«Опыт работы воспитательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»
Проблемы образования детей с ОВЗ и детей инвалидов сегодня являются одними из актуальных. На сегодняшнем этапе развития общества существует тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилась численность детей с ограниченными возможностями здоровья, а наша обязанность, как педагогов, суметь работать с любым ребенком, независимо от имеющихся у него проблем. Как показала практика, это вполне реально.
Категория лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничением или же недостатком способности проявлять активность какими – либо способами в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста, охватывает термин «дети с ОВЗ».
Дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития, относятся к категории «младшие школьники с ОВЗ».
Одной из проблем воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ является оптимизация психологической и коррекционной помощи им в период начального обучения, поскольку несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу воспитания и обучения детей с ОВЗ. из-за Поскольку дети имеют значительную степень отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой, то особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности. Данная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экологии, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни, обучения и воспитания в семье, в образовательном учреждении.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии: дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с соматическими заболеваниями; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с расстройствами раннего детского аутизма, нервно-психической неустойчивостью, склонностью к девиантности, поведенческим отклонениям, недостатками языкового и речевого развития. Среди этого контингента младших школьников много детей из неблагополучных неполных семей, детей, имеющих негативный социальный опыт взаимодействия со взрослыми и потерявших доверие к взрослому миру. Взаимоотношения педагога с такими детьми изначально отягощены сложившимися установками детей, их тревогами, страхами, отстраненностью, агрессивностью и рядом защитных психологических реакций. Очень непросто расположить к себе ребенка, потерявшего доверие к взрослым и не видевшего от них ничего положительного. Эти воспитанники озлоблены на весь мир, они имеют склонность к преодолению норм и правил, а также постоянно проявляют демонстративный негативизм. Наши педагоги успешно работают с данной категорией детей, умело увлекая воспитанника в деятельность и постепенно доказывая, что нам не безразлична его судьба.
Как отмечает Е.В. Панфилова, наиболее распространенными проблемами у детей с ОВЗ являются:
Заниженная самооценка, которая может привести к неуверенности в себе, робости, застенчивости. Ребенку сложно проявить себя, реализовать способности, заложенные природой, так как он не верит в свои силы и будет ставить перед собой такие цели, которые будут отличаться от целей других детей. Этот воспитанник особо нуждается в одобрении и поддержке окружающих, поскольку преувеличивает значение неудач и слишком критичен к себе. У детей с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей из-за нарушений в личностном и познавательном развитии. Наша задача состоит в том, чтобы этот ребенок поверил в свои силы и по-новому взглянул на многие вещи, а мы всегда поддержим любые его начинания. Считаем, что данную проблему нужно корректировать, поскольку она негативным образом влияет на всю жизнедеятельность особых детей. Решается путем систематических коррекционных занятий, тренингов, где в ненавязчивой форме можно заставить ребенка взглянуть под другим углом на свою деятельность и поверить в собственные силы. Важно показать ребенку, что он может оказать помощь тем, у кого не получается что-либо. Эти дети бескорыстны и в большинстве своем трудолюбивы и добры, поэтому педагогам не стоит скупиться на похвалу и поощрения. Данный метод работает и нам очень приятно видеть наших детей инициативных, деятельных, с горящими глазами и не боящихся трудностей в достижении поставленных целей.
Проблема социальной адаптации, поскольку здоровье и развитие зависят как от правильного питания и режима дня, так и от психологического комфорта, от того, какой индивидуальный подход найден к ребёнку с учётом его особенностей. Душевное равновесие может пошатнуться из-за неудовлетворённости таких потребностей, как безопасность, общение, познание через взрослых окружающего мира, любовь и принятие. Мы всеми силами стремимся сохранить благоприятный микроклимат в наших группах, а с ним и душевное равновесие детей. Всегда говорим ровным, спокойным тоном, уважительно относимся и стремимся окружить заботой каждого нашего воспитанника. Любого ребенка мы принимаем со всеми его проблемами, страхами, переживаниями и навязчивыми идеями. Заслужить доверие «особого» ребенка нелегко, но возможно и мы по-прежнему продолжаем к этому стремиться путем тандема педагогов и узких специалистов.
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, вследствие чего проявляются признаки тяжелого восприятия нового материала, пониженное внимание к происходящему. Плохая память мешает усвоить новую информацию. Эти дети очень быстро утомляются и теряют интерес к происходящему, становятся вялыми и раздражительными, плаксивыми, им трудно сосредоточиться на задании. Зачастую в результате утомления возникает двигательное беспокойство, поэтому необходимо включать в систематические занятия отвлекающие моменты и проводить релаксационные упражнения. Также из-за имеющихся врожденных проблем «особые» дети испытывают частые головные боли, у многих нарушение координации движений, что также негативным образом сказывается на проводимой работе. Дети имеют низкий уровень познавательных процессов, который с трудом поддается корректировке.
Взаимоотношения с социумом, так как любая задержка развития речи отражается на поведении младшего школьника, а также на его деятельности в различных ее формах. Большие затруднения могут возникнуть в общении. Дети с опасением относятся к взрослым и сверстникам, поскольку имеют негативный житейский опыт. Привыкли к тому, что не всегда их речь понятна окружающим. И если взрослый человек тактично промолчит, то дети нередко очень жестоки. Наши воспитанники боятся быть осмеянными и из-за этого замыкаются в себе. Этих ситуаций, к сожалению, не избежать и они являются травмирующим фактором, что не способствует улучшению душевного состояния наших детей и их развития в целом.
Таким образом, вследствие таких проблем, у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). И только грамотно построенная систематическая работа дает возможность повысить уровень знаний, умений и познавательных процессов.
В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в общество.
Я работаю воспитателем в ГКУ СО РО «Новошахтинский центр помощи детям» 18 лет. Окончила РГЭУ (РИНХ) Таганрогский институт имени А.П. Чехова, факультет филологии и истории. Люблю свою работу, которой посвятила много лет жизни и стараюсь творчески подходить к решению стандартных и нестандартных ситуаций. С 2016 года имею опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Не без опасения приступили мы работе. Изучили образовательные и воспитательные программы для детей с ОВЗ, составили перспективное планирование воспитательно-реабилитационной деятельности, организовали коррекционную работу. Страшило полное отсутствие опыта работы с детьми данной категории, но впоследствии мы получили образование в виде курсов, дающее право работы с детьми с ОВЗ, множество полезной информации почерпнули на вебинарах, а также на образовательных сайтах. В первую очередь мы стремились «отогреть» сердца детей, которые зачастую относились ко всем враждебно. Долго и терпеливо доказывали им, что нам небезразлично их самочувствие, душевное равновесие, комфорт проживания, внешний вид и другие насущные проблемы. Ребята быстро усвоили элементарные нормы самообслуживания, и мы были поражены открывшейся нам неограниченной любовью, вниманием и трудолюбием этих детей с ОВЗ. Они активно включались в любую деятельность и добросовестно относились к выполнению работы. Мы активно развивали мелкую и крупную моторику. Для этого использовали различные тренажеры, бусины, пазлы, мозаику. Ребята делали успехи. Целью же коррекционной работы являлось исправление психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе воспитания и общего образования, подготовка к жизни и труду. Все занятия были организованы на должном уровне.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ в первую очередь мы использовали педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение воспитательной и учебной деятельности. Поскольку дети имели крайне слабые задатки познавательных процессов, то на своих систематических занятиях ставлю следующие цели и задачи:
развитие логического мышления, речи и памяти;
развитие внимания и зрительной памяти;
расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию;
развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи;
развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи;
развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса;
стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.
В процессе коррекционной работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья используем различные приемы. Для стимулирования деятельности воспитанников применяем следующие активные методы работы:
Применение сигнальных карточек (с одной стороны на карточке +, а с другой -), а также карточки с буквами, цветами, обозначающими гласный-согласный, твердость-мягкость согласного звука. Дети испытывали большие трудности в овладении этого принципа использования карточек, но в результате систематических занятий, усвоили. Также наличие карточек дисциплинирует и позволяет настроиться на рабочий лад. Карточки можно использовать при изучении новой темы для того, чтобы проверить запас знаний детей, выявить пробелы в пройденном материале.
Применение вставок на доску (буквы, слова, изображения) при выполнении заданий, разгадывания кроссворда и т. д. Дети в восторге от соревновательных моментов, они проявляют высокую степень заинтересованности и настойчивости в том, чтобы как можно больше именно их символов попало на доску, и с максимальной самоотдачей включаются в «борьбу», а мы, воспитатели, в свою очередь, активно поддерживаем любую положительную инициативу наших детей.
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). С успехом используем в своей работе данный прием чаще всего в конце изучения любой темы – для закрепления, подведения итогов.
Понимание материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для того, чтобы развить слуховое восприятие, внимание и память, переключить эмоциональное состояния детей в ходе занятия и настроить детей на занятие по окончанию активной деятельности.
Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в воспитательную практику может позволить сделать работу воспитателя наиболее продуктивной и эффективной. Использование ИКТ неотъемлемо могут дополнять традиционные формы работы, при этом расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками воспитательного процесса.
Применение картинного материала с целью смены вида деятельности в ходе занятия, развития познавательных процессов, что поможет активизировать словарный запас, а также развить связную речь.
Все вышеперечисленные методы работы с младшими школьниками с ОВЗ стимулируют их познавательную активность.
Как показали результаты, комплекс проведенных работ был достаточно успешным и эффективным, поскольку дети усвоили многие понятия, улучшили свои показатели. На коррекционных занятиях показали себя добросовестными и прилежными учениками, помогали друг другу.
Все занятия проводились нами в соответствии с планом коррекционно-развивающей работы:
Мероприятие |
Проводится диагностика интеллектуальных способностей всех воспитанников. Цель: - содействовать развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; - развивать память, внимание, восприятие, коммуникативные способности. |
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ОБЩЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ( Занятие 1) Занятие 1 ХОД ЗАНЯТИЯ Дидактическая игра «Знание названий предметов». Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки. Для группового занятия каждому дается однотипный набор карточек. Словесная игра «Угадай по описанию». Педагог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Дети угадывают. Затем дети все по очереди загадывают свой предмет |
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ (Занятия 2, 3, 4) Занятие 2 ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Словесная игра «Угадай по описанию». Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате. 2. Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы». Каждому ребенку раздаются картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку. Затем дети меняются карточками. 3. Игра «Делай по заданию». Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение. Дополнительно развиваются (далее – Д.Р.) – память, воображение, мышление. |
Как можно увидеть из фрагмента рабочего плана коррекционно-развивающей деятельности, вся работа направлена на достижение поставленных целей, подобран разнообразный материал. Проведенный в начале года мониторинг позволяет отслеживать результаты. Все конспекты мероприятий, карточки и необходимый демонстрационный и раздаточный материал имеется в наличии. Регулярно проводимые занятия позволяют достичь положительной динамики. Как показала практика, это вполне реально и выполнимо. Любые, даже самые скромные успехи «особых детей» радуют педагогов нашего центра и вселяют надежду на лучшее.
Целью воспитательной работы с детьми с ОВЗ мы считаем главное – это создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Основными задачами работы являются:
коррекция развития ребенка с ОВЗ в процессе обучения его по общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
подготовка детей к самостоятельной трудовой деятельности с младшего школьного возраста, то есть социально-трудовая адаптация;
проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление общего физического и психического состояние школьников.
При организации воспитательной работы, работаем по нескольким направлениям:
воспитание в процессе обучения;
работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
индивидуально-групповые занятия со специалистами, работа в рамках группы риска;
стиль, тон отношений в семейно-воспитательной группе, морально-психологический климат;
воспитательные мероприятия в рамках воспитательно-реабилитационной работы;
клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);
организованный досуг.
Всю воспитательную работу направляем на коррекцию поведения воспитанников, воспитание учебной и поведенческой дисциплины. Стремимся к социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и гуманному отношению к окружающим людям.
Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. У детей с ОВЗ отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстников в качестве объектов для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания повседневной жизни. Поэтому необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого нами создаются такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы включены следующие направления работы:
Годовое планирование воспитательно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания. Для этой цели нами был разработан план воспитательно-реабилитационной работы, адаптированный для детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Воспитательная работа велась по следующим направлениям:
Направление ВРР | Мероприятие | Форма проведения | Дата |
Мир, в котором мы живем | «Экоград» | Творческое задание | 11.01. |
«Моя страна – мое богатство» | Беседа + презентация | 18.01 |
«Секреты времен года» | Творческое задание | 25.01 |
Азбука безопасности | «Улица полна неожиданностей» | | 12.01 |
«Пешеходные переходы» | Беседа | 19.01 |
«Нерегулируемые перекрестки» | Творческое задание | 26.01 |
Азбука этикета | «Поведение в общественных местах» | Беседа | 13.01 |
«Гостеприимство» | Беседа | 20.01 |
«Ваш друг Этикет» | Беседа | 27.01 |
Группа риска | «Воровство» | Беседа | 14.01 |
«Попрошайничество» | Беседа | 21.01 |
Рассказ Н.Н.Носова «Огурцы» | Анализ | 28.01 |
Азбука гражданственности | «История флага российского» | Творческое задание | 15.01 |
«Что значит быть Гражданином?» | Классный час | 22.01 |
«Я и Закон» | Беседа | 29.01 |
«День рождения Новошахтинска» | Беседа | 31.01 |
Коррекционная деятельность | Диагностика интеллектуальных способностей всех воспитанников | Диагностика | 07.01 |
Развитие словарного запаса и общей осведомленности | Развивающее занятие | 16.01 |
Развитие внимания | Развивающее занятие | 23.01 |
Развитие внимания | Развивающее занятие | 30.01 |
Календарный план воспитательной работы был составлен по этому принципу. Мониторинг показал эффективность проведенного комплекса работы, дети значительно улучшили свои показатели. В рамках ВРР проводилось диагностирование детей, позволяющее анализировать динамику работы.
Положительная динамика присутствует, дети активно улучшают свои показатели при имеющихся низких задатках познавательных процессов. Очень важно то, что дети стремятся к тому, чтобы познавать новое и закреплять изученный материал, развивать полученные навыки. Даже эти скромные успехи несказанно радуют педагогов нашего дома. Мы видим положительные изменения в наших детях, их переосмысленное отношение к своему внешнему виду, культуре поведения и общения со взрослыми и сверстниками, поэтому понимаем, что движемся в верном направлении, есть куда расти и стремиться.