СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Осуществление индивидуального подхода в процессе реализации курса коррекционной технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществление индивидуального подхода в процессе реализации курса коррекционной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Осуществление индивидуального подхода в процессе реализации курса коррекционной технологии»»

«Осуществление индивидуального подхода в процессе реализации курса

коррекционной технологии»


Индивидуальный подход в обучении — педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его лич­ности и условий жизни.

Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта.

Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины из­учения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все сторо­ны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.

В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим поня­тием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с раз­личными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здо­ровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специ­фику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным откло­нением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характер­ные особенности психического и физического развития.

Дети с отклонениями развития нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,

-состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы

- возрастные и индивидуальные особенности детей,

- создание усло­вий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.

- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

- тип темперамента.

Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым ребенком. Для некоторых категорий детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

  • комплексе коррекционно-образовательной работы, проводимой учителями-дефектологами с умственно отсталыми школьниками, особое место принадлежит индивидуальным занятиям. Только в том случае, если дефектолог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, видит лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подбирает действенные методические приемы для их максимального преодоления и сглаживания, можно говорить об эффективности индивидуальной коррекционной работы, признать ее ценность и необходимость. Когда индивидуальные занятия проводятся шаблонно, в них отсутствует подлинно индивидуальный подход к ребенку. В этом случае они едва ли оправданы, так как не могут способствовать коррекции дефекта развития школьников с ОВЗ.

Для того чтобы индивидуальная работа с умственно отсталыми школьниками давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых в ходе обучения на фронтальных занятиях, она должна обязательно строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития.

Начальным этапом в организации и проведении индивидуальной работы с умственно отсталыми школьником является его всестороннее обследование. Оно проводится при поступлении ребенка в школу и направлено на выявление уровня развития восприятия, памяти, внимания, умения осуществлять простейшие мыслительные операции.

Сущность индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в образовательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

В коррекционной школе индивидуальный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обусловлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” относятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.

Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются:

  • создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно – развивающей работы ( каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием);

  • социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом);

  • формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;

  • коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой);

  • учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Принципы индивидуальной работы:

  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик»;

  • уважение самооценки личности ученика;

  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

  • принцип развивающего обучения;

Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Перед учителем-дефектологом всегда стоит задача: в каждом занятии определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуальной и групповой работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности. Задания можно разделить на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную. Для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в работу, поощрение успехов. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к деятельности.

Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть система работы, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффективные подходы в каждом случае для каждого ребенка.

Таким образом, коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, воспитания, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков, индивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!