СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на заседание методической комиссии классных руководителей "Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье изложена информация о причинах возникновения конфликтов в коллективе, о конструктивных и деструктивных сторонах конфликта, а также о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях

Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседание методической комиссии классных руководителей "Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СТАРОБЕШЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ»










Доклад

на заседание методической комиссии классных руководителей

«Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций»













Подготовила:

Покидина И.Е.





















пгт. Старобешево, 2021 г.




Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в конфликте, которого нельзя избежать

Генри Тейлор



Можно ли жить без конфликтов? Скорее всего нет, т.к. в основе конфликта всегда лежит противоречие, несовпадение жизненных целей, ценностей, установок. И вряд ли найдется человек, который скажет, что его картина мира полностью совпадает с картиной мира всех людей, с которыми он взаимодействует дома или на работе. Неразрешенный конфликт может привести к обидам, раздражительности, гневу, депрессии и другим негативным состояниям. Следовательно, надо научиться анализировать, понимать и управлять конфликтами.

С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. 

Тот, кто умеет управлять конфликтом, становится мастером, и сможет защитить себя от неблагоприятных внешних воздействий, а иногда и внутренних.

Причины конфликтов в коллективе:

Как вам кажется, из-за чего происходят конфликты? Что является их причиной? 

  • борьба за авторитет;

  • соперничество;

  • обман, сплетни;

  • оскорбления;

  • обиды;

  • личная неприязнь к человеку;

  • симпатия без взаимности;

  • борьба за интересы

Конфликты имеют не только отрицательные функции, но и положительные. Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому «общество без конфликтов - это мертвое общество».

Конструктивные стороны конфликта:

  • Помогает увидеть «слабые стороны» коллектива.

  • Помогает заметить проблемы в отношениях.

  • Позволяет высказать свою точку зрения на проблему.

  • Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции.

  • Позволяет пересмотреть свои взгляды на различные вопросы.

  • Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта:

  • Отрицательные эмоциональные переживания могут привести к различным заболеваниям.

  • Приводит к нарушению отношений между людьми.

  • Может приводить к снижению дисциплины.

  • Может ухудшиться социально-психологический климат.

  • Сложно восстановить отношения.

  • Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 – 20 минут послеконфликтных переживаний.

Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

1. Конкуренция. Этот способ предполагает борьбу между конфликтующими сторонами. Каждый из них отстаивает свою позицию, и не желает уступать сопернику. Оппоненты оказывают различное давление друг на друга. Способ применим, когда человеку очень важен результат, и уступить никак нельзя.

Девиз: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Избегание (уход). Человек просто уходит от конфликта без попытки решить его. Этот способ можно применять, когда нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений.

Девиз: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

3. Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих интересов в пользу оппонента и соглашается на его условия. Этот способ можно использовать, когда отношения между людьми важнее предмета конфликта; проблема не настолько важна, чтобы бороться до последнего или же человек осознает, что у него мало шансов выйти победителем из спорной ситуации.

Девиз: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

4. Компромисс. Каждый из участников спора идет на определенные уступки, тем самым достигается более или менее приемлемое разрешение спорного вопроса. Такой способ подходит, когда нужно хотя бы частично получить желаемое, не хочется обострять отношения с оппонентом.

Девиз: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

5. Сотрудничество. Этот способ можно считать самым лучшим для выхода из конфликтной ситуации. Он подразумевает удовлетворение интересов всех сторон. Подходит в том случае, когда решение проблемы важно для всех участников, и все готовы работать над результатом, когда есть достаточно времени и ресурсов, чтобы решить спорный вопрос, удовлетворив желания каждого их оппонентов.

Девиз: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

 Выводы:

  1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.

  2. Конфликты решаются мирно, если стороны готовы пойти на уступки.

  3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь выхода из конфликта.

  4. Живя в обществе, каждый из нас должен стремиться к поддержанию добрых, человеческих отношений.

Советы психолога:

- Прежде чем вступить в конфликт, подумайте, какой результат вы получите!

- Решайте проблему, а не сводите счеты.

- Проявляйте выдержку и не оскорбляйте людей в споре.

- Заставьте себя слушать доводы других людей.

- Не переоценивайте свои способности и возможности.

- Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных обид.

- Умейте отстаивать свое мнение без оскорблений и грубости.

- Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

- Будьте справедливы и честны в конфликте, не стремитесь главенствовать во что бы то ни стало.

На этой позитивной ноте мы вам говорим спасибо, что были с нами, и до свидания!

Список литературы

  1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов.  – М.: ВЛАДОС, 2004. – 212с.

  2. Бережная,  Г.С. Формирование конфликтологической компетентности общеобразовательной школы:  автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.С. Бережная; Рос. гос .универ. – Калининград, 2009. – 43с.

  3. Богданов,  Е. Н.  Психология личности в конфликте: учеб. пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин.  –  СПб.: Питер Принт, 2004. – 221с.

  4. Емельянов,  С. М. Управление конфликтами в организации / С.М. Емельянов.  – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. – 315с.

  5. Рыданова,  И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления / И.И. Рыданова.  – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 80с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=EcoYI-fk6S8

     «The early hatchling gets the worm»

  1. https://www.youtube.com/watch?v=cF24ZhVdHgw 

littlelightfoundation.org   The Olive Branch "Sleep"





Упражнение «Снежинка»

- сгибаем лист пополам

- сгибаем ещё раз пополам

- отрываем верхний правый угол

- отрываем нижний правый угол

- что получилось?

Почему люди кричат (Философская притча).

Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:

- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?

- Наверное, потому, - ответил один из учеников, - что теряют спокойствие.

- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?

Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.

Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:

- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того, чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.

- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!