СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Патриотическое воспитание школьников"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему патриотического воспитания на основе методических рекомендаций "Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации" 2022 г. изданного Роспатриотцентром.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Патриотическое воспитание школьников"»

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»












Доклад на педагогический совет на тему:

«Патриотическое воспитание школьников»

















Подготовила:

учитель высшей

квалификационной категории

Круглова А.Ю.




2024 г.


Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание на всем протяжении российской истории находится в поле зрения государства, приобретая особое значение в периоды внутренних и международных кризисов. Современная реальность изобилует вызовами, эффективно противостоять которым может только сплоченное российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие своей страны.

Обострение внешнеполитических проблем, усиление межгосударственных противоречий, экономическая нестабильность, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей – все это требует оперативного и адекватного реагирования со стороны системы патриотического воспитания. Патриотическому воспитанию необходимо отвечать задачам дальнейшего укрепления российской государственности и консолидации общества, обеспечивать идейную и идеологическую основу наращиванию экономической и политической мощи России.

Патриот – человек, который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить своей деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов. Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине, уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, осознанную готовность человека связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во благо Родины, народа, государства.

С 2000-х гг. в России наблюдается планомерный рост внимания государства и общества к вопросам формирования патриотизма и развития патриотической культуры населения.

По результатам социологического исследования Всероссийского центра исследований общественного мнения в 2022 году большинство россиян декларируют, что они являются патриотами своей страны (92%), безусловными патриотами себя считают 54% граждан, что стало максимальным значением с 2000 года. Доля лиц, не относящих себя к патриотам, составляет 5%. При этом, наблюдается рост деятельностного патриотизма: за 20 лет выросла с 35% до 50% доля тех, кто считает, что быть патриотом – это работать и действовать во благо страны.

Статистика показывает, что, несмотря на позитивные тенденции, патриотическое воспитание граждан остается первостепенной задачей государства и общества, а развитие патриотизма, гражданственности и формирование патриотической культуры в молодежной среде становится стратегическим приоритетом национальной безопасности России.

При всей устойчивости в системе патриотического воспитания фиксируется и ряд сложностей. Патриотическое воспитание граждан носит надотраслевой характер. За текущий период в России нет единого государственного органа, ответственного за разработку, координацию и реализацию политики в области развития патриотизма. Есть также кадровая проблема.

Сфера патриотического воспитания нуждается в формировании единой, системной и современной методической базы. В настоящий момент не существует проверенного ресурса, который содержал бы апробированные и одобренные методические материалы по патриотическому воспитанию. Существующие методические продукты разрознены и построены, зачастую, на устаревших методиках, не учитывающих поколенческих особенностей и условий быстро меняющейся информационной среды. Отсутствие в прямом доступе качественных воспитательных технологий приводит к тому, что в патриотическом воспитании встречаются малоэффективные формы работы с населением: навязчивые, излишне прямолинейные или формальные, преобладает событийный подход, когда мероприятия не складываются в систему, а просто следуют календарю праздничных дат.

На текущий период в системе патриотического воспитания распространен определенный перекос в сторону военно-патриотического направления. Воспитание патриотов строится не столько на гражданском просвещении, устремленности в будущее и готовности разделить ответственность за него, сколько на гордости военными победами прошлого и военной героике. Однополярность в воспитании патриотизма сужает методологическое поле патриотической работы и исключает из патриотической работы часть социально-демографических групп, например, тех, кто в силу возраста, пола, состояния здоровья, мировоззрения не может защищать Родину с оружием в руках.

Перечисленные тенденции формируют современный облик системы патриотического воспитания – многокомпонентной и динамично развивающейся сферы, требующей волевых политических решений и слаженной работы всех участников.

Патриотическое воспитание представляет собой многоплановую, масштабную и постоянно осуществляемую деятельность. ȁно обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни.

Выделяется несколько основных направлений патриотического воспитания: 1.)духовно-нравственное воспитание – система мер, направленная на формирование и развитие у человека духовно-нравственных ценностей и качеств, основанных на традиционной для России и ее народов культуре и определяющих его отношение к Родине, обществу, коллективу, людям, семье, к труду, своим обязанностям и к самому себе, таких как чувство долга, справедливости, патриотизм, честность, верность, порядочность, отзывчивость, толерантность, ответственность, готовность к самоотдаче и помощи нуждающимся;

2.)историко-культурное воспитание – системная деятельность по углублению знаний об истории российской государственности и ее переломных моментах, исторических и культурных вехах, ратных подвигах, научных, культурных, экономических;

3.)гражданско-патриотическое воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, обладающей высокой гражданской культурой, которая осознает свои гражданские права и обязанности, разделяет ответственность за происходящее в стране и обществе, демонстрирует гражданскую и социальную активность, участвует в решении местных вопросов и национальных задач, системно исполняет гражданский долг, добросовестно трудится на благо Отечества, знает и соблюдает законы, нормы и правила человеческого общежития, уважает государство и его символы;

4.)военно-патриотическое воспитание – многоплановая систематическая деятельность, направленная на формирование физической и моральной готовности граждан к военной службе и защите Отечества, развитие необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других силовых ведомств и органов государственной безопасности, популяризацию военной службы, продвижение высоких идеалов и примеров воинского служения Родине.

Грани патриотизма

В современной системе патриотического воспитания выделены 10 граней патриотизма, которые позволяют формировать и проявлять патриотическую культуру: педагогика, культура, медиа, служение Отечеству, спорт, наука, семья, история, экология, добровольчество1.

Каждая из граней по-своему преломляет патриотизм и содержит инструменты для развития личности гражданина и патриота на любом жизненном этапе.

  1. Педагогика. Педагогика как наука о воспитании и обучении человека служит мощным инструментом формирования патриотизма. Патриотические ценности максимально естественно встраиваются в систему преподавания по каждому предмету в школе будь то история, чтение , география, предметы естественно-научного или технического цикла. Также легко патриотический компонент интегрируется в кружковую или досуговую деятельность. На каждом занятии педагог может делиться с учащимися знаниями о природных богатствах России, знакомить с шедеврами культуры, показывать достижения страны в различных областях, вклад в развитие мировой науки и техники, роль в истории или по-другому подчеркивать неповторимость и красоту родной земли и ее народа. Важную роль в становлении патриотического сознания играет школьный курс отечественной истории, побуждающий человека воспринимать историю страны как «свою», то есть идентифицировать себя как наследника и продолжателя определенной традиции. Кроме того, педагог может воспитывать патриотизм своим примером, своим патриотическим поведением и отношением к Родине. При этом, педагогика может быть и областью проявления патриотизма. Выбирая педагогическое поприще, человек выбирает служение обществу, труд во имя завтрашнего дня. Его задача – зародить в детях интерес к познанию, который будет сопровождать их всю жизнь и сам станет свидетельством стремления к саморазвитию ради лучшего будущего.


  1. Культура. Культура – самый широкий канал распространения патриотической идеологии. Изучение культуры и погружение в нее – один из эффективных способов пробудить чувство любви к Родине.Основу культуры каждой страны составляют духовные ценности ее народов. Именно воспринятые с детства традиции, обычаи, устои влияют на любовь и привязанность человека к малой родине, желание сделать мир вокруг себя лучше. Культура служит инструментом познания прошлого или настоящего, его осмысления и воспроизведения чувств, заложенных создателями культурных ценностей, тем самым обеспечивая передачу памяти поколений, их стремлений и идеалов. Культура – в лице лучших ее произведений – задает ролевые модели, определяет образ мыслей и поведение человека. Музыка, архитектура, литература, кино, живопись, театр, танцы формируют в человеке чувство прекрасного, позитивное отношение к окружающему, способность к сопереживанию, стремление делиться эмоциями. Культурные достижения – как уже всемирно известные произведения и деятели, так и современные, вдохновляют, вызывают чувство гордости за свою страну, дают понимание, что без культурного наследия твоей Родины мир был бы духовно беднее.

  2. Медиа. Медиа ежедневно воздействуют на человека и выступают одним из ведущих механизмов формирования мировоззрения. Средства массовой информации, социальные медиа и блоги дают возможность донесения сообщений до широких слоев населения. В условиях наступления эры всеобщей информатизации, стирания границ и облегчения доступа к источникам информации самого разного уровня значительно возросла ответственность СМИ, социальных медиа и блогов за транслируемую информацию. распространяя патриотический и просто позитивный контент, медиа становятся инструментом патриотического воспитания. Медиа формируют у обывателя образ мира, в котором он живет, внедряют ценности, позитивные образы и модели поведения, влияют на общественное мнение по важнейшим государственным общественно-политическим вопросам. Важно, чтобы информация, которую преподносят СМИ, имела патриотическую направленность и призывала население страны к консолидации и единению вокруг общегосударственных задач, а не разобщению. Необходимо, чтобы медиа демонстрировали достижения страны, ее сильные стороны, но делали это корректно и объективно. При этом, любой человек может сам быть источником патриотического контента: публиковать в социальных сетях информацию о положительных переменах, социальных инициативах, добрых поступках, свершениях отдельных людей и всего государства, вести патриотический блог или канал, участвовать в патриотических онлайн-акциях.

  3. Семья. Особое место в вопросах патриотического воспитания отведено семье. Семья выступает оплотом патриотизма и самым первым институтом его формирования. Именно внутри семьи происходит первичная передача ценностей и культурного опыта, которые принимает личность. В семье начинается осознание себя, постижение своего места в этом мире, в ней прививается любовь к близким, родному дому, малой родине и к стране, в которой родился. В семье мы узнаем, что такое Родина, впервые знакомимся с ее историей и культурой, слышим рассказы представителей старшего поколения о земле, на которой они выросли, о том, что дала им родная страна. История семьи, родовое древо демонстрирует нам связь поколений и нашу связь с Россией. Возможные технологии применения грани в планировании и реализации проектов и программ патриотического воспитания:

−пропаганда семейных ценностей, поддержка семьи и родительства не только со стороны государства, но и со стороны работодателей, общества, формирование правильного отношения к семье;

−создание контента для родителей и детей по развитию основ патриотической культуры и семейному воспитанию;

−проведение конкурсов семейных историй;

−развитие интереса к генеалогическим изысканиям и изучению истории собственной семьи;

−развитие форм семейного досуга, семейного волонтерства;

−широкое празднование Дня семьи, любви и верности, транслирование примера святых Петра и Февронии, ставших образцом супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья.

  1. История. «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» – утверждал российский историк Василий Ключевский. Сохранение истории и передача ее от поколения к поколению является ключевой задачей и, одновременно, эффективной технологией патриотического воспитания. История служит источником гордости за великие свершения предков, показывает огромное количество примеров беззаветного служения ȁтечеству, героизма, выдающихся деяний соотечественников. История способствует осознанию собственной связи с Родиной, пониманию и принятию своих корней. Хорошее знание истории своей страны, умение оперировать историческими сведениями отличает патриота и является одним из категориальных признаков патриотизма.

Возможные технологии применения грани в планировании и реализации проектов и программ патриотического воспитания: −углубление курса истории в школах, создание исторических спецкурсов в вузах и ссузах; −реализация проектов по изучению истории страны через историю своей семьи; −создание общероссийской платформы по координации работы школьных музеев; −проведение исследовательских конкурсов, поисковых работ по истории; −внедрение интерактивных форматов знакомства с историческими фактами: квестов, квизов, компьютерных игр, использование цифровых технологий, мультимедиа, дополненной реальности в музейных экспозициях; −развитие проекта «Ȃушкинская карта», создание аналогичных туристических проектов с посещением Золотого кольца ȃоссии, городовгероев, других значимых историко-культурных мест; −создание социальных программ молодежного историко-культурного туризма; −развитие поисковой и археологической работы, направленной на вовлечение школьников и студентов в деятельностное изучение истории; −развитие архивного волонтерства; −проведение фестивалей исторической реконструкции, организация волонтерских кампусов по восстановлению культурного наследия.

  1. Служение Отечеству – одна из базовых граней патриотизма. Самоотверженность, преданность Родине, готовность защищать ее не словом, а делом – важнейшие качества патриота. Традиционно служение Отечеству понимается как служба в рядах Вооруженных Сил, других силовых структур, реже – как государственная служба. Такая позиция объяснима, ведь готовность пожертвовать своей жизнью, своими интересами ради Родины особенно проявлена в силовых профессиях. Армия, служба должны быть уважаемы, престижны и почетны, должны поддерживаться государством и обществом. Вместе с тем, не обязательно служить в армии, чтобы служить Отечеству. Мы все должны служить Отечеству: человек на своем месте должен максимально помнить об интересах страны, демонстрировать высокий профессионализм и вовлеченность. Это касается любых гражданских профессий: врачей, учителей, журналистов, ученых, электриков, строителей, продавцов и уборщиц. Если каждый будет делать свое дело по совести, будет сфокусирован на развитии родного края, на решении социальных проблем и повышении общего качества жизни на малой родине и в стране, то жизнь значительно улучшится и будет больше поводов для патриотических чувств и настроений. Поэтому важно воспитывать в детях не только стремление к финансовому благосостоянию, но и к моральному, духовному, которое сложно обрести без служения. Кроме того, служение Отечеству дает нам яркие примеры ратных и гражданских подвигов, совершенных из любви к Родине, которые могут вдохновлять граждан и становиться высокими ориентирами в патриотическом воспитании.

  2. Спорт. Спорт построен на философии здорового духа и здорового тела. Он культивирует здоровый образ жизни, что важно как с точки зрения национальной безопасности, так и с точки зрения благополучия отдельного гражданина. Здоровье, хорошие физические кондиции позволяют человеку строить свою жизнь в соответствии со своими интересами, помогать другим, а в случае необходимости – встать на защиту того, что ему дорого. Забота о своем теле продолжается в заботе о своем доме, о своем городе, о своей стране. При этом, достижения в спорте невозможны без трудолюбия, развития морально-волевых качеств: целеустремленности, самообладания, мужества, которые характерны для патриота. Спортивные соревнования служат площадками для демонстрации достижений государства, повышения престижа на международной арене. Спорт влияет на имидж государства в глазах граждан. масштабные спортивные события позволяют развивать инфраструктуру регионов, демонстрировать лучшие образцы российского гостеприимства, формируют у населения чувство гордости. Патриотические настроения находятся на пике в период проведения крупных спортивных мероприятий, таких как XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи 2014 года и Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года в России. Спорт как культурномассовое зрелище выступает инструментом консолидации граждан, «катализатором» патриотических чувств. Победы спортсменов воспринимаются как победы страны. Любое международное мероприятие сопровождается демонстрацией государственной символики – флагами, исполнением гимна, использованием формы в национальных цветах, тем самым сплачивая соотечественников чувством гордости за свою Родину. Спорт как проявление патриотизма прежде всего связан со спортом высших достижений, когда спортсмены представляют свою страну в международном пространстве, добывают ей спортивную славу. Не меньшим воспитательным потенциалом обладают биографии паралимпийцев, а также атлетов, которые пусть и не достигли вершин пьедесталов, но вопреки обстоятельствам не сдались, смогли преодолеть трудности и перебороть свою судьбу. История спорта дает массу примеров для подрастающего поколения, рассказывает о наших чемпионах и других великих спортсменах, за которыми хочется следовать и на которых хочется быть похожими. Помимо этого, важную роль в патриотическом воспитании может играть фигура тренера, который является для спортсмена значимым человеком, примером и авторитетом. Тренер может напрямую влиять на мировоззрение своего подопечного и его отношение к Родине.

  3. Экология. Забота о своей земле и ее природе – это забота о своей стране, бытовое проявление патриотизма. Не бросать мусор под ноги, осуществлять раздельный сбор отходов, покупать экологические товары, участвовать в экологических акциях, беречь животных и растения – все это свидетельство того, что человек любит землю, на которой живет. Землю, которую он принял от своих предков и которую должен будет передать своим потомкам. Россия – самая большая страна в мире с разнообразной флорой и фауной, заповедными территориями и захватывающими памятниками природы. Долина гейзеров, озеро Байкал, Курильские острова, Алтайские горы, Кунгурская пещера, Ленские столбы, Эльбрус и многие другие красивейшие места могут одним своим видом перевернуть сознание человека, показать ему в каком прекрасном мире он живет. Задача каждого человека – сохранить это богатство для себя и будущих поколений своим экологическим поведением, ответственным потреблением, своим трудом по устранению накопленного вреда природе, воспитанием экологической культуры в себе и в своих близких. При этом, гордость за нашу природу и ее красоты может быть эффективным инструментом патриотического воспитания. Следует отметить, что забота об экологии способствует развитию гражданской активности, ведь экологическая деятельность объединяет людей, вовлекает их в решение проблем местных сообществ и государственных задач.

  4. Наука. Наука играет важную роль в патриотическом воспитании граждан. Научные достижения страны определяют ее место на международной политической и экономической арене, служат основой для гордости ее научными открытиями. Научные разработки позволяют обеспечить безопасность государства, в том числе не только военную, но также продовольственную, безопасность жизни и здоровья населения. История отечественной науки изобилует открытиями мирового масштаба, которые изменили жизнь и определили современную реальность. Радио, лазер, телевидение, космонавтика были созданы российскими учеными. Именно развитие науки позволяет каждому гражданину страны пользоваться благами цивилизации. Ее достижения – результат труда высококвалифицированных ученых, дающий возможность гражданам жить лучше и чувствовать гордость за свое Отечество. Наука выступает областью проявления патриотизма. Перспективные ученые могут уехать в другую страну, чтобы продолжить свои исследования в более комфортных и выгодных условиях. Но они остаются и трудятся на благо своей Родины и ее народа. Маститые ученые основывают научные школы и делятся своими знаниями с молодежью, двигая вперед отечественную науку.

  5. Добровольчество. Добровольчество и патриотизм – стороны одного явления, заключенного в активной гражданской позиции и деятельной любви к родной земле, людям, обществу, природе. Добрая воля, желание помочь ближнему – это общечеловеческие ценности. В трудную минуту истории добровольцы шли на фронт, защищали и укрепляли рубежи страны, добровольцы сегодня участвуют в тушении пожаров, в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в гуманитарных операциях, ищут пропавших людей, помогают людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Во время ограничений, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции, добровольческие инициативы сплотили страну и позволили помочь миллионам нуждающихся. Добровольчество – социальный институт воспитания ответственности. Через добровольческую деятельность человек проявляет свое партнерское отношение к государству, в котором живет, разделяет с ним актуальные проблемы и задачи. Жертвуя свое время и силы, подчас рискуя жизнью, люди совершают добрые дела во имя благополучия и лучшего будущего. Волонтерство дает возможность выразить гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной бескорыстной деятельностью, направленной на реализацию собственных ценностей, что выступает важнейшим условием социализации и личностного развития человека. При этом, добровольчество способствует укреплению народной взаимопомощи, товарищества, доверия и солидарности, служит национальному единству. Волонтерство выступает мощным механизмом патриотического воспитания и, одновременно, его логичным результатом, когда уже сформирована потребность делать добро и личная ответственность за происходящее.


Очевидно, что в современных реалиях сфера патриотического воспитания продолжит укреплять свою значимость. Продолжится курс на осовременивание патриотического воспитания, внедрение новых форм и методов работы с детьми и молодежью.


1

Методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации»

2022 год, Роспатриотцентр

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!