Обеспечение двухуровневого технологического процесса как условия
успешного внедрения в практику нового направления дошкольной
педагогики — экологического воспитания.
Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.
Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).
Взаимосвязь этих уровней на протяжении всего года обеспечивает повышение экологической грамотности воспитателей и становление начал экологической культуры у дошкольников.
Уровень управления включает в себя значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Поэтому, каждое мероприятие, целесообразно распределенное в течении учебного года, обладает содержательной функцией и является модулем педагогической технологии.
Например:
Модуль постановки цели: включает в себя педсовет,
проводимый в начале учебного года, на котором ставится цель по
экологическому воспитанию, определяются пути достижения
этой цели и прогнозируется конечный результат, который можно
получить путем успешной работы.
Модуль развивающей среды — это организация и создание в
детском саду эколого-развивающей среды (при участии детей и
родителей).
Методический модуль - это проведение семинаров
практикумов, на которых отрабатывается содержание и метод
эколого-педагогической работы с детьми.
Модуль пропаганды - включает в себя определение, разработку
и реализацию в течение года различных форм экологической
работы с детьми.
И заключительный модуль это подведение итогов на заключительном педсовете, обсуждение результатов диагностики, постановка цели и задач на новый учебный год.
Особое место в технологии управления отводится системе консультаций или семинаров, например семинару «Основы экологии», целью которого является повышение экологических знаний воспитателей.
При проведении этого семинара мы использовали «Пирамиду знаний», и тест-игру «Калейдоскоп». На стенах пирамиды знаний отражаются все составляющие экологического развития детей: Вначале закрепляется понятие «экология», затем выясняем, что включает в себя экологическое воспитание, образование детей, определяются их цели и задачи. Воспитатели расшифровывают понятия экологическая культура, экологическое сознание, затем называются формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста.
Следующая сторона пирамиды отражает понятие «экосистема», её составные части (живую и неживую), приводятся примеры экосистем. На оставшихся ступеньках располагаются пищевые цепочки.
И последняя сторона пирамиды строится из изученных нами программ экологического воспитания дошкольников.
После построения пирамиды знаний воспитатели играют в тест-игру «Калейдоскоп», которая включает в себя 50 игр-заданий познавательно-игрового содержания. В тесте-игре уделяется природе Адыгеи.
Таким образом, данная технология позволяет повысить и развить профессионально-экологическую культуру педколлектива: освоить новую методику работы с детьми, вникнуть в элементарные основы экологии, а также применять знания на практике.
Другой технологический процесс воспитательно-образовательный.
Его цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель включает в себя ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся:
1) Циклы наблюдений за животными и растениями уголка природы и
детского сада.
2) Систематическое моделирование в специальных календарях
длительно протекающих изменений в природе. Это фенологические
календари, календари роста и т.д.
3) Проведение доступных по содержанию экологических акций, День
земли, День птиц, конкурсы любителей природы, экологический
прокат, почта, посадка фруктового сада и т. д.
Изготовление альбомов и книг, пособий о природе, ведение
«Панорамы добрых дел», изготовление дидактических игр.
Одним из моделей является дидактическое пособие «Страна
пирамид».
Систематическое проведение занятий по экологии.
Особыми являются диагностические модули, с помощью которых
выявляется начальный и конечный уровень экологического развития
дошкольников.
Мы разработали свою диагностику на основе диагностики предложенной Е. Черноивановой в книге «Ребенок в мире культуры. Тест-игру «Калейдоскоп» можно тоже использовать как модуль диагностики в конце года, только игровые вопросы в «Калейдоскопе» для детей будут проще, чем для взрослых.
Система этих модулей, совмещенная с месяцами учебного года образует матрицу воспитательно-образовательной технологии. Все мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности должны быть увязаны с важнейшими событиями социально-природного характера, что обеспечивает успех каждой технологии. Реализация на практике каждого из модулей эффективно повышает уровень экологической воспитанности дошкольников.
В процессе работы педколлектива может быть разработано несколько технологий, но это зависит от специфики работы детского сада, социальных условий и природного окружения. Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание экологическому развитию детей, а также познавательному содержанию национальной культуры. Традиции взаимодействия с природой адыгского народа уходят корнями в далекое прошлое. И на конкретном природоведческом материале мы должны помочь дошкольникам усвоить сведения о природе, отраженными в этнопедагогическом наследии народа, мы должны научить детей любить свою маленькую родину.
В нашем планировании уделяется внимание природе Адыгеи, её охране. В помощь воспитателям изготовлен ряд дидактических пособий; Собраны экспонаты. в музее, который играет важную роль в деле изучения и охраны природы, они развивают любовь и разумное отношение к природе; оформлены планшеты и альбомы; составлен список литературы. Если в процессе познания природы родного края включить наглядно-дидактические пособия, они позволят сформировать у детей основы правильного обращения с природой, создадут условия для слияния игровой и учебной деятельности.
В своей работе мы учитываем региональный компонент, т.к. воспитать экологически грамотное поколение без любви к природе родного края невозможно.
О влиянии красот Кавказской природы на народ Адыгеи один из авторов 19 века сказал: «Природа дав адыгу крепость и гибкость в теле, сделала его обладателем прекраснейшей страны, где благотворное небо, плодовитая почва, близость моря и горные вершины покрытые снегом».
Красота природы в адыгской народной педагогике имеет не только формальное значение, но и ещё служит средством отражения человеческих чувств и наблюдений. Не случайно в адыгских орнаментах прослеживаются народные мотивы.
Таким образом, хочется сказать, что экологическое образование и воспитание не просто одна из задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого процесса, тот фундамент знаний о родном крае, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
5