Зерова М.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее – Стандарт) вступивший в силу 01.09.2016 года представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы.
2. Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе со-отношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
3. Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.
4. Стандарт учитывает особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
5. Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствия образовательной деятельности образовательной организации установленным требованиям.
Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает: овладение системой знаний и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и т.д.) с учетом особых образовательных потребностей; формирование жизненных компетенций и личности на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации, а также навыков самоконтроля, культуры поведения и речи, личной гигиены и здорового образа жизни.
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы. Это:
признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучения как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) напрямую зависит от характера и содержания образовательного процесса с учетом доступной им деятельности;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации;
разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие составляет цель и основной результат образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
признание решающей роли содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также их особых образовательных потребностей.
Стандарт является основой для:
разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
определения требований к условиям реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
определения требований к результатам освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
определения нормативов финансового обеспечения реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе, общеобразовательной программы на основе индивидуального учебного плана;
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности образовательной организации и качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осваивающих АООП (в том числе, СИОП), при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования;
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся два варианта АООП
Определение варианта АООП для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП; учебный план;
программы учебных предметов;
программу духовно-нравственного развития;
программу коррекционной работы;
программу формирования базовых учебных действий;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу внеурочной деятельности (включая коррекционные занятия); систему специальных условий реализации АООП в соответствии с ФГОС
требованиями Стандарта(требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.)