Доклад к историко-этнографическому очерку.
Одним из интереснейших этносов России является мордва (слайд 2)
Мордва – самое значительное из восточнофинских племён, насчитывающее до 800 тысяч душ обоего пола и живущее в Мордовии, а также Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Казанской, Самарской, Уфимской, Оренбургской и Саратовской областях РФ, в Казахстане и на Украине (слайд 3).
Мордва разделена на два народа – эрзя и мокша. Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане – мокшанский, эрзяне – эрзянский, оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных.
История происхождения этноса (слайд 4).
Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. По словам исследователя мордовского этноса Шахматова А. А.: «В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „ называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“».
Хозяйственные занятия мордвы (слайд 5)
Основным занятием мордвы издревле было земледелие. Но вообще, мордва – народ, который не может сидеть без дела. И многие ремесла процветали на территории их проживания. Кроме полеводства мордва издавна занималась огородничеством. Важное место в хозяйстве мордвы занимало животноводство и птицеводство. В древности мордва широко занималась бортничеством, то есть сбором мёда и воска у диких пчёл. Продукты пчеловодства были важнейшими продуктами обмена и торговли. Древними занятиями мордвы были охота и рыболовство. Охотились на пушных и мясных зверей и птиц. У мордвы были распространены различные ремёсла и промыслы. В основном они были связаны с обработкой дерева, шерсти, растительного волокна. Из дерева изготовляли различные орудия труда, предметы домашнего обихода, утварь. Широко был распространён среди мордвы ткацкий промысел - выделывание холста и сукна из шерсти, конопли и льна.
Особенности материальной культуры.
Рассматривая типы заселения и расселения мордовского населения, можно сказать, что для них характерны в большинстве приречный, приовражный, а позднее водораздельный типы заселений. На начальном этапе господствующей была беспорядочная форма, затем шел постепенный переход от беспорядочной застройки к уличной, что было связано с принятием правительственных мер.
Жилище мокши и эрзя (слайд 6,7)
Наряду с бревенчатыми жилищами в южных и центральных районах Мордовии, начиная со второй пол. XIX в., стали строить глинобитные дома-литухи и саманные. Основной техникой возведения жилища являлась срубная. С течением времени в быт мордовского населения, в частности в жилище, внедряется много нового. Улучшается внешний вид жилья и расширяется жилая площадь. В избах существовало несколько сакральных центров: домашний очаг – печь, передний угол избы, дверь и др.
Особенности традиционного костюма (слайд 8,9)
Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно предназначенный для женщин. Его по праву считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц.
Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.
Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений.
Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна.
Для изготовления головных уборов использовалось сукно.
Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный. Верхняя одежда была с запахом.
О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Они причудливо украшались. Эрзянки носили высокую шляпу в форме цилиндра, у мокшанок он выглядел как чепец трапецевидной формы. Главными украшениями в одежде для мордвы служили своеобразные вышивки. Украшения в дополнение к одежде тоже были распространены. Археологи находят кольца, браслеты, перстни, серьги с подвесками.(слайд 10)
Особенности мордовской кухни (слайд 11, 12, 13)
Кулинарные пристрастия местного населения сформировались под воздействием сельскохозяйственных процессов и этнической самобытности. Мордовские национальные блюда имеют много общего с русскими. Но есть в кулинарии степного народа и свои особенности. Все блюда получаются плотными и наваристыми с использованием муки и мяса. В мордовской кухни преобладают мясные продукты. В большинстве своем это зайчатина, которую употребляют с капустой и картофелем, различными крупами и овощами. Ее вялят и сушат, коптят и запекают. Не остаются без применения и потроха, которые перекручивают для пельменей или добавляют в традиционные пироги. Большую нишу в меню населения занимает рыба. Ее можно встретить в сушенном, вяленном, варенном и жареном виде. Обилие данного продукта обусловлено традиционным занятием местных жителей. Некоторые рецепты блюд можем увидеть на слайдах.
Особенности духовной культуры (слайд 14)
Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками. В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Главная составная часть духовной культуры мордовского народа, являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства. Они рязделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные. В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.
Мордовская свадьба (слайд 15).
Большинство свадеб в мордовских селениях, тем не менее, устраивалось по традиционным обрядам. Отец жениха, совершив жертвоприношения мордовским языческим богам, а позже, с принятием христианства, – просто помолившись Богу, мазал свежую хлебную горбушку мёдом и ночью ехал к дому, где жила невеста. Оставив хлеб у ворот, он стучался в окно дома и тут же быстро убегал или уезжал на лошади. Согласно традиции, мужская родня девушки должна была броситься в погоню, и если догоняла свата, то возвращала хлеб, наградив "неудачника" тумаками. Если же погоня оказывалась безуспешной, то преследователи приезжали сами к дому свата и тоже стучали в окно, таким образом, символически соглашаясь на свадьбу. Отличительной особенностью обряда являлось то, что свекр обязательно выдалбливал большой липовый сундук перед свадьбой, называемый у мордвы словом "парь". В него перед церемонией укладывали деньги, хлеб, посуду – на счастье и богатство в будущей супружеской жизни.
Семейный уклад мордвы (слайд 16)
Вплоть до первой половины прошлого века в мордовских сельских регионах существовали понятия "большой" и "малой" семьи. Большая семья – община, включавшая в себя всех родственников, включая самых дальних. Малая – 5-6 непосредственно близких друг другу родных. Мордовской семьёй традиционно управлял старший глава семейства, мужчина, обозначаемый словом "кудазор" (у мокшан) и покштя (у эрзя). Домашним хозяйством и внутрисемейными отношениями занималась жена главы дома – кудазорава (покштява). Ей подчинялась женская часть семьи: дочери, невестки, внучки. Уходом за родившимся младенцем, к слову, занималась тоже кудазорава (покштява), а не его непосредственная мать.
Традиционный фольклор (слайд 17-21)На слайдах представлены некоторые боги мордвы.
Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому давно привлекло к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых. Важнейшее условие жизни фольклорных произведений – их всенародная известность и устность исполнения. Мордовскому фольклору присуще бытование произведений на двух языках — мокшанском и эрзянском, здесь нет героического эпоса как жанра, что объясняется историей народа, и некоторые прозаические произведения имеют стихотворные параллели: песни-сказки, предания-песни. Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Одной из знаменитых сказок является сказка о Куйгороже, по мотивам которой поставлен мультфильм 2007 года реж. А. Татаринцева (слайд 22). (Возможно мы можем пару минут уделить этому мультфильму, т.к. он наглядно знакомит нас с этносом) Куйгорож – мордовский гном. Его видит только хозяин. Хозяин-мордвин про него и легенду сложил. Без работы жить с ним невозможно, и если не дашь ему занятия по душе – все в доме порушит от избытка сил.
Традиционный погребальный обряд (слайд 23)
В настоящее время погребальный традиционный обряд считается утраченным. Но сохранились некоторые сведения долгожителей, которые и посвятили нас в таинства этого обряда. У всех финно-угорских народов отношение к кладбищу, погребальным и поминальным обрядам было всегда значимым. Иногда мордва просила совета, уснув на могиле. Чтобы задобрить умерших предков, эрзянин или мокшанин шел ночью на кладбище, взяв с собой жертвенную трапезу (хлеб и соль). Придя на место, он ложился ничком на могилу отца или деда и старался заснуть, дабы увидеть сон. Таким образом, он надеялся получить от предков совет. Любопытным фактом явилось то, что среди умерших на эрзянских кладбищах даже выбирались духи-охранители погостов. Первый раз об этом сообщил в начале XX века мордовский этнограф Макар Евсевьевич Евсевьев, которым было записано предание, что во время основания нового кладбища первого покойника мордва хоронила стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином этого погоста. Духа этого мордва называла Калмонь кирди - покровитель, хозяин кладбища (могилы), или Калмо-ава – мать кладбища. Исследователи отмечали, что хоронить в гробах мордва начала под влиянием православных соседей лишь в начале XIX века. Мордовские гробы повторяли собою форму колод – и делались с окошечком в крышке или же с символическим обозначением окошечка зарубками или надрезами на плоскости гробовой крышки.
Подведем итог. Главными качествами мордовского народа являются доблесть (честность, правдолюбие), толерантность (доброжелательность, миролюбие), почтительность, ценностное отношение к символам и восприятие природы, трудолюбие, антропоцентристская ориентация и синкретизм. Эти основные качества в их целостной совокупности представляют своеобразную «внутреннюю картину мира» менталитета мордовского этноса и находятся в глубокой диалектической взаимосвязи. Этническое самосознание мордовского народа концентрирует в себе представления об общности исторической судьбы с русским народом, в нём ярко проявляются межпоколенная связь и устойчивость этнической составляющей.
2