Организация УВП для категории учащихся ЗПР (ОВЗ) -5 класс
- Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ, в образовательной организации должны создаваться специальные образовательные условия, соответствующие особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ (ст. 79. П.3 Закона об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ).
Совокупность специальных образовательных условий позволяет реализовать единую образовательную и социокультурную среду образовательной организации, основанную на обеспечении доступности и вариативности образования обучающихся с ЗПР. Для этого система специальных образовательных условий в образовательной организации должна соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР подросткового возраста и обеспечивать дифференцированный психолого-педагогический подход к образованию обучающихся.
Адаптированная основная образовательная программа основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(далее –ПАООП ООО обучающихся с ЗПР) должна быть разработана в
соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер 64101) (далее – ФГОС ООО), предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, Примерной
основной образовательной программой основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР),
Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО
от 02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Целевой раздел АООП включает:
пояснительную записку;
цели и задачи реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР;
принципы и подходы к формированию АООП ООО обучающихся с ЗПР;
планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО
обучающихся с ЗПР.
Содержательный раздел АООП определяет общее содержание основного общего
образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов:
рабочие программы отдельных учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
ЗПР;
программу воспитания обучающихся с ЗПР, разработанную на
основе Примерной программы воспитания (одобренной решением ФУМО по
общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20));
Организационный раздел АООП включает:
учебный план;
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы;
систему специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР,
включая общесистемные требования, требования к материально-
техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к
кадровым, психолого-педагогическим, финансовым условиям.
Целями реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР являются:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, как академических, так и социальных (жизненных), определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия адаптированной основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ЗПР;
установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала образовательной организации,
инклюзивного подхода в образовании, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами, в том числе, с центрами психолого-педагогической и социальной помощи, социальноориентированными общественными организациями;
выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
организацию творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
участие обучающихся c ЗПР, их родителей (законных представителей),педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной инклюзивной социальной среды, школьного уклада;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасности
Принципы формирования и механизмы реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие личности обучающегося с ЗПР, его активной учебно-познавательной деятельности на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; формирование готовности обучающегося с ЗПР к саморазвитию и дальнейшему обучению;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся с ЗПР;
учет индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса на уровне основного общего образования и определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей и подростков с ЗПР;
преемственность адаптированных основных образовательных программ для
обучающихся с ЗПР, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в
отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях удовлетворения особых образовательных потребностей, обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;
принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий
направленность учебного процесса на достижение обучающимися с ЗПР
личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение
образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и
психическому здоровью обучающихся с ЗПР, приведение объема учебной
нагрузки в соответствие с требованиям СанПиН РФ.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности:
потребность в адаптации и дифференцированном подходе к отбору содержания программного материала учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования;
включение коррекционно-развивающего компонента в процесс обучения при реализации образовательных программ основного общего образования с учетом преемственности уровней начального и основного общего образования;
развитие и коррекция приемов мыслительной деятельности и логических действий, составляющих основу логических мыслительных операций, расширение метапредметных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих процесс освоения программного материала;
применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций (использование «пошаговости» при предъявлении учебного материала, при решении практико-ориентированных задач и жизненных ситуаций; применение алгоритмов, дополнительной визуальной поддержки, опорных схем при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; разносторонняя проработка учебного материала, закрепление навыков и компетенций применительно к различным жизненным ситуациям; увеличение доли практико-ориентированного материала, связанного с жизненным опытом подростка; разнообразие и
вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях усвоения и переработки информации и т.д.);
организация образовательного пространства, рабочего места, временной организации образовательной среды с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающегося с ЗПР (индивидуальное проектирование образовательной среды с учетом повышенной истощаемости и быстрой утомляемости в процессе интеллектуальной деятельности, сниженной работоспособности, сниженной произвольной регуляции, неустойчивости произвольного внимания, сниженного объема памяти и пониженной точности воспроизведения);
специальная помощь в развитии осознанной саморегуляции деятельности и поведения, в осознании возникающих трудностей в коммуникативных ситуациях, использовании приемов эмоциональной саморегуляции, в побуждении запрашивать помощь взрослого в затруднительных социальных ситуациях; целенаправленное развитие социального взаимодействии обучающихся с ЗПР;
учет функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.);
стимулирование к осознанию и осмыслению, упорядочиванию усваиваемых на уроках знаний и умений, к применению усвоенных компетенций в повседневной жизни; формирование читательской культуры;
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями ФКОУ «СОШ ГУФСИН России по Свердловской области». Специальные методы и приемы работы педагога
Особые образовательные потребности
Методы и приемы работы
Потребность в индивидуализации содержания программы
- упрощение тем в изучаемом предмете и сок ращение объема объясняемого на уроке материала;
Потребность в формировании социальных (жизненных) компетенций
- дробление заданий на небольшие части, дозированное их предъявление;
- использование специальных заданий на поиск изучаемого явления в повседневной жизни, приведение наглядных примеров;
- контроль выполнения каждой части работы, дополнительное разъяснение и внесение необходимых корректировок на каждом этапе.
- задания в рамках учебной дисциплины, связанные с освоением социальных или бытовых навыков;
- занятия в рамках внеурочной деятельности, связанные с освоением правил поведения и правил общения.
Потребность в упрощенных способах подачи учебного материала
предъявление учебного материала с опорой на натуральные предметы, иллюстрации, видеофрагменты;
- отказ от многоступенчатых инструкций, разбивка инструкции на части, последовательное их предъявление;
- использование четких, конкретных инструкций, исключение из речи педагога вводных оборотов
Развитие УУД и метапредметных компетенций
Особые образовательные потребности
Методы и приемы работы
Потребность в освоении навыков организации рабочего места
- использование специальных карточек-инструкций по организации рабочего места;
Потребность ориентироваться в источниках информации
- использование карточек-инструкций (алгоритмов) по этапам подготовки к отдельным учебным предметам.
- использование разметки в тексте учебника, справочника: подчеркивание, выделение нужного фрагмента;
Потребность в освоении правил работы в тетради
- развитие понимания значков и символов в учебнике, на указателях в помещении класса, школы, на улице.
- обучение соблюдению орфографического режима в тетради;
- дополнительная разметка в тетради, с целью выделения рабочей части, места выполнения задания.
Организация образовательного пространства
Особые образовательные потребности
Методы и приемы работы
Потребность в специально организованной среде
- расположение предметов в пространстве класса и рабочего места ребенка так, чтобы был хороший обзор;
Потребность в физической, сенсорной, эмоциональной разгрузке
- посадка ребенка с учетом его психофизических особенностей: посередине класса, справа или слева от доски;
- частая смена позы во время урока при нарастании тонуса или дополнительные динамические паузы;
- подставки, магниты, лента для закрепления на поверхности стола книги, тетради, альбома;
- чередование умственных и двигательных нагрузок с целью профилактики психического истощения;
- специальные разделители и накладки на страницах книги, тетради.
- учет индивидуального темпа работы и ресурсных ограничений ребенка при выполнении учебных заданий;
- организация двигательного режима на переменах для предупреждения нарастания утомления.
Применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций.
Биология.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления , без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числе лабораторным) работам, организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации . Поскольку предмет «Биология» обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их поисковой активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала, в том числе специальной актуализации знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск «поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать основой для их дальнейшего совершенствования.
УПРАЖНЕНИЕ « РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ».
Цель: Коррекция и формирование словесно- логического мышления, развитие коррекция умений ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Задание: зачитывается учителем ( раздает каточки с написанным перечнем или рисунками) перечень названий объектов, ученик должен постараться разделить эти слова на группы.
В перечне слов может быть 1,2 или 3 группы- не больше, иначе ребенок может запутаться.
Например: окунь, подберезовик, лиственница, лещ, осина, рябина, сыроежки, маслята, щука и тп…
УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ»
Цель: коррекция и развитие ассоциативного мышления. Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.
Задание: ученикам предлагается несколько слов ( термины, названия объектов и др.), они должны привести как можно больше ассоциаций, связанных с этим словом, которые придут им на ум при чтении данных слов.
ТЕМА : СЕЛЬХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
СЛОВО
Картофель
АССОЦИАЦИИ
Томат
Клубень, урожай, Пасленовые, пюре, крахмал
Сочный, круглый, красный, пасленовые,теплица,помидор, кетчуп
Пшеница
Хлеб, мука, колос,Злаки, зерновка, твердая
Использование знаковых средств при организации познавательной деятельности. Задание: какие правила устанавливают, изображенные на рисунке знаки? Озвучьте эти правила. И назовите места, где можно встретить эти знаки.
План работы по методической теме:
«Организация УВП для обучающихся категории ЗПР -5 класс»
1.Создание АООП для обучающихся с ЗПР (5 класс) по предметам
(1 четверть 2022г);
2. Применение специальных методов и приемов, средств обучения в УВП с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций и создание банка заданий по предметам для обучающихся с ЗПР – 5 класс
(презентация заданий на совещании – декабрь 2022).