Доклад
«Организация физкультурной деятельности в группах компенсирующей направленности»
Кнутас Валентина Ивановна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Введение
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности с ОВЗ во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения развития и здоровья.
Цель
Понимая значимость совершенствования процесса физического развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, в целях наилучшей реализации оздоровительной и коррекционно-развивающей направленности физического развития дошкольников, определяется -
Цель: реализация прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Задачи
Основная коррекционно-педагогическая задача – это
создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения его в коллектив сверстников и социум.
Одной из основных задач организации работы в компенсирующих группах является создание условий для правильного физического развития ребёнка, обеспечение оптимального режима двигательной активности, способствующего своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных для развития определённых двигательных умений, приобщение к здоровому образу жизни.
Организация деятельности в группах компенсирующей
направленности
1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья организуются группы компенсирующей направленности для осуществления квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии.
2. Устройство, содержание и организация работы ДОУ и групп
компенсирующей направленности должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1. 3049.13 (X10.1-10.18).
3. Группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения и детей с нарушением интеллекта открываются по решению учредителя (комитет по образованию) на основании приказа руководителя МДОУ, при наличии необходимых материально - технических условий и кадрового обеспечения.
4. Группы организуются на основании заключения ПМПК (психолого -медико-педагогической комиссии) по результатам обследования ребенка и согласия родителей (законных представителей).
5. Группы компенсирующей направленности открываются в МДОУ, отвечающим требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности.
6. Группы оборудуются инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации образовательного процесса СанПиН 2.4.1.3049-13.
7. Режим работы групп компенсирующей направленности устанавливается согласно Уставу МДОУ.
8. Диагностика и коррекция детей осуществляется штатными педагогами МДОУ.
9. Контроль результатов работы групп компенсирующей направленности осуществляется администрацией МДОУ и родителями (законными представителями).
10. Отношения между МДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
Нормативно-правовые документы, на основании которых строится работа по физическому развитию детей с ОВЗ Федеральный закон № 27 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 г.);
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Всемирная декларация об обеспечиванию выживания, защиты и развития детей;
Декларация прав ребёнка;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13.
Рабочая программа по физической культуре, спроектированная с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников должно полностью соответствовать содержанию образовательной области «Физическое развитие».
Порядок комплектования групп компенсирующей
направленности
1.Порядок групп компенсирующей направленности определяется учредителем в соответствии с Законодательством РФ и закрепляется в Уставе МДОУ.
2. В группы компенсирующей направленности принимаются дети в возрасте 3-7 лет.
3. Прием детей с ОВЗ в группы компенсирующей направленности может производиться в течение всего года при наличии свободных мест.
4. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей, психической, физической, интеллектуальной недостаточностью.
5. Основанием для зачисления в группы компенсирующей направленности является:
заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия);
письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего МДОУ;
направление, выданное отделом образования;
6. Длительность пребывания в группах компенсирующей направленности ребенка с ОВЗ определяется ПМПК, согласно основному диагнозу.
7. Завершение пребывания ребенка с ОВЗ в группах компенсирующей направленности, регламентируется заключением ПМПК.
Организация образовательного процесса
1. Общеобразовательный процесс организуется в соответствии с основной образовательной программой МДОУ, разработанной самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГТ (федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для нормально развивающихся детей, и детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, содержание и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
3. Образовательный процесс в группах компенсирующей
направленности включает гибкое содержание и педагогические
технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно -
ориентированное развитие детей с ОВЗ и выполнение государственного стандарта.
4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом состояния здоровья детей с ОВЗ.
5. В конце каждого года обучения по результатам обследования
психолого-медико-психологического консилиума МДОУ и ПМПК воспитанников даются рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка с ОВЗ.
Организация работы инструктора по ФК
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни.
Работа по физическому развитию детей с ОВЗ предполагает решение как общеобразовательных, так и коррекционных – специальных задач, направленных на укрепление здоровья ребёнка.
Общеобразовательные задачи.
Охрана жизни и укрепление здоровья ребёнка.
Закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
Непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учётом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических).
Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей, умения сохранять равновесие.
Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Формирование широкого круга игровых действий.
Ежедневное использование таких форм работы по физическому развитию детей, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игр, физические упражнения, игры и упражнения на прогулке, а также соревновательных форм работы – таких, как игры-соревнования и эстафеты.
Специальные задачи (коррекционные):
Развитие речевого дыхания.
Развитие звукопроизношения.
Развитие выразительных движений.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие ориентировки в пространстве.
Развитие коммуникативных функций.
Развитие музыкальных способностей.
При этом инструктор по физической культуре направляет своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в физическом и умственном развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование двигательной активности.
Работа в группах компенсирующей направленности
В группе компенсирующей направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает:
проведение образовательной деятельности (в т.ч. совместно с другими специалистами) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
планирование совместной деятельности воспитанников групп
компенсирующей направленности;
подготовку и проведение спортивных мероприятий, праздников, развлечений, досугов;
оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
регулирование (совместно с медицинскими работниками ДОУ)
физической нагрузки на воспитанников;
ведение необходимой документации.
Основной формой работы, в соответствии с рабочей программой, является игровая деятельность. Физкультурные занятия носят игровой и развивающий характер, содержат разнообразные подвижные игры и игровые упражнения различной интенсивности и направленности.
Документация
Документами, регулирующими деятельность ДОУ в группах
компенсирующей направленности являются:
заявление родителей (законных представителей);
направление в группы компенсирующей направленности, выданное отделом образования;
коллегиальное заключение ПМК и рекомендации для детей с ОВЗ;
приказ руководителя ДОУ об организации деятельности групп
компенсирующей направленности;
табель посещаемости воспитанников групп с ОВЗ;
рабочие программы по дисциплинам образовательных областей с учетом специфики работы групп компенсирующей направленности;
планирование образовательной деятельности групп с ОВЗ;
перспективный план коррекционной работы групп с ОВЗ.
Для реализации приоритетного направления и регионального компонента используются дополнительные программы, педагогические технологии.
Рабочая Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты (целевые ориентиры), содержание и организацию педагогического процесса физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ОЗВ.
Главной задачей программы является создание программного документа, помогающего инструктору по физической культуре ДОО организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Примерные программы и источники для организации работы в группах компенсирующей направленности:
«Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлым нарушением речи, фонетико-фонематическим нарушением речи, задержкой психического развития)» (авторы Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др.; Под ред. Проф. Л.В.Лопатиной).
«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева).
«Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» (автор Ю.А.Кириллова).
«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по освоению детьми раннего возраста (2-3 лет) образовательной области «Физическое развитие».
«Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста», автор Петренкина Н.Л СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2007.
«Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи), ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи), ЗПР (задержкой психического развития) раннего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста (2-3 года), (4-5 лет), (5-6 лет), (6-8 лет)», автор инструктор по физической культуре Семенова Тамара Александровна Санкт-Петербург, 2016-2017 учебный год.
Овчинникова Т.С., Чёрная О.В., Баряева Л.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие к программе воспитания и обучения дошкольников с ТНР/ Под ред. Т.С.Овчинниковой. – СПб.: КАРО, 2010. – 248 с.
Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2007. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб.: «Детство-пресс», 352 с., ил. 2001.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384 с., ил.
Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Программа развития).
Олимпийское образование дошкольников: Метод. Пособие / под ред. С.О.Филипповой, Т.В.Волосниковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- 128 с.
Борисенко М.Г.., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики. Методическое пособие .). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.»)