Обеспечение подготовки обучающихся на базовом (минимальном)уровне подготовки.
Главная задача современной школы- это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в современном конкурентном мире.
Следуя ФГОС, результаты школьного образования описываются в совокупности трёх составляющих (рис.1):
предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета и на межпредметном уровне;
метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные умения) – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
личностные результаты – совокупность ценностных отношений обучающихся к себе, к своим возможностям, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу, к изучаемому и собственному социальному опыту.
Особенностью их достижения является то, что предметные результаты из разряда цели переходят в разряд средства обеспечения метапредметных и, что особенно важно, личностных результатов.
Такой подход к рассмотрению результатов подготовки современных школьников соотносится с международными стандартами, среди которых особо стоит отметить «Навыки XXI века» и «Образование 2030».
В рамках международного проекта «Образование 2030» (рис. 2) можно выделить:
− систему знаний, умений, отношений и ценностей, создающих основу образовательных результатов;
− компетенции как способность мобилизовать знания, умения, отношения и ценности, проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в мире;
− стратегии поведения, демонстрирующие способность действовать в различных внеучебных ситуациях.
В международном стандарте «Навыки XXI века» рассматриваются:
− базовые навыки (способность учащихся применять знания и умения для решения повседневных задач в ситуациях, которые отличаются от учебных);
− компетенции (способность учащихся решать нетипичные задачи в ситуациях, которые отличаются от учебных);
− личностные качества (способность учащихся справляться с изменениями окружающей среды в ситуациях, которые отличаются от учебных).
В разных концепциях образовательных результатов зафиксирован новый образовательный результат – компетенция. Многочисленные научные исследования рассматривают компетенции в составе компетентности как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты.
Не смотря на то, что в нашей школе обучаются дети с ОВЗ, они также должны обладать определенным уровнем навыков, компетенциями и личностными качествами
в соответствии со своими способностями. Качество подготовки наших учеников должно соответствовать ФГОС, их собственным потребностям и степени достижения планируемых результатов образовательной программы.
Факторы, влияющие на качество подготовки обучающихся:
•Реализуемые ПРОГРАММЫ
• Профессионализм педагога
• Оснащенность образовательного процесса
• Включенность самих учащихся в процесс образования
Невозможно осуществлять подготовку обучающихся, если у них отсутствует мотивация к получению знаний. Каждый педагог в нашей школе старается привить ученикам интерес к изучаемому предмету. Ведь когда есть интерес- тогда легко и просто усваивать знания.
Для развития мотивации используются следующие приемы:
разнообразные дидактические игры и упражнения;
внеклассные мероприятия по предметам и проведение предметных недель);
проведение предметных олимпиад, конкурсов, экскурсий;
использование современных инновационных технологий (компьютеры, мобильный класс, интерактивный стол) в обучающем процессе дополнительно
викторины, конкурсы, соревновательные моменты и т.д.
Особо хочется отметить роль электронных образовательных ресурсов не только для повышения интереса к изучаемому предмету, но и для улучшения качества подготовки обучающихся. Всем известны такие сайты, как Учи.ру, Яндекс учебник, Ismart, РЭШ, ЛёрнингАппс, Umaigra/
Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному – действенному, осознанному, ответственному.
Каждому педагогу начальной школы хочется, чтобы их дети были успешны не только, пока обучаются у них, но и в дальнейшем. Поэтому научить основным азам, создать пути успешности ученика, должен учитель начальных классов. Здесь огромное значение имеет использование всевозможных технологий:
здоровьесберегающие технологии;
технологии индивидуально- дифференцированного обучения;
информационные технологии;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
развивающие технологии;
использование метода проектов;
Игровые технологии
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Развивающие технологии: игры, кроссворды, задания на развитие ВПФ применяются в начальной школе для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя творческие задания можно заинтересовать ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления) детьми воспринимаются как забавная умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.
Технология проблемного обучения, которая используется на этапах сообщения темы, цели урока и самостоятельной работы учащихся. Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
Использование метода проектов. Особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.
Большое значение в подготовке учеников играют центры доп.образования- например, при центрах «Семья», центр на Чернореченской, творческие кружки, индивидуальные частные занятия с педагогами. Что также влияет на уровень подготовки учеников.
Т.о. целенаправленная и непрерывная работа по повышению мотивации и использование всевозможных образовательных технологий, методов и приемов позволяют достигать определенного уровня подготовки каждого ученика в меру его способностей и возможностей.