СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Нравственное воспитание личности как фактор становления личности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Нравственное воспитание личности как фактор становления личности"»


Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат №1»






Доклад на тему: «Нравственное воспитание как фактор формирования личности »







Выполнила воспитатель высшей категории:

Кузнецова В.И.











2020 учебный год

Духовно-нравственное воспитание школьников, как фактор формирования личности


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, представленная до 2025 года.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности»?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности, которые должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Внеурочная деятельность учащихся – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований ФГОС. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие. Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий.

Чтобы увидеть ребенка в процессе воспитания, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему.

Для этого используются нетрадиционные формы воспитания: заочные экскурсии, уроки-путешествия, мини-спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективные работы, проекты и другие. Не менее важным способом мотивации являются проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Важным является: гуманное отношение, доверие к воспитанникам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в группе, чувство юмора, которое в дальнейшем переходит в ситуацию успеха.

Обязательным элементом воспитания является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс воспитания осуществляется через создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей) ситуации.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций, воспитанники изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого педагога, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко). Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Какие мы – такие дети», и потому, личность учителя, несомненно, играет одну из ключевых ролей в воспитании ребенка.

Развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому, необходимо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Какие это могут быть формы деятельности? Различные: учебная деятельность по предметам, система классных часов, работа детских творческих коллективов (кружков, секций, клубов), работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии, концерты, классные праздники, система мероприятий библиотеки, традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела, участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках, проведение совместных с родителями и педагогами мероприятий, участие в акциях, организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми, спортивные соревнования, игры (ролевые, русские народные и другие).

Игровая деятельность остается одним из главных видов. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.

Культурное поле родителей (законных представителей) учащихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Отсюда, повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Духовно-нравственное развитие воспитанников осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьей, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!