СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Опыт работы воспитательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Опыт работы воспитательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»»

«Опыт работы воспитательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Проблемы образования детей с ОВЗ и детей инвалидов сегодня являются одними из актуальных. На сегодняшнем этапе развития общества существует тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилась численность детей с ограниченными возможностями здоровья, а наша обязанность, как педагогов, суметь работать с любым ребенком, независимо от имеющихся у него проблем. Как показала практика, это вполне реально.

Категория лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничением или же недостатком способности проявлять активность какими – либо способами в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста, охватывает термин «дети с ОВЗ».

Дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, относятся к категории «младшие школьники с ОВЗ».

Одной из проблем воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ является оптимизация психологической и коррекционной помощи им в период начального обучения, поскольку несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу воспитания и обучения детей с ОВЗ. из-за Поскольку дети имеют значительную степень отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой, то особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности. Данная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экологии, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни, обучения и воспитания в семье, в образовательном учреждении.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии: дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с соматическими заболеваниями; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с расстройствами раннего детского аутизма, нервно-психической неустойчивостью, склонностью к девиантности, пове­денческим отклонениям, недостатками языкового и речевого развития. Среди этого контингента младших школьников много детей из неблаго­получных неполных семей, детей, имеющих негативный социальный опыт взаи­модействия со взрослыми и потерявших доверие к взрослому миру. Взаимоотно­шения педагога с такими детьми изначально отягощены сложившимися ус­тановками детей, их тревогами, страхами, отстраненностью, агрессивностью и ря­дом защитных психологических реакций. Очень непросто расположить к себе ребенка, потерявшего доверие к взрослым и не видевшего от них ничего положительного. Эти воспитанники озлоблены на весь мир, они имеют склонность к преодолению норм и правил, а также постоянно проявляют демонстративный негативизм. Наши педагоги успешно работают с данной категорией детей, умело увлекая воспитанника в деятельность и постепенно доказывая, что нам не безразлична его судьба.

Как отмечает Е.В. Панфилова, наиболее распространенными проблемами у детей с ОВЗ являются:

Заниженная самооценка, которая может привести к неуверенности в себе, робости, застенчивости. Ребенку сложно проявить себя, реализовать способности, заложенные природой, так как он не верит в свои силы и будет ставить перед собой такие цели, которые будут отличаться от целей других детей. Этот воспитанник особо нуждается в одобрении и поддержке окружающих, поскольку преувеличивает значение неудач и слишком критичен к себе. У детей с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей из-за нарушений в личностном и познавательном развитии. Наша задача состоит в том, чтобы этот ребенок поверил в свои силы и по-новому взглянул на многие вещи, а мы всегда поддержим любые его начинания. Считаем, что данную проблему нужно корректировать, поскольку она негативным образом влияет на всю жизнедеятельность особых детей. Решается путем систематических коррекционных занятий, тренингов, где в ненавязчивой форме можно заставить ребенка взглянуть под другим углом на свою деятельность и поверить в собственные силы. Важно показать ребенку, что он может оказать помощь тем, у кого не получается что-либо. Эти дети бескорыстны и в большинстве своем трудолюбивы и добры, поэтому педагогам не стоит скупиться на похвалу и поощрения. Данный метод работает и нам очень приятно видеть наших детей инициативных, деятельных, с горящими глазами и не боящихся трудностей в достижении поставленных целей.

Проблема социальной адаптации, поскольку здоровье и развитие зависят как от правильного питания и режима дня, так и от психологического комфорта, от того, какой индивидуальный подход найден к ребёнку с учётом его особенностей. Душевное равновесие может пошатнуться из-за неудовлетворённости таких потребностей, как безопасность, общение, познание через взрослых окружающего мира, любовь и принятие. Мы всеми силами стремимся сохранить благоприятный микроклимат в наших группах, а с ним и душевное равновесие детей. Всегда говорим ровным, спокойным тоном, уважительно относимся и стремимся окружить заботой каждого нашего воспитанника. Любого ребенка мы принимаем со всеми его проблемами, страхами, переживаниями и навязчивыми идеями. Заслужить доверие «особого» ребенка нелегко, но возможно и мы по-прежнему продолжаем к этому стремиться путем тандема педагогов и узких специалистов.

Низкий уровень интеллектуальных возможностей, вследствие чего проявляются признаки тяжелого восприятия нового материала, пониженное внимание к происходящему. Плохая память мешает усвоить новую информацию. Эти дети очень быстро утомляются и теряют интерес к происходящему, становятся вялыми и раздражительными, плаксивыми, им трудно сосредоточиться на задании. Зачастую в результате утомления возникает двигательное беспокойство, поэтому необходимо включать в систематические занятия отвлекающие моменты и проводить релаксационные упражнения. Также из-за имеющихся врожденных проблем «особые» дети испытывают частые головные боли, у многих нарушение координации движений, что также негативным образом сказывается на проводимой работе. Дети имеют низкий уровень познавательных процессов, который с трудом поддается корректировке.

Взаимоотношения с социумом, так как любая задержка развития речи отражается на поведении младшего школьника, а также на его деятельности в различных ее формах. Большие затруднения могут возникнуть в общении. Дети с опасением относятся к взрослым и сверстникам, поскольку имеют негативный житейский опыт. Привыкли к тому, что не всегда их речь понятна окружающим. И если взрослый человек тактично промолчит, то дети нередко очень жестоки. Наши воспитанники боятся быть осмеянными и из-за этого замыкаются в себе. Этих ситуаций, к сожалению, не избежать и они являются травмирующим фактором, что не способствует улучшению душевного состояния наших детей и их развития в целом.

Таким образом, вследствие таких проблем, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). И только грамотно построенная систематическая работа дает возможность повысить уровень знаний, умений и познавательных процессов.

В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество.

Я работаю воспитателем в ГКУ СО РО «Новошахтинский центр помощи детям» 18 лет. Окончила РГЭУ (РИНХ) Таганрогский институт имени А.П. Чехова, факультет филологии и истории. Люблю свою работу, которой посвятила много лет жизни и стараюсь творчески подходить к решению стандартных и нестандартных ситуаций. С 2016 года имею опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Не без опасения приступили мы работе. Изучили образовательные и воспитательные программы для детей с ОВЗ, составили перспективное планирование воспитательно-реабилитационной деятельности, организовали коррекционную работу. Страшило полное отсутствие опыта работы с детьми данной категории, но впоследствии мы получили образование в виде курсов, дающее право работы с детьми с ОВЗ, множество полезной информации почерпнули на вебинарах, а также на образовательных сайтах. В первую очередь мы стремились «отогреть» сердца детей, которые зачастую относились ко всем враждебно. Долго и терпеливо доказывали им, что нам небезразлично их самочувствие, душевное равновесие, комфорт проживания, внешний вид и другие насущные проблемы. Ребята быстро усвоили элементарные нормы самообслуживания, и мы были поражены открывшейся нам неограниченной любовью, вниманием и трудолюбием этих детей с ОВЗ. Они активно включались в любую деятельность и добросовестно относились к выполнению работы. Мы активно развивали мелкую и крупную моторику. Для этого использовали различные тренажеры, бусины, пазлы, мозаику. Ребята делали успехи. Целью же коррекционной работы являлось исправление психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитания и общего образования, подготовка к жизни и труду. Все занятия были организованы на должном уровне.

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ в первую очередь мы использовали педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение воспитательной и учебной деятельности. Поскольку дети имели крайне слабые задатки познавательных процессов, то на своих систематических занятиях ставлю следующие цели и задачи:

  • развитие логического мышления, речи и памяти;

  • развитие внимания и зрительной памяти;

  • расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию;

  • развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи;

  • развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи;

  • развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса;

  • стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

В процессе коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья используем различные приемы. Для стимулирования деятельности воспитанников применяем следующие активные методы работы:

Применение сигнальных карточек (с одной стороны на карточке +, а с другой -), а также карточки с буквами, цветами, обозначающими гласный-согласный, твердость-мягкость согласного звука. Дети испытывали большие трудности в овладении этого принципа использования карточек, но в результате систематических занятий, усвоили. Также наличие карточек дисциплинирует и позволяет настроиться на рабочий лад. Карточки можно использовать при изучении новой темы для того, чтобы проверить запас знаний детей, выявить пробелы в пройденном материале.

Применение вставок на доску (буквы, слова, изображения) при выполнении заданий, разгадывания кроссворда и т. д. Дети в восторге от соревновательных моментов, они проявляют высокую степень заинтересованности и настойчивости в том, чтобы как можно больше именно их символов попало на доску, и с максимальной самоотдачей включаются в «борьбу», а мы, воспитатели, в свою очередь, активно поддерживаем любую положительную инициативу наших детей.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). С успехом используем в своей работе данный прием чаще всего в конце изучения любой темы – для закрепления, подведения итогов.

Понимание материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для того, чтобы развить слуховое восприятие, внимание и память, переключить эмоциональное состояния детей в ходе занятия и настроить детей на занятие по окончанию активной деятельности.

Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в воспитательную практику может позволить сделать работу воспитателя наиболее продуктивной и эффективной. Использование ИКТ неотъемлемо могут дополнять традиционные формы работы, при этом расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками воспитательного процесса.

Применение картинного материала с целью смены вида деятельности в ходе занятия, развития познавательных процессов, что поможет активизировать словарный запас, а также развить связную речь.

Все вышеперечисленные методы работы с младшими школьниками с ОВЗ стимулируют их познавательную активность.

Как показали результаты, комплекс проведенных работ был достаточно успешным и эффективным, поскольку дети усвоили многие понятия, улучшили свои показатели. На коррекционных занятиях показали себя добросовестными и прилежными учениками, помогали друг другу.

Все занятия проводились нами в соответствии с планом коррекционно-развивающей работы:

Мероприятие

Проводится диагностика интеллектуальных способностей всех воспитанников.

Цель:

- содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления;

- развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

( Занятие 1)


Занятие 1

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Дидактическая игра «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.

Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек.

  1. Словесная игра «Угадай по описанию».

Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

(Занятия 2, 3, 4)

Занятие 2

   ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Словесная игра «Угадай по описанию».

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы».                          

    Каждому ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку.              

    Затем дети меняются карточками.                        

3. Игра «Делай по заданию».            

    Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Дополнительно развиваются (далее – Д.Р.) – память, воображение, мышление. 



Как можно увидеть из фрагмента рабочего плана коррекционно-развивающей деятельности, вся работа направлена на достижение поставленных целей, подобран разнообразный материал. Проведенный в начале года мониторинг позволяет отслеживать результаты. Все конспекты мероприятий, карточки и необходимый демонстрационный и раздаточный материал имеется в наличии. Регулярно проводимые занятия позволяют достичь положительной динамики. Как показала практика, это вполне реально и выполнимо. Любые, даже самые скромные успехи «особых детей» радуют педагогов нашего центра и вселяют надежду на лучшее.

Целью воспитательной работы с детьми с ОВЗ мы считаем главное – это создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

Основными задачами работы являются:

  • коррекция развития ребенка с ОВЗ в процессе обучения его по общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;

  • подготовка детей к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста, то есть социально-трудовая адаптация;

  • проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического и психического состояние школьников.

При организации воспитательной работы, работаем по нескольким направлениям:

  • воспитание в процессе обучения;

  • работа с детьми, имеющими девиантное поведение;

  • индивидуально-групповые занятия со специалистами, работа в рамках группы риска;

  • стиль, тон отношений в семейно-воспитательной группе, морально-психологический климат;

  • воспитательные мероприятия в рамках воспитательно-реабилитационной работы;

  • клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);

  • организованный досуг.

Всю воспитательную работу направляем на коррекцию поведения воспитанников, воспитание учебной и поведенческой дисциплины. Стремимся к социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и гуманному отношению к окружающим людям.

Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с ОВЗ отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого нами создаются такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы включены следующие направления работы:

  • Нравственность

  • Основы права

  • Эстетика

  • Труд

  • Физическое развитие

  • БЖД

  • Экология

  • Профилактика (группа риска)

Годовое планирование воспитательно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания. Для этой цели нами был разработан план воспитательно-реабилитационной работы, адаптированный для детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Воспитательная работа велась по следующим направлениям:

  • Мир, в котором мы живем

  • Азбука безопасности

  • Азбука этикета

  • Сказкотерапия

  • Азбука гражданственности

  • Коррекционная деятельность

  • Группа риска

Направление ВРР

Мероприятие

Форма

проведения

Дата

Мир, в котором мы живем

«Экоград»

Творческое задание

11.01.

«Моя страна – мое богатство»

Беседа +

презентация

18.01

«Секреты времен года»

Творческое задание

25.01

Азбука безопасности

«Улица полна неожиданностей»


12.01

«Пешеходные переходы»

Беседа

19.01

«Нерегулируемые перекрестки»


Творческое задание

26.01

Азбука этикета

«Поведение в общественных местах»

Беседа

13.01

«Гостеприимство»

Беседа

20.01

«Ваш друг Этикет»

Беседа

27.01

Группа риска

«Воровство»

Беседа

14.01

«Попрошайничество»

Беседа

21.01

Рассказ Н.Н.Носова «Огурцы»

Анализ

28.01

Азбука гражданственности

«История флага российского»

Творческое задание

15.01

«Что значит быть Гражданином?»

Классный час

22.01

«Я и Закон»

Беседа

29.01

«День рождения Новошахтинска»


Беседа

31.01

Коррекционная деятельность

Диагностика интеллектуальных способностей всех воспитанников

Диагностика

07.01

Развитие словарного запаса и общей осведомленности

Развивающее занятие

16.01

Развитие внимания


Развивающее занятие

23.01

Развитие внимания


Развивающее занятие

30.01



Календарный план воспитательной работы был составлен по этому принципу. Мониторинг показал эффективность проведенного комплекса работы, дети значительно улучшили свои показатели. В рамках ВРР проводилось диагностирование детей, позволяющее анализировать динамику работы.

Положительная динамика присутствует, дети активно улучшают свои показатели при имеющихся низких задатках познавательных процессов. Очень важно то, что дети стремятся к тому, чтобы познавать новое и закреплять изученный материал, развивать полученные навыки. Даже эти скромные успехи несказанно радуют педагогов нашего дома. Мы видим положительные изменения в наших детях, их переосмысленное отношение к своему внешнему виду, культуре поведения и общения со взрослыми и сверстниками, поэтому понимаем, что движемся в верном направлении, есть куда расти и стремиться.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!