СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Педагог новой формации: опыт и профессиональный диалог"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на областной вебинар "Педагог новой формации: опыт и профессиональный диалог"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Педагог новой формации: опыт и профессиональный диалог"»

«ПЕДАГОГ НОВОЙ ФОРМАЦИИ: ОПЫТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»

(Изменения в моей практике)



Муханова А. У., учитель математики КГУ ОШ № 2 г. Аксая Бурлинского района ЗКО

Всем известно, что нельзя двигаться вперед с головой, которая повернута назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования.

И сегодня, в век информации, когда всё стремительно меняется, роль учителя, владеющего современными технологиями преподавания особенно высока. Еще совсем недавно казалось, что прежние методы вполне себя оправдывают, школьные наставники могли десятилетиями преподавать старые дисциплины, не слишком заботясь об обновлении собственного багажа знаний. Но сегодня такой подход уже не отвечает потребностям дня, поэтому в современные школы пришли инновационные методики: компьютерные средства обучения, мультимедийные кабинеты и цифровые образовательные ресурсы. У школьников появилась возможность получать знания самостоятельно под руководством опытного и интеллектуального наставника. Именно поэтому как никогда важно создать такую образовательную среду, которая поможет, прежде всего, самому педагогу постоянно повышать профессиональную компетенцию.

Работая учителем математики, замечала, что детям не интересны традиционные уроки. Современный ребенок получает от СМИ, телевидения и сети интернет не меньше информации, чем в школе, а может быть – даже больше. Но только при помощи школы и педагога, то есть при помощи организованного, систематического и целенаправленного обучения вся эта информация может трансформироваться в знания, в компетентность и стать собственностью, приносящей пользу. Школа изрядно отстала от потребностей общества и в связи с этим, наступило время перемен для педагога. 

Ожидаемые результаты уроков нового формата заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и, в результате, могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Основная задача уровневых курсов - помочь учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Пройдя курсы повышения квалификации учителей третьего базового уровня, и ознакомившись с теоретической частью новых подходов в обучении, я стараюсь реализовать их на практике. В результате чего прихожу к выводу, что детям надо давать не готовые ответы на поставленные вопросы, а организовывать процесс обучения таким образом, чтобы они сами нашли способы решения проблем. Изменения в своей практике я наблюдала в 9 Б классе. 4 года я работаю в это классе с применением 7 модулей.

Положительная динамика прослеживается в этом классе, практически во всём: рост качества знаний, большое количество достижений учащихся этого класса на разных уровнях и не только по моему предмету. Призеры предметных олимпиад, математических регат, конкурсов научных проектов, дистанционных олимпиад и т. д. ( см. Таблицу 1) Ну, а самое главное, это то, что он умеют работать в команде слаженно, добиваясь нужного результата, в этом классе всегда царит доброжелательная атмосфера сотрудничества.

Самым эффективным методом обучения, является обучение детей в малых группах. В группе вырабатываются навыки социального и делового общения. Использование методики групповых занятий помогает мне продвигаться от развития познавательного интереса учащихся к развитию их познавательной активности. Групповым способом обучения является такая орга­низация, при которой обучение осуществляется путём общения в группах, когда сильный ученик учит слабого ученика. Работа ор­ганизуется так, чтобы в группе каждый выполнял какое-то, посильное ему задание, научился выполнять с помощью одногруппников более сложное, чувствовал частичку своего труда в команде, радовался успехам команды и своим. Поэтому на своих уроках я часто использую групповой метод работы.

Применяя элементы 7 модулей я заметила значительные изменения в своей педагогической практике. Хочу остановится на содержании некоторых модулей, которые я использую чаще всего и которые способствовали по-моему положительным изменениям. 
1). Новые подходы в преподавании и обучении. В своей практике увидела, что идеи модуля прослеживаются на всем протяжении исследования. Ведь учащиеся строят и развивают свое собственное мышление для познания, используя диалог в процессе обучения и преподавания. Совместная беседа учеников и учителя в классе приносит большую пользу потому, что мои учащиеся при помощи диалогической беседы могут показать понимание темы, могут выразить свою точку зрения и выслушать мнения одноклассников, а я определяю, на какой стадии обучения находится учащийся. 

2). Обучение критическому мышлению. Сейчас уже не вижу ведение уроков без этого модуля, так как творческое и логическое мышление не может фигурировать без критического. Ведь именно формирование критического мышления к себе и окружающим является одной из главных задач педагогической науки. В процессе этого мышления возникают новые познавательные интересы, как мне кажется, со стороны ученика и учителя. Совершенствование учебно-воспитательного процесса требует от учителя особого внимания к развитию критического мышления учащихся. 
На практике, строя уроки по модулю критического мышления (вызов, осмысление, рефлексия) и применяя стратегии критического мышления, я прослеживала поэтапное развитие каждого учащегося. Этому помогали стратегии критического мышления: 
- Мозговой штурм - позволяет на первых этапах урока определить первичные знания учащегося по теме урока, увидеть активность работы каждого (первый, второй уровни таксономии Блума). Мои ученики на данном этапе работы были активны всегда, им было интересно показать свои знания своим одноклассникам и узнать, что знают другие ребята по изучаемой теме. (Это и составление кластера, и устная работа, и обмен мыслями в паре). 
- Работа в парах, группе – ученик знакомится с новой для него информацией (знакомство с текстом – «ИНСЕРТ», последовательное заполнение таблицы «Знал, узнал, хочу узнать»). Здесь основная задача учителя - не мешать ученику, самостоятельно добывать знания, потому что те знания, которые добывают ученики сами, без внешней помощи учителя, наиболее ценны и важны для самого ученика. Здесь прослеживаются 3,4,5 уровни таксономии Блума. На данном этапе работы некоторые ребята сталкивались с трудностями – было сложно соотносить полученную информацию учебника в таблицу. Им в данной ситуации помогала работа в парах, группах (взаимообучение). Что было приятно видеть – дискомфорта ребята не ощущают, они понимают, что сейчас помогут им, а позже они помогут своим одноклассникам. Либо в процессе взаимопроверки ребята находят собственные ошибки при заполнении таблицы, аргументируют это сами для себя, а потом исправляют неточности. 
Подведение итога урока – рефлексия. Здесь очень важно, чтобы ученик полученную информацию за урок превратил в словесную, или письменную форму. Это позволяет пропустить всю информацию через себя, свое видение, происходит процесс осмысления полученной информации, ученики объединяют новую информацию с известной ранее, что позволяет расширить собственные знания (6 уровень таксономии Блума). На данном этапе урока было очень интересно наблюдать за учениками, как они, еще не имеющие достаточного опыта и знаний, защищали свою точку зрения по изученной теме.

Критическое мышление позволяет каждому ученику не бояться высказывать свое мнение, даже если первоначально в своих ответах он был далек от истины. Через пару уроков, когда ученик понимает, что мыслить самому намного интересней, чем брать «чужие» мысли, происходит процесс познания, через развития в себе мышления, ответственности за собственные знания, уверенности в себе и в собственных силах. 
Поэтому критическое мышление должно быть стратегической основой для постоянного образования людей

3). Оценивание для обучения и оценивание обучения. Идеи этого модуля прослеживаются во всех подходах в преподавании и обучении, включающие в себя: наблюдение, интерпретацию полученных данных, заключение, которые могут быть использованы для определения дальнейших действий. На своих уроках провожу суммативное и формативное оценивание. Учащиеся применяют оценочные листы, проводят оценивание по маршрутной карте, проверяют своих одноклассников и себя. Причем критерии оценивания иногда составляются совместно с учащимися. Многие ребята относятся к оцениванию с серьезностью, объективно дают оценку, точно обосновывая свой ответ: почему, какие недочеты, где неправильность результата. При оценивании результата работы в группе они конкретно пишут, какие ребята вообще не участвовали в обсуждении. 

4). Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. На своих уроках я тоже использую ИКТ при объяснении нового материала темы, для закрепления полученных знаний, для выполнения творческих заданий. Создаю презентации в программе Power Point, флипчарты ActivStudio, тестировщики в программе Excel, а также использую электронные учебники. Мои ученики активно участвуют в дистанционных олимпиадах, занимая призовые места.

5). Обучение талантливых и одаренных детей. Идеи модуля лежат в инклюзивном подходе к развитию преподавания для таких детей, дифференцированном подходе в преподавании и обучении, работая со своей группой одарённых учащихся, я повышаю познавательный интерес школьников к предмету; развиваю творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников; учу принимать нестандартные решения и прогнозировать результат; развиваю коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности на уроках математики. Позиция учащихся при этом следующая: они активны, у них замечено наличие мотива к самосовершенствованию, а также наличие интереса к своей учебной деятельности. Так, у ребят развивается не только мышление, память, воля, мыслительные и речевые способности, но и личностные качества: ответственность, самостоятельность, нравственность. Немало достижений имеется в различных олимпиадах, регатах, конкурсах научных проектов.
6). Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Это способность ребенка учиться и решать проблемы, то есть когнитивное развитие: способность к обучению, внимание, речевые навыки, обдумывание, обоснование и творчество в соответствии с возрастом учащихся Так, на уроках в 5-6 классах мы сочиняем сказки, сочиняем загадки и ребусы по различным темам, а в 9-10 классах: создаем тесты, пишем эссе. Думаю, что это прослеживается в процессе саморегуляции: когда учащиеся принимают решение; риск при ответе; исправляют собственные ошибки. 
7).Управление и лидерство в обучении. Идеи этого модуля тесно связаны с модулем «Обучение критическому мышлению». Они прослеживаются на следующих этапах: создание проблемной ситуации, самостоятельный выбор разноуровневых заданий, организация работы в группе, взаимопроверка и взаимооценка, что наблюдается на моих уроках. 
На данном этапе я использую элементы данных модулей в своей педагогической деятельности. Все идеи, представленные в них, очень тесно взаимосвязаны, так как без них урок математики был бы сухим и неинтересным. Не было бы никакой мотивации у детей к знанию моего предмета. Ведь, составляя план урока, каждый учитель стремится к тому, чтобы все его действия, направления, задания были поняты и осмысленны учащимися. В нашей педагогической деятельности именно через достижения учащегося определяется компетентность учителя.  Настоящий учитель учит своего ученика учиться.

Итак, первое, что мне удалось изменить в своей практике преподавания, – это то, что я прекратила много говорить на уроке, чтобы произвести впечатление. Это путь плохого, реализовавшего себя наполовину учителя, который наставляет, но не учит учиться. 
Я стремлюсь к тому, чтобы действительно сложное математическое понятие передать очень просто. Простоты трудно достичь. И это второй пункт, который я постараюсь воплотить в своей дальнейшей практике. 
Сегодня, я на пути к новой практике. Много уже сделано, но ещё больше предстоит сделать. Теперь я знаю, что знание пропущенные через себя, и то, что дети узнали самостоятельно, те знания, которые они применили на практике и могут передать другому ученику, усваиваются прочно и качественно. Считаю, что правильное и систематическое применение данных технологий помогло мне в повышении не только интереса к моим урокам, но и качества знаний учащихся. (см. Диаграмма 1.)

Диаграмма 1.

Теперь не так страшно допустить ошибку. Ведь не всегда есть правильные и неправильные ответы. Каждое мнение имеет право на существование. Тоже самое и с детьми. Теперь они, как и мы, должны научиться критически мыслить, как по отношению к себе, так и ко всему, что происходит вокруг них, а учитель должен лишь создать, ту необходимую атмосферу сотрудничества.

Я верю, что уроки нового формата, то есть уроки, построенные на основе 7 модулей повысят качество образования в нашей стране, и самое главное , что ожидаемые результаты, озвученные ранее, будут в действительности реализованы.







Список литературы:

1.Обучение как поиск и поиск для обучения. Под ред. С. Мирсеитовой. 2011. Караганда: «Жолдак Е. В.»

2. Руководство для учителей третьего (базового) уровня.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!