СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Планирование усвоения учащимися знаний и способов деятельности на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Следует различать планируемый учителем уровень усвоения учебного материала и реальный уровень, на котором учащийся усвоил знания и способы действий. Эти два уровня не всегда совпадают в силу, например, индивидуальных учебных возможностей и способностей учащихся. Поэтому планируемый учителем уровень должен быть достаточным, т.е. отражать требования к учебным достижениям учащихся не меньшие, чем указано в нормативных документах.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Планирование усвоения учащимися знаний и способов деятельности на уроках информатики"»

Планирование

усвоения учащимися знаний

и способов деятельности

на уроках информатики







Различные учебные дисциплины вносят свой вклад в формирование личности учащегося: его знаний и умений, мировоззрения и поведения. Содержание дисциплин, предусмотренных для изучения учащимися, включает элементы социального опыта, адаптированные к возрастным и психологическим возможностям учащихся. К таким элементам относятся:

1) знания о мире и способах деятельности;

2) опыт осуществления способов деятельности;

3) опыт творческой, поисковой деятельности;

4) опыт воспитанности потребностей, мотивов и эмоций.


С точки зрения дидактики нас интересуют первые три компонента.

«Знания — фундамент развития личности в целом. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» Поэтому самостоятельность - средство и одновременно результат образования.


Для формирования определённых знаний необходимо знание не только определённого содержания курса школьной информатики, но и знание методологических и методических основ преподавания, благодаря которым можно выстроить эффективную модель обучения, когда последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.


В настоящее время, когда деятельность каждого оценивается по конечному результату, особую значимость приобретает достижение учащимися высокого уровня овладения знаниями. Это и есть тот результат, на который должна быть направлена управленческая деятельность преподавателя.

Знания по своей природе неоднородны. Можно указать несколько видов знаний, важных для целей обучения: термины, понятия, факты, правила, теории, методологические знания, оценочные знания. Почти все названные виды представлены в школьной информатике. Приведем примеры:

• термины, обозначающие устройства компьютера;

• понятия о представлении информации в памяти компьютера;

• факты из истории развития вычислительной техники;

• правила перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления;

• элементы теории моделирования;

• знания о принципах обработки с помощью компьютера информации различных видов (знания методологического характера);

• знания о возможностях различных программных продуктов (оценочные знания).


В дидактике наряду с термином знания употребляется категория «понятия». В процессе разнообразной мыслительной деятельности учащегося знания усваиваются. Результатом этого процесса являются понятия. Основные характеристики понятия как формально-логической категории:

а) содержание понятия;

б) объем понятия;

в) связи и отношения данного понятия с другими понятиями.

Деятельность учителя подразумевает не только сообщение знаний, но и управление процессом их усвоения. Гарантированный результат обучения и эффективность его получения невозможны без управления учебно-познавательной деятельностью учащихся преподавателем.

Управление - это «элемент, функция организованных систем различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержания режима деятельности, реализацию их программ и целей».

Управление всегда целенаправленно. Из рассмотрения управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, как составляющей педагогического процесса, являющегося в свою очередь компонентом педагогической системы, следует, что определяющими для управления в структуре среднего специального образования являются его цели. Так, например, В.П.Симонов дает следующее определение управления познавательным процессом: «управление образовательным процессом - это специфический вид интеллектуальной деятельности, реализующейся через умение субъекта управления (преподавателя) воздействовать на управляемые субъекты (учащихся) путем научно обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности и добиваться на этой основе реальных и социально значимых образовательных целей».

Система управления включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы: цель деятельности (планируемый ожидаемый результат), субъект деятельности (преподаватель), объект деятельности (учащийся), содержание деятельности (учебная и иная информация), способы деятельности (принципы, методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися).

Усвоение как процесс — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные операции, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие этапы процесса усвоения: первичное ознакомление с материалом или его восприятие, осмысление материала, специальная работа по его закреплению и то овладение материалом, которое дает возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. Реализовать описанную стратегию усвоения на уроках можно по-разному: классическим путем, на основе положений теории поэтапного формирования умственных действий, с применением программированного или проблемного обучения. Целью любой из этих педагогических технологий, по-разному организующих учебную деятельность, является усвоение учащимся учебного материала.

Усвоение знаний и образование понятий происходит при целенаправленной и разнообразной учебной деятельности. Это постепенный процесс, включающий в себя отдельные шаги к более полному, глубокому и осознанному овладению знанием. Каждый шаг характеризует определенную степень овладения знанием. На некотором этапе у учащегося уже образуется понятие, но и оно в дальнейшем может развиваться, уточняться, пополняться новым знанием. Проиллюстрируем на примере информатики работу по формированию у учащихся понятия о драйверах.

1. Определить данное понятие: «драйвер — это программа, управляющая работой отдельного устройства компьютера».

2. Подкрепить определение примерами: Существуют драйверы клавиатуры, монитора, принтера, манипулятора мышь и других устройств».

3. Описать общие, существенные признаки всех объектов конкретного устройства определенного типа. Так, для каждого типа принтера существует своя программа-драйвер, управляющая его работой».

4. Указать место данного понятия в системе других понятий: «Драйверы — это сервисные программы, они относятся к системному программному обеспечению».

5. Разграничить данное понятие с другими, уже знакомыми учащимся; «Известно, что работой компьютера и всех его устройств управляет операционная система, относящаяся к системному программному обеспечению, как и драйверы. Как связаны эти типы программ?». Возможный ответ на вопрос таков: «Операционная система управляет работой отдельных устройств, обращаясь к программам-драйверам этих устройств, т.е. при выполнении какой-то задачи она передает управление драйверу, а драйвер, выполнив задачу, возвращает управление операционной системе. Таким образом, операционная система осуществляет более общее управление».

6. Установить связи данного понятия с другими понятиями, если таковые имеются. Усвоение не только отдельных понятий, но и связей между ними обеспечивает системность и прочность знаний.

7. Включить данное понятие в деятельность по его применению в стандартной ситуации: «Вы приобрели джойстик и в упаковке вместе с устройством обнаружили дискету. Что будет записано на этой дискете?».

8. Предложить ситуации творческого характера: «Как вы думаете, можно ли будет в будущем обойтись без драйверов? Аргументируйте свой ответ. Помочь в поиске ответа могут наводящие вопросы о принципе «открытой архитектуры компьютера, о появлении все большего количества самых разнообразных устройств, подключаемых к компьютеру и позволяющих обработать с его помощью самую разнообразную информацию.

Знание означает лишь теоретическое овладение изучаемым объектом. Чтобы овладеть способом действия, необходимо это действие реально осуществлять. Усвоение способа действия воплощается в умениях и навыках, которые составляют единство знания о способе действия и опыта его реализации. «Умение — освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть. Она определяет быстроту его формирования и качество.

Для информатики обучение в деятельности и через деятельность является важным.

Всю деятельность людей можно условно разделить на творческую и нетворческую Творческие или продуктивные умения понимаются как способность учащегося к действиям в новых условиях, к переносу усвоенного ранее опыта в незнакомую ситуацию. В процессе такой деятельности учащийся всегда создает новую, по сравнению с усвоенной, ориентировочную основу действий. Результат усвоения учебного материала на творческом уровне — умение анализировать ситуацию, систематизировать полученные ранее знания, пере носить приобретенный ранее опыт для решения практических задач в нетрадиционной, новой обстановке.

В литературе приводятся основные черты творческой деятельности, такие как умение широко варьировать, комбинировать и преобразовывать усвоенные знания и способы действий при решении новой проблемы; видение структуры рассматриваемого объекта; видение новой функции объекта в отличие от традиционной; способность выдвигать гипотезы и проверять их; учет альтернатив при решении проблемы и другие.

В соответствии с запланированным уровнем усвоения содержания учебного материала формулируют дидактические цели обучения. Они выражают конечный результат, который должен быть достигнут после усвоения данной темы. Цели важно определить как можно точнее и конкретнее, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ занятия

Правильное определение целей занятия – важнейшее условие его эффективности. В соответствии с целями учитель предусматривает уроки: формирования новых знаний, умений, навыков; обобщения и систематизации; контрольные уроки; комбинированные уроки и т.д.

В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕЛИ

1. Цель должна удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и др.).

2. Она должна удовлетворять требованиям учебной программы (для этого необходимо при анализе учебного содержания выделять существенное, главное).

3. Цель должна быть корректной, т.е. достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она.

4. Чтобы правильно сформулировать цель урока, необходимо изучить, проанализировать межпредметные связи и учесть их для того, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений.

5. При планировании цели урока необходимо учесть уровни (этапы) формирования знаний и умений:

-формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

-формирование знаний на уровне понимания;

-формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

-формирование знаний на уровне творческого применения, т.е. в новой незнакомой ситуации.

ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ

(формирование взглядов, убеждений, качеств личности)

1. Цели должны соответствовать содержанию программы.

2. Воспитательная цель не должна быть формальной. Следует помнить, что основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам, явлениям, с которыми они сталкиваются на современном производстве.

3. На занятиях, где формируются, закрепляются и отрабатываются практические умения, правомерно так поставить воспитательную цель: показать учащимся, дать им почувствовать, увидеть, что, выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном и волевом развитии.

Анализируя постановку воспитательной цели урока, важно увидеть ее направленность на формирование чувств учащихся, на понимание ими научной, практической и жизненной значимости материала, на осознание значимости саморазвития, самовыражения, самоутверждения.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ЦЕЛИ

Постановка цели должна предусматривать развитие интереса к профессии, к конкретной деятельности на уроке, самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы, критический взгляд на сложившиеся технологические процессы, имеющееся оборудование; диагностические способности, помогающие установить причины недостатков в своей деятельности и деятельности учащихся. Чтобы достичь вышеизложенных целей, необходимо подобрать соответствующие педагогические формы и методы работы с учащимися. Содержание одного из уроков особенно удачно может способствовать развитию интереса к предмету информатика, а другого - развитию логического мышления.

Комплексное планирование целей и задач урока (обучающих, воспитательных, развивающих) ни в коем случае не означает, что они поставлены так, что их невозможно осуществить за отведенное учебное время. Поэтому педагог, продумывая весь круг задач, вытекающих из содержания темы, должен выбрать наиболее важные вопросы. Надо стремиться, чтобы эти три цели вытекали одна из другой, помогали друг другу. Учитывая, что конечные цели урока лежат в сфере деятельности учащихся, то и формулировка их должна быть: доказать…, раскрыть…, добиться понимания…, подвести к выводу…, сформировать знания…, закрепить… и т.д.

Желательно, чтобы дидактические цели содержали в себе не только указание на объем изучаемого, но и на планируемый уровень его усвоения. Приведу примеры дидактических целей, соответствующих разным уровням усвоения учебного материала.

Цели уровня представления:

1. Ознакомить учащихся с формами записи алгоритмов.

2. Продемонстрировать приемы работы с манипулятором мышь.

З. Очертить возможные направления развития программного обеспечения.

Цели уровня понимания:

1. Формировать понятие об этапах процесса моделирования.

2. Углубить знания о сервисных программах операционной системы.

З. Помочь учащимся в осознании роли информационных процессов в природе и обществе.

Цели уровня применения:

1. Закрепить умения перевода целых чисел в двоичную систему счисления.

2. Побуждать к использованию отладки при разработке алгоритмов.

З. Формировать умения ввода и редактирования формул в электронных таблицах.

Цели уровня творчества:

1. Способствовать поиску учащимися альтернативных алгоритмов решения задачи.

2. Вырабатывать критическую позицию при оценке адекватности модели.

З. Приобщать к творческому применению умений оформления текстового документа.

Отметим, что творческий уровень усвоения учебного материала учащимися требует наличия определенных знаний и умений, деятельности по систематизации, обобщению и применению материала, выходящего за рамки темы одного урока. Поэтому цели творческого уровня формулируют к урокам закрепления, обобщения и систематизации. Работа на уроке по реализации таких целей необходима для развития у учащихся творческих умений, которые сами по себе, без целенаправленного формирования не возникнут.

Следует учесть: дидактическая цель соотносится с некоторым уровнем усвоения учебного материала лишь тогда, когда задает изменения в системе понятий или умений и навыков учащегося. По этой причине, например, невозможно указать уровень усвоения учебного материала для цели «Мотивировать изучение средств обработки графической информации путем демонстрации возможностей компьютерной графики», поскольку эта цель ориентирована на мотивационную сферу учащегося. Это замечание относится также к развивающим и воспитательным целям обучения.

В заключение отмечу, что следует различать планируемый учителем уровень усвоения учебного материала и реальный уровень, на котором учащийся усвоил знания и способы действий. Эти два уровня не всегда совпадают в силу, например, индивидуальных учебных возможностей и способностей учащихся. При этом еще раз отмечу, что планируемый учителем уровень должен быть достаточным, т.е. отражать требования к учебным достижениям учащихся не меньшие, чем указано в нормативных документах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!