СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Организация повторения при подготовке к ОГЭ и ВПР ( из опыта работы)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке в ОГЭ,ВПР перед каждым учителес стоит вопрос : Как  подготовить обучающихся к успешной сдачи экзаменов? 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация повторения при подготовке к ОГЭ и ВПР ( из опыта работы)»

МБОУ «Растегаевская ОШ»











ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКИ К ВПР, ОГЭ (из опыта работы)





Филюк О.В.


























202

Любой учитель, работающий в 9 классе, с тревогой и волнением ожидает успешной сдачи государственной итоговой аттестации каждым выпускником. Как и прежде, содержание и структура экзаменационной работы предусматривают проверку наличия у учащихся базовой математической компетентности и математической подготовки повышенного уровня.



Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений.



В базовой составляющей математики не может быть «пробелов», этот разрыв не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество А.С.Пушкина, ученик мог вполне не прочитать «Капитанскую дочку» - и это будет его «пробел», но он вполне может изучать роман «Евгений Онегин».



В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.



Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.



Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Существенно сместился акцент к требованиям умений и навыкам. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.



К сожалению, научно-методические службы не всегда могут обеспечить школы новыми, соответствующими современным требованиям, учебно-методическими комплексами, поэтому учителям приходится самим находить пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет, так как подготовленность детей разная, уровень классов разный.



В общеобразовательных классах основное внимание нужно уделить отработке первой части экзамена по математике, так как только первая часть обеспечивает удовлетворительную отметку.

Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ОГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на экзамене, это и оценка не только ученика, но и работы учителя, и школы и региона. И учащиеся, и их учителя все больше заинтересованы в получении как можно лучших результатов. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.



В прошлом году я выпустила 9 классы и хотела бы поделиться с вами опытом своей работы при подготовке выпускников к итоговой аттестации по математике.



Для успешной сдачи ОГЭ обучающимся необходима мотивация. В нашей школе учатся дети не осознают серьезности предстоящего экзамена. Практически все ученики, поступающие в нашу школу, обладают слабой математической подготовкой, нарушением памяти, нежеланием учиться. Очень часто, это дети из неблагополучных семей, родители которых не контролируют выполнение домашнего задания и подготовки к экзаменам. Часто в классах бывают дети, которые в силу разных причин (болезнь, семейные проблемы, не желание учиться) часто пропускают уроки. Все эти причины соответственно приводят к плохой успеваемости, и как следствие, к низким показателям результатов сдачи ОГЭ . От выпускников я слышала такие фразы, как «Нам все равно помогут на экзамене, зачем учиться», или «Я куплю ответы к КИМам и сдам на 5», «Поставьте мне сразу 2 и я на уроке ничего не буду делать»



Невольно встает вопрос: «Как подготовить детей к успешной сдаче экзамена?».

В нашей школе есть большое преимущество – детей в классе мало, можно работать с каждым индивидуально, но большой минус



  1. Работа с родителями. Для обучающихся и их родителей в сентябре проводим родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике. Знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Особое внимание надо обратить на то, что для успешного прохождения итоговой аттестации в 9 классе необходимо набрать в сумме не менее 8 баллов, из них:

  • не менее 2 баллов по модулю «Геометрия»;

Родительские собрания проводим 1 раза в четверть. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.



  1. Информационный стенд



Информационное обеспечение осуществляю через уголки подготовки к итоговой аттестации. На уголках размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ГИА, права учащихся во время проведения ОГЭ, порядок проведения апелляции, советы учащимся и их родителям, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации. На сайте школы размещены ссылки на ресурсы, на которых можно найти всю необходимую информацию.



  1. Проводим стартовую диагностическую работу.

При подготовке к ОГЭ необходимо знать специфику класса и уровень знаний по предмету. Поэтому в начале учебного года (в сентябре) необходимо повторить материал 5-8 класса и провести стартовую диагностическую работу в форме ОГЭ. Работа показала, что ребята не умеют внимательно читать вопрос, очень много ошибок было в записи ответов, при верном решении записывают неверный ответ (пропуск запятых в числе, запись наименований, % и т.д.). Ученики не смогли отсидеть отведенные им 3 часа на диагностическую работу, уже через пол часа они заявляли, что все, что знали, они уже написали и больше решать нет смысла.


По результатам диагностической контрольной работы ученики 9 класса были разделены на 2 группы:

  1. группа: Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». (66,6%)

  2. группа: Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями. (33,3%)

группа педагогической

поддержки

группа возрастной нормы

группа продвинутого

обучения

учащиеся, которые должны

учащиеся, которые должны

Учащиеся, которые умеют

справиться с заданиями

справиться с заданиями

решать задания самой

базового уровня и получить

базового уровня и более

высокой сложности т.е.

на экзамене «3».

сложными заданиями, т.е.

применять ЗУН в новой

8-14 баллов на ОГЭ.

применять ЗУН в

ситуации.

таких учеников в классе 7.

измененной ситуации.

22-32 балла на ГИА.


15-21 балл на ГИА. такой

таких учеников в классе нет.


ученик в классе 1.




  1. Корректируем тематическое планирование.

Далее необходимо изменение тематическое планирование. Составить планирование таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.

  1. Проводим дополнительные занятия по подготовке ОГЭ

На дополнительных занятиях провожу тематическое повторение. В начале урока с помощью презентации повторяем основные определения и вспоминаем алгоритмы решения. Далее отрабатываем тему на упражнениях, при этом каждый ученик выходит к доске, после чего даю задание и каждый выполняет его самостоятельно в тетради в своем темпе, а я подхожу к каждому, сразу же проверяю и при необходимости с комментирую допущенные ошибки в индивидуальном порядке.

  1. Устная работа на уроках



Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ОГЭ по математике.



Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.



Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.( сайта Гущина «Сдам ОГЭ» )



Поэтому на каждом уроке даем устные задания из ОГЭ открытого банка задач части 1.

  1. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме занятия из Кимов. Учебники абсолютно не готовят детей к экзамену, в них по-прежнему традиционные формулировки заданий. После объяснения нового материала и его первичного закрепления я стараюсь продемонстрировать всё разнообразие заданий по данной теме из первой и второй части, используя сборники с материалами ОГЭ разных лет.



  1. Использование в домашних заданиях материалов Кимов.

Я старалась задавать задание индивидуально, причем задания давала не только из учебника, но и из сборников КИМ или открытой базы заданий ОГЭ. Ответы ученики записывали на бланках, которые я раздавала каждому ученику. Те задания, которые вызвали затруднения, на уроке или дополнительном занятии разбирали индивидуально.



  1. Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля.



В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).



Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить “двойку”, для этого необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с моей помощью, а затем решить аналогичное задание.



Главное, что со временем ребята перестают бояться “двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная.



  1. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



Во время итогового повторения и при изучении нового материала, я использую справочный материал, все формулы теоремы встречающиеся во время повторения или изучения нового материала требую формулировать, составляю схемы и алгоритмы решения и раздаю распечатки ученикам. А они вкладывают их в папку и используют для решения заданий. Если ученик по какой-то причине не пришел на урок, в его папку вкладывается схема. Но к сожалению, папки теряют .



Схемы помогают при решении заданий, а при систематическом использовании в работе формулы и алгоритмы решений быстрее запоминаются.



  1. Тренировочные работы в течение года

В течение учебного года каждый месяц провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта ФИПИ, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ОГЭ.

Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации. Все результаты диагностических работ за месяц по математике вносятся в таблицу для каждого ученика, распечатываем, приглашаем родителей на индивидуальную беседу для ознакомления и обсуждения дальнейшей работы по подготовке к аттестации.



  1. С марта начала тематическое повторение.



Для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.



Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.



Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.



При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.



Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к экзамену открывает огромные возможности:



    • поможет сэкономить время на уроке для решения экзаменационных задач,

    • богато иллюстрировать материал,

    • трудные для понимания моменты показать в динамике,

    • повторить то, что вызвало затруднения,

    • дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными

особенностями учащихся,

    • быстро повторить теоретический материал.

Особенно эти презентации помогают при итоговом повторении теоретического материала по геометрии.1 часть работы содержит 5 геометрических задания. Особенно трудно дается задания типа 13, которые содержат большой теоретический материал. Презентации помогают наглядно увидеть ответы на вопросы.



Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.



    • Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ.

    • Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-line, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада и Алекс Ларин

    • Кроме этого компьютер может взять на себя функцию контроля знаний

В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например,

«Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.



Преимущества тематического теста:



    • в нём собраны разные задания по одной теме;

    • на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;

    • по такому тесту удобно проводить повторение;

    • осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.



  1. Папки



Каждый ученик имеет папку «Мониторинг подготовки к ГИА по математике». Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащихся собираю в папки, которые хранятся в кабинете. Собирая тренировочные тесты, я могу отслеживать динамику роста у отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, для корректировки процесса обучения через повторение, использовать для организации индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями.



  1. Заполнение бланков.



Систематически проводилась работа по заполнению бланков. С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращала внимание на то, что если получена обыкновенная дробь, необходимо обратить ее в десятичную, каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой) пишутся в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами, единицы измерений указывать не нужно и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.



  1. Со 2 полугодия начала подготовку решения заданий второй части.



Поскольку у меня был только 1 ученик, способный решить задания повышенного уровня, задачи из 2 части решала только с ним индивидуально после уроков.

Как вы видите подготовка к экзамену шла очень тяжело. В 1 ученике класса я не была уверенна до последнего. После отработки алгоритмов ученица стабильно выполняла первое задание второй части, но к сожалению у нее были «не любимые задания» из первых 6 задач(т.е. практикоореентированные), она набрала только 13 баллов.

Подведем итоги:

Что мешает ученикам в подготовке к ОГЭ?



    1. Неуверенность; отсутствие желания учиться;

    2. Завышенное самомнение или заниженная самооценка;

    3. Негативное отношение к экзамену;

    4. Низкий уровень вычислительных навыков;

    5. Слабая сформированность понятий и определений;

    6. Наличие про«пробелов».

Что поможет подготовке?

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку

  2. Неоднократная репетиция ситуации экзамена, формирование адекватной оценки, позитивный настрой на экзамен;

  3. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков;

  4. Организация зачётов по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений;

  5. Регулярное проведение уроков обобщения;

  6. Своевременная систематизация материала на этапах повторения;

  7. Проведение в течение года диагностических работ, глубокий анализ результатов и работа по коррекции.




Выполнение любой диагностической работы, в том числе ВПР, обычно вызывает у учащихся различные затруднения. Так, например, при написании работы учащийся может столкнуться с незнакомым для него типом задания, что может помешать его выполнению. Важным способом предупреждения и преодоления возможных затруднений выступает целенаправленная подготовка к ВПР на уроках или на внеурочных занятиях.

Рассмотрим особенности организации подготовки к ВПР по математике в 5–6 классах. Программа по математике в этих классах опирается на знания и умения, полученные учащимися в начальной школе, и обеспечивает пропедевтику изучения основных тем систематического курса алгебры и геометрии. Подготовка к ВПР, на наш взгляд, должна начинаться с анализа структуры данной работы учителем. Необходимо в каждом классе выделить основные типы заданий, включенные в ВПР. Так, например, в 5 классе можно выделить следующие типы заданий:

1) задания, выявляющие умения работать с понятием натурального числа;

2) задания, выявляющие умения работать с понятием обыкновенно дроби;

3) задания, выявляющие умения работать с понятием десятичной дроби;

4) задания, выявляющие умения решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;

5) задания, выявляющие умения выполнять действия с рациональными числами и др. Также важно в каждом из основных типов заданий выделить подгруппы задач, т. е. всевозможные вариации заданий данных типов, которые отражены в официальных демоверсиях ВПР, различных сборниках. Например, к заданиям, выявляющим умения работать с понятием натурального числа, можно отнести следующие задачи:

1) задание на нахождение остатка от деления двух данных чисел; 2) задание на нахождение делимого, если известны данные о делителе, частном и остатке;

2) задание на нахождение наибольшего (наименьшего), однозначного (многозначного) числа, делящегося на заданное число;

3) задание на нахождение многозначного числа, большего (меньшего) данного числа и делящегося (не делящегося) на него;

4) задание на нахождение НОД (НОК) нескольких чисел.

Следующий этап подготовки — анализ различных УМК с целью выявления заданий, соответствующих выделенным типам заданий ВПР, а также способов их решения . Необходимо рассмотреть учебники разных авторов, рабочие тетради и дидактические материалы, поскольку, как показывает опыт, не всегда все типы заданий отражены в одном учебном пособии.

Третий этап подготовки заключается в планировании процесса подготовки к ВПР (текущая подготовка, тематическая подготовка, итоговая подготовка). Текущая подготовка происходит при изучении определенной темы, по которой в ВПР имеется задание.

При организации такого урока предлагаются следующие этапы:

Организовать выделение учащимися ситуаций в определенном задании.

Разработать способы отработки ситуаций в задании.

Организовать работу учащихся по преодолению трудностей. Тематическое подготовка обеспечивает усвоение целой системы понятий и умений, изучаемых в течении определенного промежутка времени. Оно включает обобщение знаний по целому разделу и охватывает несколько заданий из ВПР.

Для организации тематического обобщения предлагается:

Выделить номера, которые будут включены в повторение той или иной темы.

Организовать повторение теоретического материал темы.

Организовать индивидуальную работу по карточкам базового или повышенного уровня.

Итоговая подготовка подразумевает решение целых вариантов ВПР.

Четвертый шаг, который непосредственно связан с предыдущим, — это отбор задачного материала , который будет предложен учащимся. Необходимо составить подборку задач различной сложности для каждого этапа подготовки.

Следующий этап заключается в непосредственной разработке способов организации работы учащихся по решению заданий выделенных типов . Работу с каждым заданием рекомендуем начинать с выделения алгоритма его решения.

После рассмотрения алгоритма его необходимо отработать на блоке отобранных заданий для того, чтобы учащиеся смогли усвоить способ решения и успешно справиться с данным типом задания при выполнении ВПР. Таким образом, подготовка к ВПР необходима для того, чтобы учащиеся смогли не только увидеть примеры заданий, но и выделить способы их решений, а также усвоить их при решении основных типов задач, что позволяет предупредить возможные затруднения.

Перечислим основные этапы подготовки к ВПР, которые были выделены нами:

1. Анализ структуры ВПР с целью выделения основных типов заданий.

2. Анализ различных УМК с целью выявления заданий, соответствующих выделенным типам заданий ВПР, а также способов их решения.

3. Планирование процесса подготовки к ВПР (текущая подготовка тематическая подготовка, итоговая подготовка).

4. Отбор задачного материала для отработки умений.

5.Отработка способов решения заданий выделенных типов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!