СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Обеспечение двухуровневого технологического процесса как условия успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики — экологического воспитания".

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.

Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).

Взаимосвязь этих уровней на протяжении всего года обеспечивает повышение экологической грамотности воспитателей и становление начал экологической культуры у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Обеспечение двухуровневого технологического процесса как условия успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики — экологического воспитания".»


Обеспечение двухуровневого технологического процесса как условия

успешного внедрения в практику нового направления дошкольной

педагогики — экологического воспитания.

Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.

Существенной стороной этой организации является обеспечение технологического процесса, состоящего из 2-х уровней: организационно-методического (уровень управления) и воспитательно-образовательного (в работе с детьми).

Взаимосвязь этих уровней на протяжении всего года обеспечивает повышение экологической грамотности воспитателей и становление начал экологической культуры у дошкольников.

Уровень управления включает в себя значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Поэтому, каждое мероприятие, целесообразно распределенное в течении учебного года, обладает содержательной функцией и является модулем педагогической технологии.

Например:

  1. Модуль постановки цели: включает в себя педсовет,
    проводимый в начале учебного года, на котором ставится цель по
    экологическому воспитанию, определяются пути достижения
    этой цели и прогнозируется конечный результат, который можно
    получить путем успешной работы.

  2. Модуль развивающей среды — это организация и создание в
    детском саду эколого-развивающей среды (при участии детей и
    родителей).

  3. Методический модуль - это проведение семинаров
    практикумов, на которых отрабатывается содержание и метод
    эколого-педагогической работы с детьми.

  4. Модуль пропаганды - включает в себя определение, разработку
    и реализацию в течение года различных форм экологической
    работы с детьми.

И заключительный модуль это подведение итогов на заключительном педсовете, обсуждение результатов диагностики, постановка цели и задач на новый учебный год.

Особое место в технологии управления отводится системе консультаций или семинаров, например семинару «Основы экологии», целью которого является повышение экологических знаний воспитателей.

При проведении этого семинара мы использовали «Пирамиду знаний», и тест-игру «Калейдоскоп». На стенах пирамиды знаний отражаются все составляющие экологического развития детей: Вначале закрепляется понятие «экология», затем выясняем, что включает в себя экологическое воспитание, образование детей, определяются их цели и задачи. Воспитатели расшифровывают понятия экологическая культура, экологическое сознание, затем называются формы и методы экологического образования детей дошкольного возраста.

Следующая сторона пирамиды отражает понятие «экосистема», её составные части (живую и неживую), приводятся примеры экосистем. На оставшихся ступеньках располагаются пищевые цепочки.

И последняя сторона пирамиды строится из изученных нами программ экологического воспитания дошкольников.

После построения пирамиды знаний воспитатели играют в тест-игру «Калейдоскоп», которая включает в себя 50 игр-заданий познавательно-игрового содержания. В тесте-игре уделяется природе Адыгеи.

Таким образом, данная технология позволяет повысить и развить профессионально-экологическую культуру педколлектива: освоить новую методику работы с детьми, вникнуть в элементарные основы экологии, а также применять знания на практике.

Другой технологический процесс воспитательно-образовательный.

Его цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель включает в себя ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся:

1) Циклы наблюдений за животными и растениями уголка природы и
детского сада.

2) Систематическое моделирование в специальных календарях
длительно протекающих изменений в природе. Это фенологические
календари, календари роста и т.д.

3) Проведение доступных по содержанию экологических акций, День
земли, День птиц, конкурсы любителей природы, экологический
прокат, почта, посадка фруктового сада и т. д.

  1. Изготовление альбомов и книг, пособий о природе, ведение
    «Панорамы добрых дел», изготовление дидактических игр.

  2. Одним из моделей является дидактическое пособие «Страна
    пирамид».

  1. Систематическое проведение занятий по экологии.

  2. Особыми являются диагностические модули, с помощью которых
    выявляется начальный и конечный уровень экологического развития
    дошкольников.

Мы разработали свою диагностику на основе диагностики предложенной Е. Черноивановой в книге «Ребенок в мире культуры. Тест-игру «Калейдоскоп» можно тоже использовать как модуль диагностики в конце года, только игровые вопросы в «Калейдоскопе» для детей будут проще, чем для взрослых.

Система этих модулей, совмещенная с месяцами учебного года образует матрицу воспитательно-образовательной технологии. Все мероприятия и экологически ориентированные виды деятельности должны быть увязаны с важнейшими событиями социально-природного характера, что обеспечивает успех каждой технологии. Реализация на практике каждого из модулей эффективно повышает уровень экологической воспитанности дошкольников.

В процессе работы педколлектива может быть разработано несколько технологий, но это зависит от специфики работы детского сада, социальных условий и природного окружения. Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание экологическому развитию детей, а также познавательному содержанию национальной культуры. Традиции взаимодействия с природой адыгского народа уходят корнями в далекое прошлое. И на конкретном природоведческом материале мы должны помочь дошкольникам усвоить сведения о природе, отраженными в этнопедагогическом наследии народа, мы должны научить детей любить свою маленькую родину.

В нашем планировании уделяется внимание природе Адыгеи, её охране. В помощь воспитателям изготовлен ряд дидактических пособий; Собраны экспонаты. в музее, который играет важную роль в деле изучения и охраны природы, они развивают любовь и разумное отношение к природе; оформлены планшеты и альбомы; составлен список литературы. Если в процессе познания природы родного края включить наглядно-дидактические пособия, они позволят сформировать у детей основы правильного обращения с природой, создадут условия для слияния игровой и учебной деятельности.

В своей работе мы учитываем региональный компонент, т.к. воспитать экологически грамотное поколение без любви к природе родного края невозможно.

О влиянии красот Кавказской природы на народ Адыгеи один из авторов 19 века сказал: «Природа дав адыгу крепость и гибкость в теле, сделала его обладателем прекраснейшей страны, где благотворное небо, плодовитая почва, близость моря и горные вершины покрытые снегом».

Красота природы в адыгской народной педагогике имеет не только формальное значение, но и ещё служит средством отражения человеческих чувств и наблюдений. Не случайно в адыгских орнаментах прослеживаются народные мотивы.

Таким образом, хочется сказать, что экологическое образование и воспитание не просто одна из задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого процесса, тот фундамент знаний о родном крае, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.




5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!