СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на районной секции учителей географии «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА».

Просмотр содержимого документа
«Доклад«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА».»

Мбоу «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»


Доклад

на районной секции по географии

на тему

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА».


Подготовила: учитель географии

Ефремова Е. В.








2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ.

  2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ И ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ.

  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА.

  4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ.

















ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность данной темы заключается в том, что в данное время в системе российского образования происходят глубокие, коренные изменения. Традиционная форма итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ постепенно перешла в новую для участников образовательного процесса форму - Государственную итоговую аттестацию (ГИА), основной целью которого является дифференцировать выпускников общеобразовательной средней (общей) школы по уровню географической подготовки с целью итоговой аттестации и отбора наиболее талантливых учащихся, тем самым подготовить к сдаче ЕГЭ в 11 классе для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения.


1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ГЕОГРАФИИ.

География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объекты и явления.

Общая цель географического образования школьников - сформировать всесторонне образованную личность, в более узком смысле эта цель заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях .

ГИА по географии - необязательный выпускной экзамен в конце 9-го класса. Выпускники выбирают его, если им требуется география для зачисления в профильный 10 и 11-й классы. Также этот экзамен может быть выбран, если ученик хорошо разбирается в предмете и это один из наиболее легких для него экзаменов, ведь в 9-м классе придется выбирать два экзамена по необязательным для сдачи предметам. Кроме того, экзамен по географии, как и любой другой, может быть выбран на региональном уровне для всех выпускников года в той или иной области, республике, крае или городе.

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий разных типов. Продолжительность работы - 120 минут. Задания проверяют географические знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также - способность применить знания и умения в различных ситуациях.

Особенностью экзаменационных работ является их направленность на проверку сформированности таких востребованных в современном мире умений, как пользоваться разными источниками информации - статистическими материалами, географическими картами, текстами. При разработке экзаменационных работ были учтены также требования по ориентации современного образования на формирование умений применять полученные знания в самых разнообразных ситуациях. Был сделан акцент на компетентностные задания, т.е. такие, которые проверяют возможность применить имеющиеся географические знания для анализа явлений и процессов, происходящих в современном мире. Для этого были разработаны задания, которые требуют определить из предлагаемой ситуации, какие географические знания требуются для её понимания и анализа, и затем применить их в ситуациях, близких к жизненным, проверяют умение извлекать информацию текста, статистических таблиц, карт.

При выполнении работы разрешается пользоваться атласами 7-9 классов. Но в заданиях нет прямого указания на использование карт атласа. Учащиеся сами должны определить, какие карты атласа и для выполнения каких заданий целесообразно использовать. Так проверяется сформированность умения выделять географическую составляющую предлагаемой ситуации и выбрать адекватный источник информации для её решения.

Наряду с проверкой сформированности предметных компетентностей, работа традиционно проверяет знание географических фактов, закономерностей, понимание сущности географических явлений и процессов, их проявления на разных территориях. Важной частью работы также является проверка пространственных представлений о мире и нашей стране.

При проведение аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом (по аналогии с ЕГЭ). Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования выпускниками 9 классов.

Введение ГИА помогает обеспечить равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку применяются однотипные задания и единая шкала оценки результатов. Экзамен проводится в условиях, обеспечивающих достоверность результатов (проверка результатов на компьютере и группой независимых экспертов), объективную оценку и контроль качества образования, более высокую мотивацию на его успешное прохождение.


2. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ И ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ.

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования.

Из всех выпускников 9 классов экзамен по географии в нашей школе сдавали 10 обучающихся, из них на «5»-2 человека, на «4»-7 и на «3»-1 обучающийся.

Проанализировав результаты выполнения работы накануне экзамена, мне было очевидно, что учащиеся достаточно хорошо усвоили темы «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и экология», сложности вызывали ответы на вопросы «Природа Земли и человек».

Успешнее всего учащиеся справились с заданиями, где необходимы были конкретные знания или хорошо отработанные умения, учащиеся определяют хорошо знакомые географические явления и объекты, умеют пользоваться знакомыми картами. Менее успешными были ответы на вопросы, где нужно было использовать географические знания и умения в новой творческой ситуации, т.е. решать практические задачи посредством географии.

Следует отметить недостаточную сформированность практических умений работать с различными источниками географической информации (карты, планы местности, таблицы, диаграммы и др.)

На экзамене проверялись такие картографические умения, как представлять результаты измерения в разной форме (узнать профиль рельефа местности, построенный по определенному отрезку на топографической карте), определять поясное время; прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях. Эти умения сформированы у 50 %-60 % выпускников.

Умение выбрать источник информации (карту) для решения конкретной задачи (для определения температуры и среднегодового количества атмосферных осадков, для определения приграничных государств) продемонстрировали в целом около 65 % выпускников. Более 50 % могут прочитать карту погоды с помощью представленной легенды и определить зону действия циклона или антициклона. Также можно констатировать, что все экзаменуемые могут найти конкретные статистические данные в таблице. В среднем у всех экзаменуемых (40-60 % выпускников), сформировано умение определять некоторые географические показатели на основе имеющихся данных (плотность населения, естественный прирост, смертность по статистическим данным). Это говорит об усвоенности данных понятий, о понимании их сущности.

Умение определять географические объекты (регионы России, страны, природные зоны) по их признакам проверялось заданиями повышенного уровня сложности с географическими текстовыми описаниями. Определение регионов России дополнительно проверялось заданиями, в которых краткие описания были взяты из жизненных ситуаций (использовались рекламные слоганы туристических компаний). В целом с определением географических объектов по признакам справились более 50 % аттестуемых.

Более 40 % могут устанавливать эмпирические зависимости на основе представленных данных. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у участников экзамена этого важного метапредметного умения, предусмотренного требованиями образовательного стандарта. С заданиями высокого уровня сложности с развернутым ответом, требующие понимание связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран, справились 17,6 % - 22,6 % учащихся. При этом данное умение является значимым для понимания зависимости между компонентами природы и хозяйственной деятельностью отдельных стран и регионов.

В целом необходимые знания и умения у выпускников можно считать сформированными, т.к. средний балл получился 22,6, что соответствует оценке «4».


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ГЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ 2015-2016 УЧЕБНОГО ГОДА.

Залогом успешной сдачи экзамена является качественное освоение школьной программы, повторение и систематизация изученных в 5-9 классах тем по предметам, развитие различных умений (читать и анализировать содержание текста, решать задачи и т.п.).

Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.

В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.

Учитывая ограниченность времени, при повторении важно остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, а также уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у девятиклассников наибольшие затруднения.

Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:

 представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии:

 помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;

 привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;

 ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;

 дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.

В начале учебного процесса было проведено вводное занятие. Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера: назначение государственного экзамена в 9 классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению .

Каждый учитель географии заинтересован в успешной сдаче экзамена своими учениками. Заинтересованы в выпускниках с высоким уровнем базовой географической подготовки и высшие учебные заведения соответствующего профиля, в которых проводятся вступительные испытания по географии.

К ГИА, как и к любому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая, продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ГИА», хотя и не исключает использования подобного рода вопросов.

В своей работе старалась сделать упор на формирование у учащихся умений работать с картой (формировать знания карт разного содержания и умений работы с картами), способности формулировать мысли с использованием географических терминов и записывать ход рассуждений при решении различных задач.

На первом этапе работы по подготовке учащихся к сдаче экзамена целесообразно:

 ознакомить учащихся с процедурой экзамена, со структурой экзаменационной работы, с типологией заданий, с критериями оценивания;

 выявить уровень имеющихся у учеников знаний и умений с целью определения пробелов в изученном материале, сделать это можно с помощью самостоятельного решения учащимися пробного варианта ГИА;

 оказать помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ГИА, указав на использование учебников и пособий, подготовленных авторскими коллективами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Второй этап работы предполагает проведение различного рода занятий, направленных на повторение основных разделов курса географии. Большая часть занятий проходит в лекционной форме, имеют место семинарские занятия, практические занятия.

Поскольку количество времени ограничено, наиболее оптимальной формой занятий является сочетание теоретического материала с выполнением тестовых и практических заданий. При планировании занятий старалась:

 делать упор в повторении на тех темах, в которых выпускники прошлых лет допустили наибольшее количество ошибок,

 обратить особое внимание на повторение тем, изученных давно (6-8 классы),

 предусмотреть использование различных источников знаний (карт, статистических материалов, рисунков, диаграмм),

 целенаправленно формировать у учащихся умение четко, географически правильно излагать свои мысли (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их в классе),

 учитывать один из главных недостатков подготовки выпускников прошлых лет - непонимание и недостаточная сформированность некоторых понятий (солнечная радиация, циклон и антициклон, международная экономическая интеграция и т.д.)

 акцентировать внимание на работе с картографическим материалом, т.к. многие недостатки в подготовке учащихся связаны с доминированием словесных методов; включать задания, выполняемые по фрагментам контурных карт,

 обеспечить учащихся домашним заданием в максимальном объеме,

 использовать наглядный материал: атласы, рисунки, иллюстрации, схемы.

В своей работе по подготовке учащихся к ГИА использовала: образцы материалов ГИА прошлых лет в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения отдельным темам, активные формы обучения, создание проблемных ситуаций, обучение логическим приемам.

При построении работы по подготовке учащихся 9 классов государственной итоговой аттестации по географии не малую роль нужно отдать самостоятельному изучению, действительно многое зависит от самого ученика. Для этого следует регулярно задавать домашнее задание виде вариантов ГИА за прошлые года.

При этом следует рекомендовать использование справочников, атласа, интернета, для того чтоб ученик таким образом сам добывал ответ на поставленный вопрос.


4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ.

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии в новой форме позволяет дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания географии.

На этапе планирования результатов обучения: четко представлять, какие именно умения и навыки должны быть сформированы у учащихся в результате изучения темы. Следует понимать, что формирование умений, составляющих предметную компетентность, не может ограничиваться несколькими уроками. Так, сформированные в 6 классе умения работать с топографическим планом и картами, необходимо развивать в курсе географии 7, 8, 9 классов при решении различных географических задач и заданий на всех этапах уроках .

На этапе объяснения, отработки и закрепления знаний, рекомендую использовать задания, нацеленные на применение полученных на уроках знаний и умений для объяснения событий окружающей действительности, анализа информации, публикуемой в СМИ.

При организации этапа оценивания учебных достижений (этап контроля) проверять соответствие достигнутых результатов обучения поставленным целям. На этом этапе рекомендуем проводить текущий, тематический и итоговый контроль достигнутых результатов обучения, используя разнообразные пособия, предназначенные для проверки учебных достижений учащихся по географии, включая опубликованные экзаменационные задания.

Результаты аттестации показали, что на протяжении всего периода обучения географии следует уделять больше внимания применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни. Нужно уделять больше внимания отработке таких важных над предметных и метапредметных умений, как чтение графиков и диаграмм разных видов. Анализ типичных ошибок чтения климатограмм показывает, что значительная доля ошибок связана с тем, что учащимся трудно прочитать графики с положительными и отрицательными значениями температуры воздуха.

Также для многих выпускников является проблемой использование разнообразных шкал, которые применяются для представления графических информаций (а частности, им трудно определить цену деления). Это показывает анализ ошибок при нахождении объекта по географическим координатам, при определении расстояний с помощью масштаба по карте.

Такое умение как выявление зависимости между географическим положением объекта и особенностями его климата по данным таблицы и интерпретация этой информации также вызвало некоторые затруднения у учащихся. Можно предположить, что недостаточный уровень сформированности этих умений связан как с отсутствием во многих классах заданий, направленных на формирование соответствующих умений, так и с нехваткой времени у учителей на их отработку. Очевидно, что ограниченность времени в 6 классе и возрастные особенности мышления шестиклассников не позволяют обеспечить достижение большинством учащихся соответствующих требований стандарта к уровню подготовки выпускников. В связи с этим рекомендуется при планировании работы в 8 классе предусмотреть соответствующие виды деятельности учащихся при изучении тем «Различия времени на территории России» и «Климат России».

При изучении рельефа и геологического строения любой территории в 6, 7 или в 8 классах больше внимания надо уделять формированию представлений о последовательности залегания слоев горных пород. Это представление должно быть сформировано у большего количества выпускников. Для его формирования не требуется значительного количества учебного времени. Достаточно просто акцентировать внимание учащихся на названной выше закономерности. Причем сделать это можно не только при изучении темы «Горные породы» в 6 классе, но и при изучении рельефа и геологического строения любой территории в 7 или в 8 классах.

При преподавании географии в основной школе следует уделять специальное внимания формированию умений работать со статистическими таблицами, текстами, географическими рисунками, так как эти умения у многих школьников сформированы недостаточно.

Также важно обучать школьников алгоритму поиска информации и критическому к ней отношению. Важным аспектом подготовки учащихся является умение делать выводы на основе имеющейся информации. Это общеучебное умение также необходимо и для дальнейшего продолжения образования, и для использования в повседневной жизни. Оно связано с поиском и отбором информации, необходимой и достаточной для решения конкретной проблемы. Это умение возможно отрабатывать, шире используя реальные ситуации из современной жизни в ходе изучения разных курсов географии, в том числе географии своей местности.

Ввиду недостаточного уровня сформированности знаний о факторах размещения отдельных производств (например, производства азотных удобрений, предприятий передельной металлургии), целесообразно больше внимания уделять отработке этих факторов при изучении регионов России.

Анализ ответов на задания с развёрнутым ответом показывает, что даже выпускники с хорошим в целом уровнем подготовки не всегда умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли. В значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки этого коммуникативного умения как в устной, так и в письменной формах. Необходимо целенаправленно формировать это умение, начиная с курса географии 6 класса (при организации самостоятельной работы учащихся рекомендуется использовать вопросы, требующие сравнительно небольших письменных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письменные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися.

Готовиться к экзамену следует по школьным учебникам, имеющим гриф Минобрнауки России. Включенные в экзаменационную работу задания не выходят за пределы содержания школьных учебников и программ.

Перед экзаменом необходимо ознакомиться с демонстрационными вариантами ГИА, изучить все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы.

Еще одной основой подготовки к ГИА может стать кодификатор проверяемых элементов содержания: он содержит перечень тем, по которым могут быть сформулированы задания. Любые сборники тренировочных заданий или вариантов могут играть в подготовке только вспомогательную роль.

Успешной сдаче ГИА помогает и правильный психологический настрой, уверенность в своих силах.

Таким образом к ГИА, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Я думаю, что залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения.

В заключение, хотелось бы отметить, что при подготовке к ГИА-9 целесообразно продолжить работу по формированию и совершенствованию у учащихся умений работать с различными источниками географической информации и применять знания и умения для решения конкретных задач. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Аксакалова Г.П., Барабанов В.В., Петрова Н.Н. ЕГЭ по географии:

содержание и основные итоги//География в школе,2004,№2,с.37-41

2.Аксакалова Г.П., Барабанов В.В., Дюкова С.Е. Итоги Единого государственного экзамена по географии 2005//География и экология в школе XXIвека, 2006,№3,с.40-44.

3.Барабанов В.В. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену/В.В. Барабанов, Г.П. Аксакалова, Э.М. Абрацумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.-222с. (Серия «ЕГЭ 2008. Поурочное планирование»)

4.Барабанов В.В. Основные результаты единого государственного экзамена 2006г.//География в школе,2007,№3,с.41-45.

5.Болотов В.А., Шаулин В.Н., Шмелев А.Г. Единый государственный экзамен и его влияние на качество образования//Вестник образования России.-2002.-№7.-с.52-60.

6.География: Анализ результатов Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2003 году.- Архангельск: Поморский государственный университет.,-2003.-43с.

7.География: Анализ результатов Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2004 году.- Архангельск: Поморский государственный университет.,-2004.-74с.

8.География: Анализ результатов Единого государственного экзамена в

Архангельской области в 2005 году. Сост. Е.Н. Александрова и др. Архангельск: ПГУ,2005.-112с.

9.География: Анализ результатов Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2006 году. Сост. Е.Н. Александрова и др. Архангельск: ПГУ,2006.-70с.

10.География: Анализ результатов Единого государственного экзамена в Архангельской области в 2007году. Сост. Е.Н. Александрова, Т.В. Постникова- Архангельск: ПГУ, 2007.-11с.

11.География. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки/В.В. Барабанов,

Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова.-2-е изд., перераб., доп.- М: Издательство «Экзамен», 2007.-221с.

12.Готовимся к Едиеому государственному экзамену по географии. М:Школьная Пресса,2004.-96с.

13.ЕГЭ-география: контрольно-измерительные материалы 2004-2005

М:Просвещение;СПб: филиал издательства «Просвещение», 2005.

14.ЕГЭ-география: контрольно-измерительные материалы 2006-2007.

М:Просвещение, 2007.

15.ЕГЭ2008. География. Типовые тестовые задания/В.В. Барабанов, Э.М. Амбрацумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина.-8-е изд., перераб.и доп.-М: Издательство «Экзамен»-2008.

16.ЕГЭ-2008.География. Тренировочный персональный комплект экзаменационных материалов/Авт.-сост.В.В. Барабанов.-М:АСТ:Астрель, 2008.

17.Ермошкина А.С. Результаты Единого государственного экзамена 2002года по разделу «География России»//География в школе,-2003-№2,с.49-54.

18.Колосова Н.Н., Чурилова Е.А. Разбираем картографические задания, входящие в блок вопросов на ЕГЭ.//География в школе,-2008-№6,с.48-55.

19.Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006года в преподавании географии в средней школе»//География в школе, 2007,№3,с.36-41.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!