СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Доклад

Тема: «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»»














Доклад

Тема: «О новых подходах к преподаванию в условиях введения ФГОС»
































2018


Цель доклада: обзорно познакомить со спецификой системно-деятельностного подхода в преподавании; подробно представить технологию проектирования как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Принятие федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, их задачам построения на основе диалога культур.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

На сегодняшний день, реализуя системно-деятельностный подход в обучении, в условиях ФГОС возможно использование следующих технологий: технология проектирования, технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, здоровьесбережения и т.п. Расширить возможности обучения позволяют современные интерактивные доски, икт-технологии, кластеры, синквейны и другие.

В своей работе педагог опирается на достижение предметных и метапредметных целей обучения. А такой результат возможен лишь при компетентностном подходе в обучении детей. Учитель должен развивать у учащихся разные компетенции: коммуникативную, языковедческую, культуроведческую.

На мой взгляд, одной из приоритетных технологий на сегодняшний день является технология проектирования, технология проектной деятельности. Данная технология актуальна тем, что способствует формированию именно основных УУД: коммуникативных (проект можно выполнять, работая в парах, в группах); знакомством с разными культурами (метапредметная сторона проекта, культуроведческая компетенция), разными точками зрения на одну проблему.

Организация проектной деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная – можно выделить следующие типы проектов.

Исследовательские проекты подчинены логике небольшого исследования (аргументация актуальности избранной темы, обозначение задач исследования; обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов). В процессе такого труда повышается уровень интеллектуальной активности ребят, растёт коммуникативная компетентность.

Творческие проекты могут быть связаны с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Ролевые или игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме.

Ко всему вышеперечисленному, хотелось бы добавить немного информации из своего опыта работы. Мне предоставилась возможность начать свою деятельность как учителя русского языка и литературы именно с 5 классов по ФГОС. На уроках русского языка и литературы мы используем такие виды проектов, как исследовательские и информационные. Конечно, проектная деятельность подразумевает получение некого продукта, результата, поэтому большая часть практических действий (творческих) остаётся на домашнее задание, а информационную часть выполняем совместно на уроке. В основном это небольшие проекты, например при изучении темы «Однозначные и многозначные слова», мы совместно с детьми на уроке изучали по данной теме теорию, работали с толковыми словарями, в результате мы должны были получить продукт в виде памяток. Каждый из обучающихся отнёсся к выполнению данной работы творчески. И у нас получились разного оформления и содержания памятки. Памятки – как продукт данного проекта, явились показателем того, как ребята усвоили тему урока, самостоятельно сформулировали её понятие, что очень важно по новым стандартам.

На уроках литературы дети больше любят работать с творческими проектами, а также с ролевыми, игровыми. Например, при изучении стихотворения Лермонтова «Бородино», работа проводилась в парах. В каждой паре кто-то выполнял роль режиссёра, кто-то сценариста. По мотивам стихотворения они должны были написать план сценария. Сценаристы писали план, а режиссёры по данному плану рисовали кадры. В итоге работа была начата на уроке, а на следующий урок дети пришли с результатами: кто выполнил рисунки кадра на листах А4, кто-то приготовил красочную презентацию. При изучении басен, дети с интересом работали с ролевыми, игровыми проектами. Сами сочиняли басни, определялись с ролями и исполняли.

При анализе этапа адаптации пятиклассников, было выявлено, что 2-3% обучающихся (это буквально 1-2) испытывают трудности в общении, отсутствует мотивация к учёбе. В связи с этим, было решено, с педагогами организовать один общий межпредметный проект, который позволит повысить учебную мотивацию к предметам, к учёбе в целом, решая одну общую поисковую проблему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!