СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Обучение младших школьников универсальным логическим действиям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У младших школьников должны быть сформированы такие познавательные универсальные учебные действия, как общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.  

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Обучение младших школьников универсальным логическим действиям"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочкуровская средняя школа



Практические достижения

профессиональной деятельности учителя начальных классов

Самариной Валентины Федоровны










Тема:


" Обучение младших школьников универсальным логическим действиям "
















с. Кочкурово

2024 год

В настоящее время в связи с введением федеральных государственных общеобразовательных стандартов, реализующих развивающий потенциал общего среднего образования, важнейшей задачей школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Особенно актуальна эта задача для начальной школы, являющейся основой успешного обучения на последующих ступенях. Одной из существенных психологических характеристик младшего школьника является его познавательное развитие.

Познавательная цель обучения русскому языку в начальной школе предполагает формирование представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

У младших школьников должны быть сформированы такие познавательные универсальные учебные действия, как общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Развитию универсальных логических действий в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. В связи с этим особое значение приобретает развитие мышления детей, их способности к активному использованию умственных возможностей при постановке и решении проблем творческого и поискового характера.

К окончанию начальной школы у учащиеся должны быть сформированы следующие универсальные логические действия:

- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждения;

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- доказательство.

Обучение младших школьников рациональным, осмысленным способам использования логических операций, их применению в четкой и логической последовательности – одно из самых существенных условий развития познавательной активности детей в начальной школе.

Отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что для формирования логического мышления учащихся надо специально обучать приемам и способам умственной деятельности. Работа над развитием логического мышления учащихся идет «вообще» - без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления, даже в старших классах школы. . Поэтому так важно обучать младших школьников универсальным логическим действиям.

Ввиду того, что внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, начинать работу с любого приема нельзя. Первое, чему необходимо научить учащихся, это умение выделять в предметах свойства (признаки). Это могут быть задания типа:

Что можно сказать о форме, цвете, вкусе яблока?

Сколько букв в словах снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?

-Укажите признаки слов пенал, кнопка, фломастер .

Для того чтобы дети могли увидеть в предмете множество свойств, полезно показать им прием по выделению свойств в предметах – прием сопоставления данного предмета с другими предметами, обладающими другими свойствами. Например, учитель предлагает посмотреть на ряд предметов (груша, лимон, арбуз, помидор) и ответить на вопрос: «Что можно сказать о яблоке?» Последовательно сопоставляя исходный объект с другими, дети могут самостоятельно обнаружить в предметах такие свойства, которые ранее от них были скрыты.

Как только дети научатся выделять в предметах множество различных свойств, можно переходить к следующему компоненту логического мышления: к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. С целью формирования понятия «общие признаки» практикуются упражнения типа:

Назовите общие признаки:

книги и тетради, кошки и собаки, стола и стула и т.д.

Чем похожи эти слова:

кошка, книга, крыша

коньки, васильки, мальчики

морж, нож, ковш.

Отличительные признаки предметов дети усваивают, сравнивая два рисунка с отличиями: задания «Найти 10 отличий», «Что изменилось?». Рекомендуется упражнение «Чем отличаются»: ручка от карандаша, рассказ от стихотворения, глагол от существительного и т.д.

После того, как учащиеся научатся выделять в предметах общие и отличительные свойства, необходимо научить детей отличать в предметах существенные свойства от свойств несущественных. В книге «Мир логики» предлагают различные варианты работы над раскрытием понятия «существенные признаки». Приведем описание одного из них.

Учитель заранее прячет какой-либо предмет (например, карандаш, кубик и т.д.) и предлагает детям, не видя этого предмета, что-нибудь о нем сказать.

Ответы анализируются с точки зрения обязательности названных признаков: например, цвет, длину карандаша, материал корпуса и т.д. нельзя назвать, не видя сам карандаш; но есть признаки, которые являются существенными для любого карандаша: наличие грифеля и корпуса, в котором он находится.

В результате учитель подводит учащихся к выводу:

Каждый объект обладает признаками существенными (важными) и несущественными (неважными). Несущественные признаки могут изменяться, при этом объект остается тем же самым. Но если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект.

Понятия об общих и существенных признаках предметов оказываются базовыми для усвоения целого ряда логических приемов. И, в первую очередь, для овладения приемом сравнения, необходимого учащимся уже в первом классе. Практика показывает, что многие дети не понимают, что значит сравнить предметы, испытывая наибольшие трудности при выделении основания для их сравнения.

Начинать работу по формированию приема сравнения надо с выделения содержания этого приема, т.е. выделения слагающих его действий. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:

  1. выделение признаков у объектов;

  2. установление общих признаков;

  3. выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков);

  4. сопоставление объектов по данному основанию .

Если учащиеся умеют выделять в объектах общие и существенные признаки, то новыми для них будут только два последних действия: выбор признака, по которому предполагается сравнение, и проведение сравнения по данному признаку. Учащимся дается задание: придумать признаки для сравнения объектов и сравнить между собой любые два объекта из данных: реки, автомобили, стихотворения и т.д. Можно предложить сравнить пары объектов: ручка и карандаш, вода и молоко, рассказ и стихотворение и т.д. Учащиеся подводятся к выводу:

Сравнить – это значит найти сходство (общие признаки) и отличие (отличительные признаки) в предлагаемых предметах.

Когда учащиеся научатся сравнивать объекты, можно переходить к сравнению понятий, например: звук и буква, звуки гласные и согласные, имя существительное и местоимение и т. д.

Понятие – это тот смысл, который мы вкладываем в слово или сочетание слов. Например, под словом «дуб» мы представляем себе определенный вид дерева, под словом «буква» мы понимаем значок для обозначения звука на письме и т. д.

Между понятиями бывают разные отношения: противоположные, функциональные, последовательные, род-вид, часть-целое, причина-следствие и др. Остановимся на том, как эти отношения рекомендуют рассматривать с учащимися начальной школы в методической литературе .

Противоположные отношения между понятиями.

Учитель просит указать как можно больше признаков предмета, называя каждый признак в паре с противоположным. Например:«Длинный – противоположное значение – короткий», «светлый – темный» и т.д.

Задание: «Зашифруйте» пословицы и поговорки, для этого измените все признаки на противоположные:

Знание лучше богатства.

Ласковое слово что солнышко в ненастье.

Умный и без денег богат.

С умным говорить – как мёду попить.

Лень – мать всех пороков.

Самая лёгкая дорога та, что уже прошёл.

Одному ехать – дорога длинна.

Чья храбрость, того и победа.

У ленивого всегда праздник.

Мал да удал.

После выполнения задания учитель обращает внимание на то, что даже в «перевернутом» виде пословицы и поговорки сохраняют свой смысл и значение: «Невежество хуже бедности», «Дурак и с деньгами беден», «Брань что туча на ясном небе».

Функциональные отношения между понятиями.

Каждый предмет имеет свое назначение. Когда одно из понятий отражает назначение, функцию другого (т.е. отвечает на вопрос «зачем? для чего?»), то между ними функциональные отношения. Например: стул – сидеть, книга – читать и т.д.

Причинно-следственные отношения.

Все события, явления, действия чем-то обусловлены, т.е. имеют причину. Возникнув, эти события сами становятся причиной следующих событий, действий, явлений. Такие последующие события называются следствием. Поиск причины – это ответ на вопрос «почему?»

Детям может быть предложена игра «Обмен причинами».

На доске таблица из вопросов и ответов:

Почему

потому что

…Максим не был в школе?

…Виктор устал?

…этот человек покупает пластинки?

…он больной.

…сегодня воскресенье.

…он поднимается без лифта.

…он вечером скучает.

…рано встал.

…любит музыку.


Вначале нужно найти очевидные, т.е. наиболее логичные ответы, а потом доказать, что любой из остальных ответов может быть причиной данного события.

Последовательные отношения.

Отношения могут быть последовательными, когда два события идут одно за другим, но не являются причиной и следствием. Например: утро – день, завтрак – обед и т. д.

Отношения «часть – целое»

Важно сформировать у детей умение обобщать, выделять часть из целого. С этой целью В.Лайло рекомендует следующие упражнения:

1. В каждой строке припишите название одной части данного предмета или понятия.

Стул – ножка.

Слово - …

Состав слова-…

Знаки препинания -…

2. Подберите общее понятие для слов каждой строки:

Агроном, инженер – профессия.

Запятая, тире -…

Что? Кто? Какой? -…

-очк-, -еньк- -…

ж, ш, ч, щ -…

3. По одному из частных понятий установите общее:

пенал -…(учебные вещи)

суббота -…(дни недели)

одиннадцать -…(числа)

буква и -…(гласные буквы)

корень слова -…(состав слова)

точка -…(знаки препинания)

(9, С. 25 - 28)

Родовидовые отношения.

Понятия «род» и «вид» имеют смысл только через отношения с другими понятиями. Одно и то же понятие может быть видом или родом, смотря по отношению к чему. Например, понятие «цветы» есть вид по отношению к роду «растение» и род по отношению к виду «роза». Таким образом, понятия можно упорядочить по увеличению объема понятия: роза – цветы – растения, так как «цветы» - более общее понятие, чем «роза», а растения – более общее, чем цветы.

1. Упражнение «Разложи по порядку».

На доске 3-4 ряда слов (на карточках), нужно расположить их в порядке возрастания объема понятий:

Пудель, собака, карликовый пудель, домашнее животное, животное;

Фигура, геометрическая фигура, прямоугольник, многоугольник, квадрат;

Слово, часть речи, самостоятельная часть речи, гнаться, глагол.

2. Задание: построить схему из предложенных понятий.

Примеры понятий: корень, части растений, плод, листья, сочный плод;

Птицы, перелетные птицы, грач, зимующие птицы, ворона, воробей,

Глагол, прилагательное, часть речи, играть, веселый, предлог.

Схема выстраивается на доске из карточек:


Часть речи

глагол прилагательное предлог

играть веселый


3. Упражнение «Группировка» (рекомендуется проводить, когда дети познакомятся с различными видами отношений между понятиями).

На доске записано 8-10 пар понятий, находящихся в различных отношениях. Нужно сгруппировать пары понятий по типу отношений между ними: февраль – март, боль – слезы, дом – крыша, радость – грусть, велосипед - кататься, нарушение – наказание, кастрюля – варить, щука – рыба, ручка – дверь, день – ночь .

Уже в начальной школе может быть начата работа над формированием умения давать определения понятиям. Данное умение потребуется школьникам при изучении всех школьных предметов.

Определить понятие – значит установить его ближайший род и видовое отличие. Такое определение понятий через род и видовое отличие является самым распространенным видом определений. Например: дерево – это один из видов растений; собака – это млекопитающее животное и т.д.

Определения имеют простую и четкую структуру. Все элементы структуры должны быть предварительно тщательно отработаны. Этими элементами определений являются род, вид и объем понятия. Авторы подчеркивают, что в определении должны обязательно присутствовать: видовое понятие, родовое понятие и свойства видового понятия (т.е. указываются свойства множества, являющегося объемом данного видового понятия). Например:

Глагол – это часть речи (родовое понятие), обозначающая действие предмета и отвечающая на вопрос «что делать?» (это видовые отличия).

Для того чтобы научиться строить определения, учащимся нужно освоить следующие мыслительные операции:

а) отнесение понятия к роду;

б) установление последовательности подчинения понятий,

т. е. их обобщение и ограничение;

в) выделение видового отличия понятия;

г) проверка правильности определения.

Следовательно, упражнения должны выстраиваться в логической последовательности.

Типы заданий, направленные на формирование умения относить объекты к роду.

1. Дана таблица с тремя столбцами:

Мебель посуда одежда

Учащимся предлагается выписать слова в соответствующие столбики из данных слов: стол, чашка, куртка, тарелка, диван, тумбочка, шапка, кастрюля, пальто, платье, стул.

2. На доске два столбца слов-понятий: каждое слово из правого столбца является родовым понятием для слова из левого столбца. Ученики должны найти пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево.

Видовые понятия

Родовые понятия

тополь

дерево

мяч

цветок

шкаф

насекомое

тарелка

мебель

пальто

одежда

муравей

посуда

щука

игрушка

колокольчик

рыба

Типы заданий, направленные на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий.

1. Напишите слова в следующей последовательности:

узкое понятие - среднее понятие - широкое понятие

оде.да, шу.ка, зимняя оде.да;

обу.ь, резиновые сапо.ки, сапо.ки;

кукла, матре.ка, игру.ка

2. Запишите слова по понятиям:

узкое понятие - среднее понятие - широкое понятие

… д.машнее ж.вотное …

… п.левой цв.ток …

… л.сная яг.да …

Типы заданий на выделение видового отличия.

  1. Вставьте в таблицу пропущенные слова.

Родовое понятие

Видовое понятие

Видовое отличие

дом

скворечник

для скворца

дом

аквариум


улей

для пчел

посуда

солонка


посуда

хлебница


масленка

для масла

2. Заполните пропуски в предложениях:

Яблоня – это дерево, на котором……..

Груша – это …………, на котором ………..

Окончание – это часть слова, которая……..

Строитель – это человек, который……….

Учитель – это………, который учит детей.

Врач – это …………., который …………

Участок земли, где растут овощи, называется ……….

Участок земли, где растут……….., называется садом.

Существительное – это ……………, обозначающая…………. и отвеча-ющая……………. .

Учащиеся в результате наблюдений приходят к выводу:

Определение отвечает на вопрос: «Что это?». Чтобы определить какое-либо понятие, нужно вначале указать более общее понятие, к которому оно относится, а затем показать, чем оно отличается от других понятий этого же класса.

Чаще всего определение строится по схеме:

Определение = родовое понятие + видовое отличие

…………….. =……………… , который ……………

Проверка определений

Важно научить детей проверять верность определения.

При анализе учитель обращает внимание детей на то, что бывают случаи, когда в одном определении одновременно встречаются несколько типов ошибок. Например: «Пылесос – это то, чем пылесосят большие ковры». Учитель предлагает найти все ошибки в данном определении и исправить их.

Учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм проверки правильности определения:

Шаг 1. Подставить в определение слово «всякий» и посмотреть, не нарушается ли при этом его смысл. Например: «Всякий прямоугольник – это квадрат» - неправильно, нужны дополнительные пояснения: какой именно прямоугольник является квадратом.

Шаг 2. Поставить вопрос к видовым отличиям: «Только ли?». Например: «Только ли пальто висит в шкафу?», «Только ли висит одежда в шкафу?»

Шаг 3. Изменить определение так, чтобы оно стало соразмерным (т.е. не слишком узким и не слишком широким). Например: «Всякий прямоугольник, у которого стороны равны, - это квадрат», «Шкаф - это предмет мебели, в котором хранится одежда».

Если при перемене мест частей определения предложение остается верным, то определение дано правильно. Проверим определение «Щенок – это маленькая собака». Переставим местами подлежащее и сказуемое: «Маленькая собака – это щенок». Вывод: это определение является неверным, т.к. не всякая маленькая собака – это щенок.

Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является прием классификации.

Логическое действие классификации по своей структуре является сложным действием и включает в себя ряд отдельных операций:

  1. выделение основания для классификации;

  2. деление объектов на классы по заданному основанию;

  3. отнесение объекта к классу;

  4. словесная характеристика каждого класса;

5. контроль результатов проведенной классификации.

Младшие школьники лучше овладевают приемом классификации, если выстроить следующую систему упражнений:

1. Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.

Например: Слова расположены в два столбика:

ухо гриб

перо стол

ваза ель

Выберите подпись к каждому столбику:

А - слова разделены по числу букв;

Б - слова разделены по числу слогов;

В - слова разделены по родам.

2. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Например: Существительные ель, гриб, сосна, дерево, земляника, гнездо, солнце, одуванчик, окно, брошь разделите на группы по родам (мужской, женский, средний).

3. Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

Например: Определите, по какому признаку распределены существительные по группам?

лошадка кровать

дочка мать

кроватка дочь

мама ночь

ночка лошадь

4. Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по самостоятельно выбранному основанию.

Например: Какими двумя способами можно разделить на две группы слова: ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика.

  1. - обозначают цветы и ягоды; 2 - род имени существительного).

Важным умением является установление закономерностей. Рассмотрим несколько упражнений, направленных на установление закономерности в буквах и словах.

Задание 1: установите закономерность и назовите две последующие буквы.

Примеры рядов букв:

На доске правильные ответы

А В Д Ё … З К (буквы по алфавиту, через одну);

А Я Б Ю… В Э (буквы по порядку: одна сначала, другая – с конца алфавита);

А Е Ё И… О У (буквы гласных в алфавитном порядке);

Б П В Ф… Г К (буквы парных согласных по звонкости-глухости в алфавитном порядке);

Задание 2: найдите закономерность построения слов и вставьте пропущенное (ряды слов для всех групп одинаковые).

Примеры рядов слов:

1. молоко – колесо – сода - …

2. дом – дочь – доска -…

3. арбуз – бочка – ветер -…

4. позвонить – поговорил – поранился -…

5. Киев – Воронеж – Жлобин -…

6. посуда – способ – топоры -…

Ответы и комментарии к ним:

  1. Закономерность: две последние буквы каждого предыдущего слова и две первые буквы последующего слова – одинаковые. Значит, нужно написать любое слово, начинающееся на «да»: дамба, далеко и т.д.

  2. Закономерность: слова начинаются на «до», каждое последующее слово длиннее на одну букву. Значит, нужно написать любое слово из 6 букв, начинающееся на «до»: дорога, домино и т.д.

  3. Закономерность: слова из 5 букв, начинающиеся на буквы, следующие по алфавиту. Значит, нужно написать любое слово из 5 букв, начинающееся на «г»: город, гений и т.д.

  4. Закономерность: глаголы из 9 букв с приставкой «по». Значит, нужно написать любой глагол из 9 букв с приставкой «по»: поздравил, посмотрел и т.д.

  5. Закономерность: города, название последующего начинается на последнюю букву предыдущего. Значит, нужно написать название любого города на букву «Н»: Новгород, Нью-Йорк и т.д.

  6. Закономерность: слова из 6 букв, в которых буква «п» перемещается вправо. Значит, нужно написать любое слово из 6 букв, где «п» появляется четвертой буквой: тряпка, хлопок и т.д.

Задание 3 «Проверь себя».

На доске написаны буквенные ряды, представляющие собой не механическое чередование букв алфавита в каком-либо порядке, а первые буквы определенных устойчивых последовательностей. Нужно обнаружить эту последовательность и продолжить ряд.

Примеры рядов:

На доске (комментарии)

О Д Т Ч… Числа: один, два, три, четыре…

Я Ф М А… Месяцы: январь, февраль, март, апрель…

П В С Ч… Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг…

И Р Д В ... Падежи: именительный, родительный, дательный…

Умение выделять закономерности, рассуждать по аналогии важно в учебе. На уроках математики учитель нередко дает задание: «Придумайте аналогичную задачу» или «Найдите задачу, аналогичную данной». На уроках литературного чтения, русского языка дети сочиняют по аналогии загадки, «сказки-кальки», создают собственные тексты-описания, тексты-рассуждения, деловые инструкции, объявления, поздравления часто по аналогии. Следовательно, необходимо специально обучать придумыванию по аналогии .

Игровое упражнение «Подражайка».

Детям предлагается дать объяснение правил игры и привести свой аналогичный пример.

Мяч – скачет, воробей – чирикает, …

Помидор – красный, крокодил – зеленый, …

Кот - он, лягушка – она, …

Курица – петух, кабан – свинья, …

Фрукты – яблоко, города – Париж, …

Шарик – резина, лампочка – стекло, …

Медведь – берлога, птица – гнездо, …

Добрый – злой, веселый – грустный, …

Четыре – пять, вторник – среда, …

Упражнение «Проверь себя».

На доске записи:

Лес: деревья = библиотека : … нож : металл = стол : …

(огород, библиотекарь, книги) (плотник, стул, дерево)

Ответ: Лес: деревья = библиотека: книги нож: металл = стол: дерево

Учитель обращается к учащимся:

- Перед вами два примера выполнения задания на нахождение аналогии в паре слов. Попробуйте догадаться, что нужно было сделать в задании и как его выполнить.

Упражнение «Аналогии».

Усложненный вариант предыдущего задания: слова для выбора не предлагаются, их нужно написать самостоятельно.

Примеры аналогий:

- Страницы относятся к книге как неделя к …

- Ухо относится к слуху как глаз к …

- Крыльцо относится к дому как нос к …

Задание: рассуждай по аналогии.

- Найдена записка на неизвестном языке:

зайчиха – орокс

зайчонок – э оро

волк – муф

волчонок – э муф

слониха – цабекс

- Как на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слоненок?

Учащиеся устанавливают закономерности: существительные мужского рода – без окончаний, женского рода имеют окончания «кс»; к названию детеныша добавляется предлог «э», слово без окончания. Ответы: заяц – оро, волчица – муфкс, слон – цабе, слоненок – э цабе.

У младших школьников необходимо развивать умения, связанные с такими формами мышления, как «суждения» и «умозаключения».

Рассмотрим, как рекомендуется построить беседу с учащимися о суждениях и умозаключениях .

После проведения игры «Съедобное – несъедобное» учитель спрашивает:

- Как вы определяли, когда нужно ловить мяч, когда – нет? Как вы при этом рассуждали?

Выслушав ответы детей, учитель показывает на доске запись правил игры:

Съедобное – надо ловить мяч.

Мороженое – съедобное.

______________________________

Значит, когда «мороженое» - надо ловить мяч.

- Первые два предложения называются суждениями. В суждениях что-либо утверждается или отрицается о предметах, свойствах, отношениях. Предложения под чертой называется выводом или заключением. Все три предложения вместе называются умозаключением.

Появляется запись на доске:

Умозаключение:

суждение 1

суждение 2

__________

вывод

1. Задание: найти умозаключения с «ловушкой» и исправить их (работа в группах).

Примеры умозаключений:

Все цветы – растения. Все ученики 3 «В» - отличники.

Роза – цветок. Петя Смирнов – отличник.

_________________ _________________________

Значит, роза – растение. Значит, он – ученик 3 «В» класса.


Когда идет дождь, крыши Все зебры полосатые.

домов мокрые. Это животное полосатое.

Крыша мокрая. ____________________

_______________ Значит, это животное – зебра.

Значит, идет дождь.

2. Задание: восстановить пропущенное суждение.

Примеры умозаключений:

Названия пишутся с большой буквы. Москва – это ………. . Вывод: Слово Москва пишется с большой буквы.

- Все слова, отвечающие на вопрос «что делать?», пишутся с мягким знаком.

……….

Вывод: Слово «заниматься» пишется с мягким знаком.

Младших школьников необходимо знакомить с двумя видами умозаключений – индуктивным (от частного к общему) и дедуктивным (от общего к частному). Формированию умения делать выводы на основе имеющихся данных способствуют задания типа:

1. Сделайте выводы на основе имеющихся данных и запишите их.

«Я знаю, что все глаголы изменяются по временам. Слово играть – глагол. Значит, …»

«В словах птицы, концы, ножницы, девицы, красавицы, молодцы после ц пишется буква ы. В каждом из слов цы находится на конце слова. Делаю вывод: …»

2. Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному.

«Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а. В слове зашёл есть одна из этих приставок – за-. Поэтому…»

3. Докажите, что данный вывод сделан от частных наблюдений к общему.

«В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [н], в слове Алла – долгий звук [л], в слове сумма – долгий [м]. Следовательно, если в слове слышится долгий звук, то в нем пишется соответствующая двойная согласная».

4. Прочтите два умозаключения. Какое из них неверно и почему?

«На конце слов нос, воз, дуб, суп, рукав, жираф пишутся буквы согласных, парных по звонкости-глухости. В словах нос, суп, жираф звуки [с], [п], [ф]соответствуют написанным буквам, а в словах воз, дуб, рукав на месте тех же звуков [с], [п], [ф] пишутся буквы з, б, в. Делаю вывод: звуки [с], [п], [ф] на конце слова перед их написанием надо проверять».

«На конце слов шкаф, суп, кот, шалаш, звук, нос находятся глухие парные согласные. Произношение конца каждого слова соответствует написанию. Значит, глухие парные согласные на конце всех слов как слышатся, так и пишутся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!