СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по этнологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет интересен учащимся 6-11-х классов в рамках классных часов, внеурочной деятельночти и др. Содержит познавательные сведения о таком этносе, как мордва, о его традициях, укладе жизни и национальном фольклоре. К документу прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по этнологии.»

Доклад к историко-этнографическому очерку.

Одним из интереснейших этносов России является мордва (слайд 2)

Мордва – самое значительное из восточнофинских племён, насчитывающее до 800 тысяч душ обоего пола и живущее в Мордовии, а также Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Казанской, Самарской, Уфимской, Оренбургской и Саратовской областях РФ, в Казахстане и на Украине (слайд 3).

Мордва разделена на два народа – эрзя и мокша. Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане – мокшанский, эрзяне – эрзянский, оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных.

История происхождения этноса (слайд 4).

Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. По словам исследователя мордовского этноса Шахматова А. А.: «В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „ называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“».

Хозяйственные занятия мордвы (слайд 5)

Основным занятием мордвы издревле было земледелие. Но вообще, мордва – народ, который не может сидеть без дела. И многие ремесла процветали на территории их проживания. Кроме полеводства мордва издавна занималась огородничеством. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. В древности мордва широко занималась бортничеством, то есть сбором мёда и воска у диких пчёл. Продукты пчеловодства были важнейшими продуктами обмена и торговли. Древними занятиями мордвы были охота и рыболовство. Охотились на пушных и мясных зверей и птиц. У мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Широко был распространён среди мордвы ткацкий промысел - выделывание холста и сукна из шерсти, конопли и льна.





Особенности материальной культуры.

Рассматривая типы заселения и расселения мордовского населения, можно сказать, что для них характерны в большинстве приречный, приовражный, а позднее водораздельный типы заселений. На начальном этапе господствующей была беспорядочная форма, затем шел постепенный переход от беспорядочной застройки к уличной, что было связано с принятием правительственных мер.

Жилище мокши и эрзя (слайд 6,7)

Наряду с бревенчатыми жилищами в южных и центральных районах Мордовии, начиная со второй пол. XIX в., стали строить глинобитные дома-литухи и саманные. Основной техникой возведения жилища являлась срубная. С течением времени в быт мордовского населения, в частности в жилище, внедряется много нового. Улучшается внешний вид жилья и расширяется жилая площадь. В  избах существовало несколько сакральных центров: домашний очаг – печь, передний угол избы, дверь и др.

Особенности традиционного костюма (слайд 8,9)

Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин. Его по праву считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц.

  • Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.

  • Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений.

Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна.

  • Для изготовления головных уборов использовалось сукно.

  • Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный. Верхняя одежда была с запахом.

О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Они причудливо украшались. Эрзянки носили высокую шляпу в форме цилиндра, у мокшанок он выглядел как чепец трапецевидной формы. Главными украшениями в одежде для мордвы служили своеобразные вышивки. Украшения в дополнение к одежде тоже были распространены. Археологи находят кольца, браслеты, перстни, серьги с подвесками.(слайд 10)



Особенности мордовской кухни (слайд 11, 12, 13)

Кулинарные пристрастия местного населения сформировались под воздействием сельскохозяйственных процессов и этнической самобытности. Мордовские национальные блюда имеют много общего с русскими. Но есть в кулинарии степного народа и свои особенности. Все блюда получаются плотными и наваристыми с использованием муки и мяса. В мордовской кухни преобладают мясные продукты. В большинстве своем это зайчатина, которую употребляют с капустой и картофелем, различными крупами и овощами. Ее вялят и сушат, коптят и запекают. Не остаются без применения и потроха, которые перекручивают для пельменей или добавляют в традиционные пироги. Большую нишу в меню населения занимает рыба. Ее можно встретить в сушенном, вяленном, варенном и жареном виде. Обилие данного продукта обусловлено традиционным занятием местных жителей. Некоторые рецепты блюд можем увидеть на слайдах.

Особенности духовной культуры (слайд 14)

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками. В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Главная составная часть духовной культуры мордовского народа, являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства. Они рязделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные. В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.

Мордовская свадьба (слайд 15).

Большинство свадеб в мордовских селениях, тем не менее, устраивалось по традиционным обрядам. Отец жениха, совершив жертвоприношения мордовским языческим богам, а позже, с принятием христианства, – просто помолившись Богу, мазал свежую хлебную горбушку мёдом и ночью ехал к дому, где жила невеста. Оставив хлеб у ворот, он стучался в окно дома и тут же быстро убегал или уезжал на лошади. Согласно традиции, мужская родня девушки должна была броситься в погоню, и если догоняла свата, то возвращала хлеб, наградив "неудачника" тумаками. Если же погоня оказывалась безуспешной, то преследователи приезжали сами к дому свата и тоже стучали в окно, таким образом, символически соглашаясь на свадьбу. Отличительной особенностью обряда являлось то, что свекр обязательно выдалбливал большой липовый сундук перед свадьбой, называемый у мордвы словом "парь". В него перед церемонией укладывали деньги, хлеб, посуду – на счастье и богатство в будущей супружеской жизни. 

Семейный уклад мордвы (слайд 16)

Вплоть до первой половины прошлого века в мордовских сельских регионах существовали понятия "большой" и "малой" семьи. Большая семья – община, включавшая в себя всех родственников, включая самых дальних. Малая – 5-6 непосредственно близких друг другу родных. Мордовской семьёй традиционно управлял старший глава семейства, мужчина, обозначаемый словом "кудазор" (у мокшан) и покштя (у эрзя). Домашним хозяйством и внутрисемейными отношениями занималась жена главы дома – кудазорава (покштява). Ей подчинялась женская часть семьи: дочери, невестки, внучки. Уходом за родившимся младенцем, к слову, занималась тоже кудазорава (покштява), а не его непосредственная мать.

Традиционный фольклор (слайд 17-21)На слайдах представлены некоторые боги мордвы.

Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому давно привлекло к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых. Важнейшее условие жизни фольклорных произведений – их всенародная известность и устность исполнения. Мордовскому фольклору присуще бытование произведений на двух языках — мокшанском и эрзянском, здесь нет героического эпоса как жанра, что объясняется историей народа, и некоторые прозаические произведения имеют стихотворные параллели: песни-сказки, предания-песни. Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Одной из знаменитых сказок является сказка о Куйгороже, по мотивам которой поставлен мультфильм 2007 года реж. А. Татаринцева (слайд 22). (Возможно мы можем пару минут уделить этому мультфильму, т.к. он наглядно знакомит нас с этносом) Куйгорож – мордовский гном. Его видит только хозяин. Хозяин-мордвин про него и легенду сложил. Без работы жить с ним невозможно, и если не дашь ему занятия по душе – все в доме порушит от избытка сил.

Традиционный погребальный обряд (слайд 23)

В настоящее время погребальный традиционный обряд считается утраченным. Но сохранились некоторые сведения долгожителей, которые и посвятили нас в таинства этого обряда. У всех финно-угорских народов отношение к кладбищу, погребальным и поминальным обрядам было всегда значимым. Иногда мордва просила совета, уснув на могиле. Чтобы задобрить умерших предков, эрзянин или мокшанин шел ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу (хлеб и соль). Придя на место, он ложился ничком на могилу отца или деда и старался заснуть, дабы увидеть сон. Таким образом, он надеялся получить от предков совет. Любопытным фактом явилось то, что среди умерших на эрзянских кладбищах даже выбирались духи-охранители погостов. Первый раз об этом сообщил в начале XX века мордовский этнограф Макар Евсевьевич Евсевьев, которым было записано предание, что во время основания нового кладбища первого покойника мордва хоронила стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином этого погоста. Духа этого мордва называла Калмонь кирди - покровитель, хозяин кладбища (могилы), или Калмо-ава – мать кладбища. Исследователи отмечали, что хоронить в гробах мордва начала под влиянием православных соседей лишь в начале XIX века. Мордовские гробы повторяли собою форму колод – и делались с окошечком в крышке или же с символическим обозначением окошечка зарубками или надрезами на плоскости гробовой крышки.

Подведем итог. Главными качествами мордовского народа являются доблесть (честность, правдолюбие), толерантность (доброжелательность, миролюбие), почтительность, ценностное отношение к символам и восприятие природы, трудолюбие, антропоцентристская ориентация и синкретизм. Эти основные качества в их целостной совокупности представляют своеобразную «внутреннюю картину мира» менталитета мордовского этноса и находятся в глубокой диалектической взаимосвязи. Этническое самосознание мордовского народа концентрирует в себе представления об общности исторической судьбы с русским народом, в нём ярко проявляются межпоколенная связь и устойчивость этнической составляющей.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!