СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Традиционные воспитательные технологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:   «Традиционные воспитательные технологии»

1 слайд

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

            Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

2 слайд  

       В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения

3 слайд

       Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

4 слайд

Рассмотрим пример самой распространенной по применению  воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой).

Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых  отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

            Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее

5 слайд ( фото с занятий) 

В своей работе эту  технологию использую в проведении внеклассных занятий «В поисках своего призвания», «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы», «Фронтовые письма» и  многих  других.

    6 слайд  

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

  •  способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке 

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  •  развитие и становление познавательных сил ребенка;
  •  идеал воспитания – самовоспитание;

Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).

Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

Технология совместного творческого воспитания.

Методика КТД впервые была разработана С.Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.

Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.

 Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)

Воспитательная система класса это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Важные компоненты воспитательной системы класса:

-Индивидуально – групповой.

-Ценностно – ориентационный.

-Пространственно – временной.

-Функционально – деятельностный.

-Диагностико – аналитический.

Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.  

Слайд 7

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Несмотря на то, что эта технология была разработана и внедрена более полувека назад, её содержание также актуально и в наши дни.

Слайд 8

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

 

  • Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.
  • В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Слайд 9

  • Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
  • КТД имеет следующие этапы (стадии). Это вы видите на слайде.
  • Предварительная работа коллектива.
  • Коллективное планирование (сбор – старт).
  •  -Коллективная подготовка КТД.
  • Непосредственное проведение КТД.  Осуществление дела.
  • Коллективное подведение итогов.

Слайд 10, 11

Коллективно творческие дела  – это «День учителя», «День именинника», «Новогодние спектакли», «Спортивные праздники», «Рождественские посиделки», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер», и многие другие.

Слайд 12

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г.Щедровицкий).

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационное внеклассное занятие  (Н.П. Капустин).

Технология проведения ситуационного занятия включает в себе следующие компоненты:

-осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

-наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;

-внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;

-определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;

-внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;

-рефлексия всего события;

Слайд 13

-свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;

-обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;

-мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.

Используя технологию индивидуального рефлексивного самовоспитания проводятся занятия «Как поступить?», «Уверенность в себе», «Как завоевать друзей», «Добро и зло», «Кого я боюсь» и многие другие.

 Слайд 14   

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

 В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!