СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: Педагогическая диагностика в специальной коррекционной школе –интернате.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Диагностика определяет условия, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого ученика. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад: Педагогическая диагностика в специальной коррекционной школе –интернате.»

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа — интернат № 2»












Доклад

Педагогическая диагностика в специальной коррекционной школе –интернате.











Выполнила

Учитель

Сокольникова С.И.













2021г

Значение педагогической диагностики

Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Диагностика определяет условия, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития. Организация таких условий предполагает глубокое знание психологических особенностей учеников, учет их недостатков и имеющихся потенциальных возможностей, а также определение условий, способствующих реализации положительных возможностей каждого ученика.

Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Педагогическая диагностика – это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.




Функции диагностики

Педагогическая диагностика обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

  • информационную;

  • прогнозирующую;

  • оценочную;

  • развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребёнка, уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся, определять прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации и саморазвития личности на основе диагностики.




Задачи диагностики

Без диагностической деятельности немыслима гуманизация педагогического процесса, поскольку именно диагностика помогает выявить реальные достижения и проблемы ребенка и направить усилия педагога на поддержку достижений и решение проблем.

Всестороннее обследование учащегося  должно включать в себя обследование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, состояния знаний, умений и навыков.

Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие:

  • определить уровень развития ребёнка;

  • обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

  • увидеть норму и отклонение;

  • проанализировать полученные факты;

  • установить причины изменений;

  • выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики;

  • определить критерии эффективности и дать оценку воздействия коррекции.

Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании.







Методы диагностики

Отбирая диагностические методики, учитель должен учитывать возраст учащихся, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия.

Классификация методов диагностики:

Методы психодиагностики на основе наблюдения. Опросные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций и продуктов деятельности экспериментальные методы психодиагностики.

Средства диагностики:

  • методики строгоформализованные

  • методики малоформализованные.

Строгоформализованные методики:

  • тесты

  • опросники

  • методики проективной техники

  • психофизические методики.

Малоформализованные методики:

  • наблюдения

  • беседы, интервью

Анализ продуктов деятельности





Дефектологическое обследование

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование, систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приёмов обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка.

Диагностическая работа дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются между специалистами и педагогами.

Дефектолог составляет дефектологическое представление на ребёнка. Оно включает в себя следующие пункты:

  • Сведения ребёнка об окружающем и о себе;

  • Восприятие цвета, формы, величины;

  • Восприятие времени и пространства;

  • Особенности внимания;

  • Особенности памяти;

  • Состояние речи;

  • Учебные знания, умения и навыки;

  • Эмоционально-волевая сфера и поведение, особенности деятельности;

  • Особенности мышления;

  • Состояние общей и мелкой моторики.



Необходимость педагогической диагностики

В федеральную целевую программу развития образования внесен специальный Федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который является базовым инструментом реализации их конституционных прав на образование, системой норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются такие дети.

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.

Дети с умственной отсталостью, как правило, имеют множественные дефекты, что создает определенные трудности при обучении. Они не умеют управлять своим поведением, мотивы, побуждающие к обучению, отсутствуют, имеются грубые нарушения речи. Трудно прогнозировать, сколько понадобится времени каждому отдельно взятому ребенку на овладение каким-либо навыком. Практика работы с данной категорией детей показывает, что чем раньше начата коррекционно-развивающая работа, тем она эффективнее. Для каждой категории детей требуется дифференциация образования, разработка вариантов индивидуальных образовательных маршрутов, соответствующих их возможностям и потребностям.

Поэтому перед педагогом специальной школы особенно остро возникает необходимость всесторонней педагогической диагностики каждого ученика.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!