СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему:"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"»

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС».

Подготовила Гукова М.В.

учитель начальных классов

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда возникают основные задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

  • снижение уровня заболеваемости  учащихся;

  • сохранение работоспособности на уроках;

  • формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

К основным проблемам, касающимся здоровья учащихся, относятся следующие:

  1. Здоровье и адаптация

  2. Гигиенические условия обучения

  3. Питание, водный режим

  4. Профилактика школьных болезней

  5. Влияние компьютеров на здоровье обучающихся.

  6. Творческий характер образовательного процесса для полноценного усвоения знаний и умений учащимися.

 Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОСы.
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска).
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе.
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
7. Личные особенности учителя, его характера, состояние здоровья.

          Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

           От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

          Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

  • разнообразные психолого-педагогические технологии;

  Создание благоприятного психологического климата на уроке.  Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

          Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

         Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренних психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

         Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре­мени отрицательные факторы практически отсутствовали.

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. В соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников. Чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок). Создание благоприятного психологического климата на уроке

 Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

          Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

         Для решения этих задач необходимо применять следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий;

  • применение индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую);

  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

          Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

        Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности 

Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;

Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

Технология игровых методов

(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

 Формы реализации технологий

-  «Подвижные игры для здоровья» в рамках спортивно-оздоровительного  направления внеурочной деятельности;

 способствуют самовыражению личности;

 интересны детям;

 обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;

 решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);

 развивают творческие способности детей.

Наибольшую ценность для здоровья представляют собой игры, проводимые на свежем воздухе.

-  система уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» социального направления;

      обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся;

      сформировать устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья.

На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «здоровье» и «здоровый образ жизни»; составляют режим дня, определяют необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья; узнают, как ухаживать за своим телом; определяют признаки болезней, их причины и связь с образом жизни; знакомятся со строением тела человека; узнают о вреде никотина и алкоголя.

Ещё хотелось бы отметить тематические вечера и праздники, посвящённые здоровью. В школе проводятся День Здоровья, Масленица (с народными играми на свежем воздухе), спортивные соревнования, посвящённые календарным праздникам 23 Февраля и 9 Мая. На таких мероприятиях учащиеся систематизируют полученные ранее знания и умения, играют сами и проводят игры со зрителями. Такие внеклассные мероприятия несут большую воспитательную ценность.

- комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых во время физкультминуток, игровых перемен и динамической паузы

  • увеличить объём двигательной активности учащихся;

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья;

  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся,

Необходимо в своей работе использовать основные методы и приемы  здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного:

        Режим динамической смены поз.

  • Уроки проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используются парты и конторки.

  • Для разминок используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния.

  • Уроки проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, выполнения заданий, активизирующих детей.

  • Хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

  • Применяются прописи перьевой ручкой, развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

  • Раздельно-параллельное образование мальчиков и девочек.

-  Физкультминутки нужно проводить, учитывая специфику предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток необходимо включать:

  • упражнения по формированию осанки,

  • укреплению зрения,

  • укрепления мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • упражнения для ног,

  • релаксационные упражнения для мимики лица,

  • потягивание,

  • массаж области груди, лица, рук, ног,

  • психогимнастика,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

        Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

        Упражнения для улучшения осанки

- Психогимнастика

Динамическая пауза предполагает отдых детей между урочной и внеурочной деятельностью. В ходе динамической организуются подвижные игры (разной степени интенсивности) на свежем воздухе. Это способствует росту мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности.

  Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

            Проблемы здоровья школьника, выявленные в 21 веке и ставшими очень острыми, нужно решать комплексно. И школе как никогда отводится важнейшая роль в формировании у детей принципов и норм здорового образа жизни. Ведь дети – наше будущее, и то, какими они будут – таким будет и будущее. Их здоровье сегодня – это благополучие мира завтра.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!