СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по философии "Положительная и отрицательная оценка поступка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по философии "Положительная и отрицательная оценка поступка"»

Положительная или отрицательная оценка поступка

Анализ феноменологии поступка позволяет сделать важные выводы. И первый из них вытекает из размышлений древнегреческих философов Сократа и Аристотеля о том, что поступок – это сама жизнь, он может быть правильным или неправильным. Важной задачей для них стало отыскание мерила «правильности». Когда-то таковым являлась традиция, авторитет предков, воля богов. Сократ, Аристотель заменили волю богов безусловным нравственным началом, положив в основу поступка добродетели, главным выступало благо. Поступок трактовался как способность человека поступать наилучшим образом. Аристотель рассматривает поступок в плане человеческой воли, сознательного выбора наилучшего. Человек ответственен за свои поступки и свою судьбу.

Идея ответственности становится ключевой. Бытие – это человеческое бытие или мир поступков. Поступок – событие, единственное доказательство того, что человек существует, что он «укоренен» в бытии и своим сознанием, и своими переживаниями, и характером своих действий. Бытийная причастность человека ко всему происходящему делает его ответственным за свои поступки, и бытие.

Как известно, в структуре поступка выделяют элементы и их взаимосвязь: мотив, результат, условия, перехода мотива в результат (А. Асмолов,А.Д Леонтьев). Мотив всегда субъективен, результат - объективен, условия субъективны и объективны. Поступок - единство объективного и субъективного в поведении.

Мотив - комплекс побуждений, сложно переплетенных между собою. Часто деятель затрудняется определить мотив поступка. Возникает необходимость отыскания первичного или доминирующего мотива. Гегель доказывал, что мотив всегда осознанное внутреннее, субъективное побуждение. Процесс осознания и выбора мотива, его обоснования принято называть мотивацией. Анализ мотивации может привести к осознанию доминирующего побуждения. В основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы. Важное значение имеют условия совершения поступка (внешние объективные -"социальный фон"; и внутренние субъективные - черты характера, состояние психики). В зависимости от обстоятельств могут меняться характер ожидания от человека той или иной "линии поведения", а также мера ответственности за нее.

Всякий поступок - целостное явление, в котором в единстве существуют мотивы и результаты. К. Маркс говорил, что заявление может быть выражением высокого или низкого образа мыслей, но только поступки доказывают, насколько серьезно было заявление. Исходя из общественной значимости поступков, исходит социальная значимость последствий, социальных факторов. Для адекватной оценки поступка важно не просто оценить отдельно мотивы и результаты отн-но моральной ценности, а выявить соотношение этих ценностей и проанализировать внешние условия, при которых мотивы переходят в результаты.

Некоторые авторы (Вардомацкий А.П.) предлагают различать не один, а два его результата: предметный (результат в его материальном выражении) и результат моральный (моральную ценность поступка).

Ценен поступок, стимулированный высоким мотивом и приведший к ценному результату (высокая производительность труда, мотивированная чувством долга). И напротив, антиценен поступок, имеющий отрицательный результат по причине низменного мотива (преступный акт, совершенный из корысти). В этих случаях полезный или вредный результат совпадает с ценностью или антиценностью. С полным основанием можно назвать высокоценным деяние, положительный результат которого обусловлен высоким мотивом вопреки неблагоприятным внешним условиям. Как правило, такой поступок бывает сопряжен с преодолением серьезных препятствий, требует самоотверженности. И напротив, безнравствен, который привел к наихудшим последствиям из-за низменных побуждений при наличии всех необходимых условий.

Между этими полюсами располагается большинство поступков, которые можно обозначить как относительно ценные или неценные:

1) поступок, который имеет благополучные последствия, но субъективно мотивирован отрицательными, эгоистичными побуждениями (поведение работника, который выполняет план только ради заработка).

2) поступок, стимулированный положительным мотивом, но приведший к отрицательному результату по причине неблагоприятного стечения обстоятельств. (Хотя личной вины человека тут нет, такой поступок нельзя признать ценным).

3) поступок с благоприятным результатом, полученным благодаря счастливому стечению обстоятельств и вопреки низменным мотивам действовавшего субъекта.

Также, можно выделить и другие поступки относительной моральной ценности в других сочетаниях положительных (или отрицательных) мотивов, результатов и условий. Нужно оценивать поступок в единстве составляющих компонентов. Если же оценивать действия только по ценности одного элемента, оценка только случайно может оказаться справедливой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!