраиваются на инклюзивной «философии» образовательной политики и принципе: необучаемых детей нет!

В конкретном плане это выражается, прежде всего, в том, что согласно разработанной концепции ФГОС в Стандартах заключены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства Российской Федерации, устраняются существующие препятствия между общим и специальным образованием, в чем отчетливо проявляется интеграционная направленность и сущность ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Кроме того, хотя в структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

«Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.

«Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ (а именно: НИКО – национальное исследование качества образования; ВПР – выпускные проверочные работы; ГИА – государственная итоговая аттестация и др. исследования качества образования, реализующиеся на федеральном уровне).

компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Это, в свою очередь, воплощается в определении в Стандарте четырех вариантов образовательной программы, которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при, соответственно, уменьшении удельного веса академического компонента, а также, в случае необходимости, пролонгирование (увеличение) календарных сроков обучения.

Подробнее остановимся на основных вариантах образовательных программ:


Образовательная программа

Сопоставимость с образованием здоровых детей

Календарные сроки обучения

Особые образовательные условия

Возможность перехода на другой вариант ОП

Вариант 1 (вариант А)

Полностью сопоставима

Нормативные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ

Предусмотрена

Вариант 2 (Вариант В)

Полностью сопоставима

Прологнированные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;

- создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов

Предусмотрена

Вариант 3 (Вариант С)

Частично сопоставима

Прологнированные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;

- создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов

Предусмотрена

Вариант 4 (Вариант D)

Не сопоставима

Прологнированные

- коррекционная работа;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ;

- создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов

Предусмотрена


Первый и второй варианты являются цензовыми. Первый вариант адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с нормально развивающимися сверстниками, находясь в их среде и в те же календарные сроки.

В случае обучения по второму варианту образовательной программы обучающиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения глухого ребёнка составляет 6 лет, а не 4 года; ребенка с ЗПР – 5 лет (наш 1 «а»). Т.о., обучаясь по первому или второму варианту, ребенок по окончании школы получает документ об образовании – аттестат об основном общем образовании (после 9 кл.) или аттестат о среднем общем образовании (после 11 кл.).

В этом случае выпускник проходит государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) либо государственного выпускного экзамена (ГВЭ) – на выбор обучающегося.

Третий и четвертый вариант образовательных программ являются нецензовыми. Осваивая третий вариант, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося. Четвертый вариант - это индивидуальный уровень образования. Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка. (это наш 1 «б» класс, обучающиеся которого осваивают стандарты образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); обучение в классе ведется по двум программам – вариант С и вариант D).

В случае обучения по третьему или четвертому варианту, итоговый документ об образовании – свидетельство об обучении.

При этом следует знать, что:

- согласно разработанному Стандарту и его Концепции отнесение ребенка к тому или иному варианту осваиваемой образовательной программы категорически не является зафиксированной раз и навсегда константой: напротив, предусматривается возможность перехода с одного варианта на другой – с учетом мнения родителей, педагогов и позиции психолого-медико-педагогической комиссии;

- для всех вариантов образовательных программ обязательным является включение в их содержание специальной коррекционной работы, а также специальная организация среды и обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ОВЗ с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Кроме того, реализация второго, третьего и четвертого вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных программ, которые при необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся.

Соответственно, в разработанном Стандарте дифференцированно формулируются требования к кадровому, финансово-экономическому, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ.

Более подробно остановимся на особенностях работы педагогического коллектива КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМП», выстроенной в условиях реализации СФГОС.

Успех в реализации всех нововведений в образовании, а в нашем случае новых стандартов для детей с ЗПР и УО зависит от уровня подготовленности педагогических работников организации.

В соответствии с этим, одной из приоритетных задач педагогического коллектива КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» на 2016-2017 уч. год стало повышение квалификации педагогов в связи с введением СФГОС.

В 2015-2016 уч. году прошли профессиональную переподготовку в ЧОУ ДПО «Институт новых технологий в образовании» по программе «Олигофренопедагогика» (в объеме 250 час.) 5 педагогических работников центра. В 2016-2017 уч. году приступили к обучению в рамках профпереподготовки еще 4 педагога.

Повышение квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии в объеме от 72 до 240 час. прошли 18 человек из числа административного и педагогического персонала КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

Т.о., на конец 2016-2017 уч. года 66% от общего количества педагогических работников и управленческого персонала центра получат дополнительное образование в связи с введением СФГОС; из них воспитатели – 100%; специалисты ППМС помощи – 57%; учителя – 61%.

Стоящая перед коллективом задача - повышение уровня профессиональной компетентности каждого педагога, приведение в соответствие уровня его профессиональной подготовки требованиям СФГОС.

Имеющаяся в распоряжении КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» материальная база постоянно совершенствуется и позволяет вести обучение в соответствии с СФГОС и проводить коррекционно-реабилитационные мероприятия на достаточно высоком уровне.

В 2015-2016 уч. году в рамках реализации целевой программы «Доступная среда» было выделено 3 524 600 руб. на закупку специального оборудования и на проведение необходимых ремонтных работ:

1 929 800 руб. из средств федерального бюджета;

1 594 800 руб. из средств бюджета Воронежской области.  

Благодаря средствам, выделенным на реализацию мероприятий в рамках данной программы, в центре созданы условия  для комфортного пребывания и обучения детей с ОВЗ: произведен текущий ремонт (на входе в здание школы установлен пандус; в холле 1-го этажа школьного здания – горизонтальные поручни; для комфортного пребывания детей-инвалидов на 1-ом этаже школы оборудован специализированный санузел; лестничные марши оборудованы противоскользящим покрытием); закуплено специализированное оборудование для функционирования сенсорных комнат (светлой и темной), кабинета учителя-логопеда; учебное оборудование для кабинетов начальных классов, русского языка, информатики, а также комплекты конструкторов Lego и Lego Duplo для организации работы кабинета лего-конструировавания.

Как уже было сказано выше, в настоящее время в центре реализуется как ФГОС НОО для обучающихся с ЗПР, так и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 2016-2017 уч. году образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.3286-15 для детей с ОВЗ, введенными в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26. Согласно этим нормам, в центре введена 5-дневная учебная неделя и 40-минутная продолжительность уроков.

Для каждой категории обучающихся на основе ФГОС разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы. Ведущим элементом обязательной части АООП является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных программ обучающихся с ОВЗ выделяется образовательные области, каждая из которых состоит из 2 компонентов: академического и «жизненной компетенции»:

Филология – знания о языке и речевая практика.

Математика и информатика – знание математики и информатики и практика взаимодействия с окружающим миром.

Обществознание и естествознание – знание о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействие с близким и дальним социальным окружением.

Искусство – знания и умения в области искусства и практика их применения в быту и творчестве.

Физическая культура – знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.

Технология – основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.

Основы религиозных культур и светской этики – знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Планируемые результаты освоения АООП предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:

- что ребенок должен знать и уметь на данном уровне образования;

- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;

- насколько активно, свободно и творчески он их применяет.

Из этого следует, что введение СФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из академического компонента и компонента «жизненной компетенции». Целевая установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ. Например, содержание коррекционно-развивающей области обучающихся с ЗПР, представлено, следующими коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и/или индивидуальные занятия), «Ритмика» (фронтальные и/или индивидуальные занятия).

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи. Учитель-логопед Завалишина О.В. занимается с обучающимися 1 «а» с использованием логопедической программы, разработанной на основе рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии А.В. Ястребовой, Козыревой Л.М. и др., с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-2 кл.) по русскому языку. Данная программа – это курс логопедического сопровождения обучающихся 1-го и 2-го года обучения с ОНР II-III уровня.

В соответствии с этим, основными направлениями логопедической работы в рамках реализации СФГОС являются диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); диагностик и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение); диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция нарушений чтения и письма; расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.).

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Организацией психокоррекционной работы на уровне НОО занимается педагог-психолог Волина Ю.В. С учетом имеющейся в учреждении материально-технической базы, в классах для обучающихся с ЗПР она ведет занятия по программам «Лего-конструирование» и «Фантазии на песке», в классе для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), осложненными РАС – по программе индивидуальной работы «Я люблю мир!».

Основными направлениями педагога-психолога в соответствии с требованиями СФГОС являются диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование ВПФ; диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, в классе); формирование и развитие навыков социального поведения; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающихся с ОВЗ в процессе восприятия музыки. Коррекционная работа на занятиях ритмикой, организованных педагогом Синельниковой Л.В., базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия ритмикой способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ.

Неотъемлемой частью организации образовательного процесса в соответствии с требованиями СФГОС является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения реализуемых АООП. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме урочной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решения задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

Внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, общественно полезные практики и т.д. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

В условиях реализации СФГОС в 2016-2017 уч. году организована внеурочная деятельность, в рамках которой работают кружки «Бисероплетение» (руководитель: Кузина О.В.), «ЛФК» (руководитель: Синельникова Л.В.), а также организовано проведение вожатских часов по программе «Умелые ручки» (руководитель: Марченко В.А.), музыкальных часов (руководитель: Козлобаев А.И.)

Т.о., мы вкратце остановились на отдельных моментах введения ФГОС для обучающихся с ЗПР И УО (интеллектуальными нарушениями) в нашем центре. Необходимо подчеркнуть, что введение Стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально изменились ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ. В настоящее время школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходимо: продолжить изучение нормативной документации по вопросам внедрения СФГОС; постоянно повышать уровень методической подготовки путем получения дополнительного профобразования; реализации дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.

Я считаю, что, несмотря на все сложности в этой работе, Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с ОВЗ дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!