Организация социокультурной среды в детском саду
Социокультурная среда – это совокупность условий и влияний на ребенка. Это среда возможностей формирования личности ребенка. С одной стороны, это пространство для развития и самоопределения ребенка, а другой стороны – это педагогические воздействия, направленные на развитие личности ребенка.
Социокультурная среда дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура), а с другой стороны социокультурную среду можно рассматривать как сферу педагогических влияний, направленных на развитие и личности ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, социокультурная среда ДОУ - это целостное единство, происходящих в нем социокультурных событий, значимых для детей, педагогов, родителей, это и взаимосвязь с другими учреждениями воспитания в микросоциуме. Условия социокультурной среды:
Социальные (это непосредственное окружение ребенка, т.е. семья, групповой коллектив, воспитатели, а также случайные контакты)
Культурные
Собственный потенциал ребенка (проявление индивидуальных возможностей каждого ребенка)
Компоненты социокультурной среды:
Предметное наполнение. Оно должно обязательно быть стимулирующим, т.е. должно стимулировать ребенка к деятельности и обеспечивать самореализацию. Предметное наполнение должно обеспечить детям разнообразие социокультурных впечатлений, это означает, что в предметах, вещах, которые окружают, должны отражаться знания, умения и навыки, которые накоплены человечеством.
Деятельностный компонент. Это социокультурные события значимые как для детей, так и для родителей и педагогов. Например, всевозможные праздники, проекты, экскурсии.
Эмоциональный компонент. Для того чтобы дошкольники были заинтересованы в восприятии и познании нового, необходимо создавать вокруг них положительный эмоциональный климат. Подбирать такие средства, которые позволят не только заинтересовать ребенка, но и затронуть его эмоции. Такая атмосфера эмоционального комфорта в процессе деятельности будет способствовать поддержанию положительных эмоций, веру в свои возможности, развивать любопытство к новым знаниям.
Хочу остановиться на социокультурных практиках
С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики в образовательном процессе идут по двум направлениям:
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность.
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Культурные практики создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:
самопознанию — «Узнай себя»
самоопределению – «Выбирай себя»
самореализации – «Проявляй себя»
саморегуляции – «Контролируй себя»
совместной деятельности с другими – «Действуй совместно».
Я хочу немного остановиться на предметном компоненте социокультурной среды, так планируется создание мини-музея, который будет состоять из двух залов. В одном из них будут представлены предметы быта старины, где отражаются знания, умения и навыки, накопленные человечеством, а другой зал – будет посвящен военной тематике, где можно узнать о боевом прошлом нашего региона. Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Экспозиции «комнаты старины» дают представления о жизни курян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах, получат знания о культуре Курских праздников, ярмарках, о песенном творчестве.
С учетом возрастных особенностей детей в мини-музее можно будет проводить занятия, мероприятия, делать вставки, приуроченные к народным праздникам, приводить детей на экскурсии. Это будет способствовать социальному развитию ребенка, приобщению к культурным ценностям и традициям.
В нашей группе тоже планируется создать «Уголок старинных вещей». Это поможет расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с народной культурой, поможет найти словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, т.к. многие реалии которых давно ушли из жизни городских детей, но и их родителей. Например, «Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой закрыл». На какую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем садиться? Или, например, в сказках К.И. Чуковского тоже можно встретить непонятные детям слова. Откуда, например, в маминой спальне «умывальник», зачем ему « медный таз»? Т.е. и мини-музей народного быта и «уголок старины в группе» - это как «машина времени», где дети с воспитателем могут совершить увлекательное путешествие, чем вызвать интерес и любознательность к историческому прошлому малой родины.
Таким образом, в образовательном процессе социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.