СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР"»

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

3. Индивидуальный подход.

4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7. Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя.

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.



С целью адаптации объема и характера учебного ма­териала к познавательным возможностям учащейся систему изучения того или иного раздела программы по русскому языку приходится значитель­но детализировать: учебный материал преподношу небольшими пор­циями, усложняю постепенно, применяю способы облегчения трудных заданий, такие как:

  • дополнительные наводящие вопросы;

  • наглядность

  • приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения учебных задач;

  • помощь в выполнении определенных операций;

Для предупреждения быстрой утомляемости или ее снятия переключаю с одного вида деятельности на другой, использую здоровье-сберегающие технологии, приучаю внимательно слушать инструкцию, пы­таться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, использую следующий прием: ребенок выкладывает палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.

А сейчас хочу представить вашему вниманию некоторые методы и приемы, которые использую в своей работе.

Программой начального обучения по русскому языку для каждого года обучения предусмотрено усвоение ряда слов, правописание которых расходится с произношением и не проверяется правилами орфографии (так называемые слова из словаря). Прочное усвоение их написания достигается путём частого употребления этих слов.

Слайд 6

Начиная работу с 1 класса, я:

* группирую слова по темам, например: «Животные», «Растения», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и т.д.;

* игра «Шифровка»

*соотношу слово с предметной картинкой;

* выделяю в написанном слове «опасные места» другим цветом;

Слайд 7 - 11

Со 2 – 4 класс работа усложняется.

Правильность написания слов в устной форме устанавливается при помощи сигнальных карточек, а также сопровождается устным комментированием, орфографическим произношением.

В письменной проверке использую эти слова:

*для фонетического разбора;

*для составления рифмовок, предложений, словосочетаний;

использую такие приемы:

напиши отгадку на загадку;

*игры: «Слова, которые начинаются на букву…а….б», «Первый слог потерялся», «Цепочка слов»;

решение ребусов, кроссвордов;

Подбор и запись однокоренных слов и синонимов

выборочный диктант, ответы на вопросы;

*допиши предложения;

Слайд 12

«Корректурная проба». Цель: развивать устойчивость, сосредоточенность, объём, переключения и распределения внимания. Ребёнку предлагается работа с таблицей,

Инструкция. По сигналу «Начинай!» зачёркивай все встречающиеся буквы «к» и «р». Через каждую минуту по сигналу «Стоп!» ставь вертикальную черту у буквы, у которой застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.

Слайд 13

«Пары слов». Цель: Развитие памяти.

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются только первые слова из каждой пары.

Инструкция. Во время зачитывания первого слова каждой пары старайся запомнить второе. Запиши пары слов, которые запомнил.


Слайд 14

«Исправь ошибки». Цель: развивать уровень устойчивости внимания. (5 минут)


Слайд 15

«Морфологическая шарада». Повторяем состав слова.

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)


Слайд 16

«Слова – перевёртыши»

Цель: развитие произвольности внимания.

Инструкция: перепиши без ошибок зашифрованные слова, в затем расшифруй их.

Ирм, аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, тёломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.


Слайд 17-18

При прохождении темы «Антонимы, синонимы» выполняли следующие задания:

Подберите к словам слова-«приятели» (синонимы).
здание боец

торопиться лошадь

смелый раньше

прежде дом

конь спешить

солдат храбрый



Выберите из трех слов два слова-«неприятели» (антонимы).
Друг, печаль, враг, высокий, большой, низкий, говорить, идти, молчать, ночь, сутки, день.

Слайд 19

В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, основанные на кинезиологии. Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси. Все эти системы основаны на основах кинезиологии: специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Слайд 20 - 25

«Уши». Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

«Фонарики», «Лягушка». Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Лезгинка». Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

«Ухо –хлопок - нос». Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Слайд 26

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 27 Всем известная фраза

Слайд 28

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. 

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Этапы работы с мнемотаблицами.

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста. С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти;

  • развитие связной речи.



Слайд 29

Этапы работы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. 
3 этап: Пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

- Попытаемся перекодировать информацию и прочитать, что здесь написано. Определите жанр прочитанного.

Это загадка: «Мухи белые летели и на крышу мухи сели» (Ответ: Снег)

На начальном этапе я предлагала готовую план – схему. В дальнейшем, уяснив правила работы с мнемотаблицей, ребенок создавал свои схемы. Сначала работали с загадками, составляя мнемодорожку. Затем перешли к составлению мнемотаблиц, которые помогают при пересказе текста (уроки развития речи)

Слайд 30

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

З.Александрова «Снежок»

(В сокращении)

Снежок порхает, кружится,

на улицах бело,

и превратились лужицы,

в прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

сегодня – посмотри:

как розовые яблоки,

на ветках снегири.


Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?

(Ответ: Февраль)

Третья группа – составление мнемотаблицы по рассказу:

«Весна»

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов таят сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Четвертая группа – составление «СИНКВЕЙНа» по нашей теме.

(В переводе с французского, синквейн – стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая

отношение к данной теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.)

«Синквейн» (4 группа).

«Мнемотехника

Творческая, интересная

Развивает, облегчает, содействует

Система методов и приемов

Память»

3. Подведение итогов, рефлексия

Уважаемые коллеги, очень хочется получить от Вас обратную связь: попрошу вас выразить своё мнение о нашей сегодняшней работе в рамках мастер-классов. Спасибо, уважаемые коллеги, за работу! Желаю вам творческих успехов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!