ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа — интернат № 2»
Доклад
Педагогическая диагностика в специальной коррекционной школе –интернате.
Выполнила
Учитель
Сокольникова С.И.
2021г
Значение педагогической диагностики
Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Диагностика определяет условия, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого ученика.
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.
Функции диагностики
Педагогическая диагностика обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.
Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
информационную;
прогнозирующую;
оценочную;
развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребёнка, уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся, определять прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации и саморазвития личности на основе диагностики.
Задачи диагностики
Без диагностической деятельности немыслима гуманизация педагогического процесса, поскольку именно диагностика помогает выявить реальные достижения и проблемы ребенка и направить усилия педагога на поддержку достижений и решение проблем.
Всестороннее обследование учащегося должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.
Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие:
определить уровень развития ребёнка;
обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
увидеть норму и отклонение;
проанализировать полученные факты;
установить причины изменений;
выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики;
определить критерии эффективности и дать оценку воздействия коррекции.
Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании.
Методы диагностики
Отбирая диагностические методики, учитель должен учитывать возраст учащихся, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия.
Классификация методов диагностики:
Методы психодиагностики на основе наблюдения. Опросные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций и продуктов деятельности экспериментальные методы психодиагностики.
Средства диагностики:
методики строгоформализованные
методики малоформализованные.
Строгоформализованные методики:
тесты
опросники
методики проективной техники
психофизические методики.
Малоформализованные методики:
наблюдения
беседы, интервью
Анализ продуктов деятельности
Дефектологическое обследование
Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование, систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приёмов обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка.
Диагностическая работа дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются между специалистами и педагогами.
Дефектолог составляет дефектологическое представление на ребёнка. Оно включает в себя следующие пункты:
Сведения ребёнка об окружающем и о себе;
Восприятие цвета, формы, величины;
Восприятие времени и пространства;
Особенности внимания;
Особенности памяти;
Состояние речи;
Учебные знания, умения и навыки;
Эмоционально-волевая сфера и поведение, особенности деятельности;
Особенности мышления;
Состояние общей и мелкой моторики.
Необходимость педагогической диагностики
В федеральную целевую программу развития образования внесен специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который является базовым инструментом реализации их конституционных прав на образование, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.
Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют множественные дефекты, что создает определенные трудности при обучении. Они не умеют управлять своим поведением, мотивы, побуждающие к обучению, отсутствуют, имеются грубые нарушения речи. Трудно прогнозировать, сколько понадобится времени каждому отдельно взятому ребенку на овладение каким-либо навыком. Практика работы с данной категорией детей показывает, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа, тем она эффективнее. Для каждой категории детей требуется дифференциация образования, разработка вариантов индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих их возможностям и потребностям.
Поэтому перед педагогом специальной школы особенно остро возникает необходимость всесторонней педагогической диагностики каждого ученика.