СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по истории "Исламская революция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Исламская революция в 18 веке"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по истории "Исламская революция"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Им.Магомед-Герея Зульпукарова

Г.Южно-Сухокумск












МКОУ СОШ № 1 им.М.Г. Зульпукарова


РД г. Южно-Сухокумск


Магомедова Альбина Шамильевна







Исламская революция Революция 1357 года (по иранскому календарю) — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало эмиграция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, свержение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни.

Собственно датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью. В течение всего 1978 года в различных городах Ирана представители исламского духовенства организовывали демонстрации, решительно разгонявшиеся шахской гвардией. К концу года революционеры перешли к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализовало экономику. Будучи более не в силах удерживать власть в своих руках, шах передал власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежал из страны.

1 февраля 1979 года в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. Было назначено новое переходное правительство. В марте был проведен референдум о новом политическом устройстве, и 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой.

Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.

Предыстория

Последний иранский шах (царь), Мохаммед Реза Пехлеви, пришёл к власти в 1941 году одновременно со вводом в страну советских и британских войск. Его 38-летнее неограниченное правление Ираном было прервано лишь однажды, в 1953 году, когда шах был вынужден на короткий срок покинуть страну из-за противоречий с премьер-министром. Мохаммад Моссадык национализировал находящиеся в основном в частных (по большей части английских) руках нефтедобывающие компании. США и Великобритания в ответ на это объявили бойкот иранской нефти, а 19 августа 1953 года в результате переворота, подготовленного ЦРУ, Мосаддык был смещен и помещён в тюрьму. Шах вернулся в Иран и вновь приватизировал нефтяную промышленность.

Шах проводил радикальную вестернизацию Ирана. Во внешней политике он безусловно ориентировался на США. Так, шахский Иран был единственным исламским государством, поддерживающим дружеские отношения с Израилем. Шах поддерживал проамериканские режимы в Чаде, Сомали и Омане. Любая оппозиция монархии была запрещена и жестоко подавлялась спецслужбой САВАК, применявшей изощрённую жестокость. В её застенках сидели сотни тысяч иранцев. Особенную угрозу шаху представляло исламское духовенство, поскольку «Белая революция» Пехлеви не была популярной среди религиозного населения Ирана. Одним из самых непримиримых критиков шаха был священник из Кума Рухолла Хомейни.

Хомейни осуждал прозападную внешнюю и внутреннюю политику шаха. Вслед за его арестом 5 июня 1963 года по Ирану прошла серия демонстраций и акций протеста, в результате силового разгона которых погибло от 86 (по официальной информации) до 15 тысяч (по информации протестовавших) человек. Хомейни был помещён под домашний арест, но через 8 месяцев вновь вышел на свободу и продолжил антишахскую деятельность. В ноябре 1964 года Хомейни был арестован и выслан из страны.

В эмиграции Хомейни продолжил революционную деятельность. В своем главном труде, «Исламское государство» (перс. ولایت فقیه‎ — Велайят-е факих), он изложил основные принципы государственного устройства, которое потом будет названо исламской республикой. Книги и аудиокассеты с выступлениями имама контрабандой перебрасывались в Иран и распространялись среди населения, читались в мечетях.

Тем временем, политика Пехлеви практически не изменилась. В 1970-х произошёл целый ряд событий, усугубивших положение монархии.

Так, в 1971 году широко отмечалось 2500-летие персидской монархии в археологическом комплексе Персеполис. К специальному приёму, на который были приглашены исключительно зарубежные гости, власти заготовили более тонны осетровой икры. Особое раздражение среди населения вызвал тот факт, что в то же время в Систане, Белуджистане, и даже в Фарсе (месте проведения торжеств) была сильная засуха и угроза голода.[1][2]

Нефтяной бум, последовавший за кризисом 1973 года, стал причиной небывалой инфляции.[3] При этом в Иран были приглашены десятки тысяч иностранных специалистов, которые стали внедрять американское оборудование нефтедобычи.

Госаппарат был насквозь коррумпирован. В 1976 году шах решил заменить традиционный иранский календарь, теперь летоисчисление шло от восхождения Кира Великого на царский престол. Последней каплей стала противоречивая смерть сына Хомейни — Мустафы. Хотя официальной версией смерти был сердечный приступ, версия об убийстве была более распространённой.

1977 году под давлением администрации вновь избранного президента США Джимми Картера шах ослабил репрессии против критиков режима и освободил несколько сотен политических заключённых. В Иране начали на легальной либо полулегальной основе появляться группы политической оппозиции: конституционалисты, марксисты и исламисты. Легальная деятельность оппозиции позволила канализовать протестные настроения в иранском обществе, связанные с притеснением религии, внутриполитическим курсом на персидский национализм в сочетании с проамериканской внешней политикой, политикой «государственного капитализма» на фоне массовой бедности.

Основную массу активных оппозиционеров составляли духовенство и интеллигенция, пользовавшиеся доверием широких слоев населения, особенно в регионах, населённых национальными меньшинствами (Курдистане, Лурестане и Азербайджане). В целом оппозиция группировалась вокруг идей наднационального «исламского социализма», которые в зависимости от конкретной политической партии трансформировались в ту или иную сторону с разной степенью радикализма.

Конституционалисты, костяк которых составлял Национальный фронт Ирана, выступали за создание конституционной монархии с демократическими парламентскими выборами.

Марксисты из-за плохой организации сдали свои позиции. Крупнейшей партией левого толка в Иране была «Партия народных масс Ирана», пользовавшаяся непосредственной поддержкой Советского Союза. Левые выступали за силовую смену власти и физическое устранение шаха. Они сыграли свою роль в победе революции, однако из-за антиклерикальной позиции в первый свободно избранный парламент не вошли.

Среди исламистов особенно выделялось Движение за свободный Иран, в рядах которого был первый премьер-министр после-революционного Ирана Мехди Базарган. Участники движения выступали за смену власти без крови, в рамках закона.

Последователи Хомейни организовали Общество борющегося духовенства, куда вошли Мортеза Мотахари, Мохаммад Бехешти и Али Акбар Хашеми Рафсанджани, которые после победы революции займут высокие государственные посты.

[править] Начало революции

Непосредственным началом Исламской революции принято считать события января 1978 года в Куме (традиционно религиозном городе), когда демонстрация студентов против клеветнической статьи о Хомейни в государственной газете была расстреляна полицией. По официальным данным, в ходе усмирения беспорядков погибли 2 студента. По данным демонстрантов — 70 человек. По шиитской традиции, поминальные службы о погибшем идут 40 дней, и через 40 дней после разгона демонстрации в Куме, 18 февраля бунт вспыхнул в Тебризе (его подавление также привело к человеческим жертвам), затем всё повторялось: 29 марта и 10 мая и далее волнения возникали во всех крупных городах.

Шах, в надежде успокоить население, обещал провести свободные выборы в июне. Кроме того, Мохаммед Реза Пехлеви попытался предпринять срочные антиинфляционные меры, которые привели только к массовым увольнениям рабочих. Без персонала, в большинстве своём примкнувшего к демонстрантам, заводы начали простаивать. К ноябрю 1978 года экономика Ирана была окончательно подорвана массовыми стачками.

Не в силах предпринять что-либо ещё, шах обратился за помощью к США. Однако, Президент США Картер не решился оказать военную поддержку режиму Пехлеви, поскольку даже в западной прессе он подвергался жёсткой критике за репрессии против оппозиции и нарушения прав человека. В администрации американского президента произошёл раскол относительно того, стоит ли вводить в Иран войска. Советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский выступал за интервенцию, тогда как многие сотрудники Государственного департамента считали, что революцию уже невозможно предотвратить никакими средствами. Делегации американских государственных деятелей несколько раз в течение 19771978 годов встречались с шахом, однако никакой единой позиции за это время выработать не удалось.

[править] Военное положение

После взрыва в Абаданском кинотеатре, в результате которого погибло более 500 человек, в сентябре 1978 года шах ввел в стране военное положение, предусматривавшее запрет на любые демонстрации. Несмотря на запрет, массовая акция протеста прошла в Тегеране. По информации протестующих в разгоне акции участвовала техника. Погибли 87 человек, в том числе 3 женщины.

События в Тегеране послужили началом всеобщей забастовки работников нефтяной промышленности. В октябре практически все нефтедобывающие предприятия, НПЗ, нефтеналивные порты остановились. Вслед за этим к концу года прекратили работу все предприятия тяжёлой промышленности, машиностроения, металлургии. 2 декабря в Тегеране прошла 2-миллионная демонстрация с требованием сместить шаха.

[править] Бегство шаха

16 января 1979 года Мохаммед Реза Пехлеви вместе с шахбану бежали из Ирана по настоянию премьер-министра Шапура Бахтияра. Это событие вызвало ликование в среде протестующих. Толпы тегеранцев срывали со зданий барельефы, портреты и прочие символы последней иранской династии. Бахтияр распустил САВАК, освободил политических заключённых, а также велел армейскому начальству не препятствовать демонстрантам и пообещал в ближайшее время провести в Иране свободные выборы. Через некоторое время он связался с Хомейни и попросил его вернуться в Иран для помощи в составлении новой конституции.

[править] Победа революции



Аятолла Хомейни спускается по трапу в аэропорту Мехрабад, утро 1 февраля 1979

[править] Шах ушёл, Имам пришёл

Основная статья: Возвращение Хомейни в Иран

1 февраля 1979 года аятолла Хомейни вернулся в Иран после 15-летней ссылки. В столичном аэропорту Мехрабад его встречали восторженные тегеранцы. На улицы города вышли миллионы людей с портретами аятоллы, кричащие «Шах ушёл, Имам пришёл!». В тот же день Хомейни отверг предложение Бахтияра о создании правительства «национального единства».

Сразу после приземления Хомейни направился на кладбище Бехеште-Захра, в южном пригороде Тегерана. Там он произнёс свою 20-минутную речь, в которой назвал «самого Бахтияра, его правительство, его парламент и всех его приспешников незаконными» и обещал «выбить зубы этому режиму».[4]

4 февраля он сам назначил премьер-министра, которым стал Мехди Базарган. Бойцы сил правопорядка переходили на сторону последователей Хомейни. 9 февраля в аэропорту Мехрабад произошёл бой между «хомейнистами» и лояльными Бахтияру гвардейцами, начавшийся с мелкого спора. Бой перекинулся на весь город и приобрел уличный характер. Сторонники Хомейни взяли под контроль полицейские участки, военные части и начали раздавать оружие населению. В этих условиях Высший военный совет (Генштаб) 11 февраля объявил о своем нейтралитете.

Шапур Бахтияр бежал во Францию, где основал Национальное движение сопротивления, оппозиционное Хомейни. Убит в 1991 году.

[править] Временное правительство [править] Государственное переустройство

В стране был проведен референдум, следствием которого было провозглашение 1 апреля 1979 года Исламской Республики Иран. В декабре того же года была принята новая конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице имама Хомейни (после его смерти — его преемнику), а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер[5].

[править] Последствия [править] Внутриполитические последствия

Государственная, кооперативная и частная собственность — три сектора экономики новой республики. Вмешательство и влияние западных держав ликвидируются. Страна принципиально отвергает капитализм и коммунизм и противопоставляет им собственный, «исламский» путь развития. Что это означает практически — не вполне ясно. Известно лишь, что развитие страны по тому пути, который был избран для нее шахом, приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжает существовать, как существует и мощнейший созданный усилиями шаха государственный сектор в экономике. Но в условиях резко обострившегося противостояния Ирана вначале чуть ли не всему миру, затем в основном странам Запада (в первую очередь — США) говорить о продолжающемся развитии капиталистических связей приходится с осторожностью и оговорками. Если они и продолжали существовать и более или менее активно развиваться, так только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны, — в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны[5].

[править] Внешнеполитические последствия [править] Пропаганда исламской революции

Непосредственно после свержения шаха иранское общество находилось в состоянии эйфории, многим казалось, что с устранением абсолютизма решатся все проблемы, сама собой исчезнет коррупция, наступит свобода, люди станут жить большой семьёй, соблюдая при этом добрые законы шариата; доходов от нефти хватит на то, чтобы в условиях справедливого распределения гарантировать населению высокий уровень жизни, обеспечить хорошую инфраструктуру, сделать бесплатными основные социальные услуги. Эйфория от революции привела к тому, что Иран организовал активную пропаганду исламской революции, идей аятоллы Хомейни по поводу исламского образа жизни, и критика капитализма и коммунизма за рубежом. Пропаганда принесла обратный результат — многие страны стали относиться к Ирану с подозрением, а позднее, во время ирано-иракской войны, были склонны поддерживать Ирак.

[править] Участники событий
  • Рухолла Хомейни — лидер Исламской революции, пробыл во главе государства до своей смерти в 1989 году. Похоронен на военно-мемориальном кладбище Бехеште-Захра.

  • Абольхасан Банисадр — первый избранный президент Ирана, 21 июня 1981 года снят с должности, 22 июня бежал из страны. Живёт во Франции.

  • Али Хаменеи — ближайший соратник Хомейни, после революции — командующий Корпусом стражей, в 1981—1989 — президент, с 1989 года — высший руководитель Ирана.

  • Акбар Хашеми-Рафсанджани — соратник Хомейни, основатель Исламской республиканской партии, первый председатель парламента Исламской республики. Президент Ирана в 19891997 годах.

  • Мехди Базарган — первый премьер-министр переходного правительства. Ушёл в отставку 4 ноября 1979 года. Умер в Швейцарии в 1995 году.

  • Шапур Бахтияр — последний шахский премьер-министр, бежал во Францию в апреле 1979 года. Убит в Париже в 1991 году.

  • Мохаммед Реза Пехлеви — последний шах, бежал 16 января 1979 года, умер в Каире в 1980 году.

  • Реза Кир Пехлеви  — сын Мохаммеда Резы Пехлеви, прямой наследник престола. Бежал в США в 1978 году.

  • Нассер Могаддам — последний председатель шахской службы безопасности (САВАК). Расстрелян 11 апреля 1979 года.

  • Хасан Пакраван — деятель имперских спецслужб. Расстрелян 11 апреля 1979 года.

  • Нематолла Нассири — деятель имперских спецслужб. Расстрелян 15 февраля 1979 года.

1) Демократия - - западное понятие , в России приобрело двойственный смысл . соответствии с западной традицией имеет значение ответственного квалифицированного народовластия, воплощения либерального нравственного идеала на всех уровнях большого общества. Д. - социально-коммуникативная правовая система , предполагающая возможность и необходимость постоянного диалога личностных культур, субкультур в целом с целью возрастающего взаимопонимания, взаимопроникновения, постоянного учета результатов диалога при принятии решений. Д. - возрастающий по важности инструмент массового изменения представлений о комфортном и дискомфортном состояниях через общение , развитие консенсуса . Демократия является интенсивной формой интеграции общества, различных его слоев, культур, субкультур. Д. возможна как метод развития культуры от личностной до культуры в целом, направленный на преодоление социальных противоречий, превращение конфликтов в подлежащие разрешению проблемы. Д. - это по сути дела тяжелая работа по постоянному установлению интеграции общества, прежде всего культурной, через динамичное взаимопроникновение личностных культур. Прогресс в динамичном большом обществе возможен только на основе Д., так как она является механизмом распространения в масштабе общества в массовом сознании новшеств, новых идей, подготовляет принятие обществом определенных социокультурных изменений. Начиная с определенной ступени усложнения общества, в особенности в обществе, где действует основной закон социальных систем большой сложности , развитие Д. и прогресс культуры и социальных отношений неотделимы друг от друга, так как их единство возможно лишь на основе совершенствования способности общества следовать социокультурному закону. Д. включает двуединый процесс , т.е. культивирование центров творчества и распространения культурного богатства этих центров на все общество (Двуединый характер социального развития). Д. деградирует, если она сползает к одному из этих полюсов. Культивирование центров творчества в ущерб приобщению к их результатам всего общества может привести к снижению творчества, к авторитаризму. Культивирование периферии в ущерб ведущим центрам может стимулировать отсталость вплоть до архаики. Д. может стать предпосылкой для господства гибридного соборно-либерального идеала, когда либеральнодемократические лозунги используются для утверждения вечевых локалистских и уравнительных идеалов. Из основного заблуждения интеллигенции вытекает вера , : что сама форма Д. (см. Организационный фетишизм ) достаточна для обеспечения Д. При этом забывается необходимость развития соответствующего менталитета . Одновременно в соответствии с византийской традицией Д. понимается как анархия , отсутствие законности и порядка, своеволие людей, групп, падение дисциплины. Фактически этот подход приобретает значение синонима вечевого нравственного идеала в условиях неадекватного ему большого общества, движения за господство локализма , роста независимости малых групп от центральной власти на основе традиционализма и т.д. Традиционная цивилизация и культура не знают Д., так как их задача - сохранение сложившегося идеала, подавления новшеств, превышающих некоторый шаг новизны, что свидетельствует о власти прошлого над будущим, традиций над новшествами, сообщества над личностью , отсутствия права меньшинства сохранить свою точку зрения. Реальная Д. по самой своей сути может основываться лишь на медиации, поиске новых форм дисциплины, но медиация занявшая господствующее положение в обществе может утверждать свое господство лишь в процессе расширения Д. Д. должна быть выстрадана в повседневной борьбе за снятие вечевого идеала, его разновидностей, т.е. соборного и авторитарного идеалов. Развитие Д. есть развитие качественно нового менталитета в массовом масштабе. В условиях раскола административное внедрение Д. особенно опасно, так как неизбежно превратит зачатки диалога в конфликт несовместимых монологов, будет способствовать выходу на первый план консервативных архаических сил, стремящихся сокрушить модернизацию. Попытки внедрить Д. административными методами неизбежно нарушат социокультурный закон, так как установление демократической организации может вступить в конфликт с личностной культурой людей. Они могут воспринимать Д. с присущим ей плюрализмом как изощренную форму обмана , как отводящую глаза говорильню, как способ уклониться от труда .

2) Демократия - (от греч. demos и kratos - народовластие) - форма общественно-политического устройства, при котором власть становится результатом законно осуществляемого волеизъявления общества в целом (" народа "). Основывается на правовом равенстве граждан. Различны оценки демократии - от лучшей из возможных форм общественного устройства до "демонократии" (Г.Федотов). В нынешней России: " демократия - это свобода от ответственности" и "это нехристианское изобретение ". Аргументы защитников демократии: 1) Она опирается на уважение к достоинству человека , понимание основных нужд его природы. 2) Общество способно само себя организовать и направлять свое развитие , поэтому авторитаризм следует отвергнуть во имя свободы и прав человека. 3) Демократия - гарант самореализации и инициативы человека, его права на риск и действие в неопределенных ситуациях , когда никакой авторитет ничем не поможет. 4) Демократия означает готовность и умение согласовывать различные или взаимно противоречивые интересы с точки зрения общего блага . 5) "Всеобщая Воля " - источник законных политических установлений, она же определяет, что является общим благом . 6) В условиях демократии человек в полной мере отвечает за свои действия и их последствия. Правовая ответственность предполагает нравственную зрелость. "Демократия означает веру в то, что гуманистическая культура должна восторжествовать" (Дж. Дьюи). 7) Правовое равенство - не идол и не идеал , а противоядие злоупотреблениям власти - жестокости и рабству. "Я демократ, потому что верю в грехопадение... Истинное оправдание демократии в том, что мы существа падшие, и человеку нельзя доверять власть над собратьями" (К.Льюис). Демократия в политике не отменяет неравенства людей в религиозном плане , культурном творчестве, в личной жизни. Возражения против демократии: 1) Она безразлична к святыням, без которых нет полнокровной человеческой жизни. 2) Авторитет в обществе не менее необходим, чем правовое равенство всех его членов. 3) Власть не должна считаться чисто секулярной, потому что принцип власти - от Бога и она ответственна перед Ним; лицо, наделенное властными полномочиями, должно действовать в духе Высшей правды. 4) "Всеобщая воля" - фикция , создаваемая средствами пропаганды и механизмом проведения выборов. 5) Общее благо должно мыслиться религиозно, а не секулярно. 6) Законность и правопорядок мыслимы и при авторитарных режимах, напр., в условиях монархии как власти с религиозной санкцией. 7) Е.Трубецкой: необходимо "совлечь с нее [демократии] образ звериный и сообщить святость ее делу... И если русская демократия не определится как демократия христианская, то Россия погибнет бесповоротно и окончательно". (См. также: ГОСУДАРСТВО ; МОНАРХИЯ ).

3) Демократия - - дословно означает " власть народа ", но по сути это просто слово . Обычно демократию противопоставляют тоталитаризму , как одной из форм деспотизма , что представляется весьма сомнительным, так как по другой сути демократия и есть одна из форм тоталитаризма (деспотизма), и их не надо противопоставлять: "Из всех самых изощренных орудий деспотизма я могу рекомендовать собрание народных представителей, где большинство подкуплено и нанято, а несколько способных и находчивых людей своими смелыми речами создают у народа иллюзию, что он свободен" - сказал еще в 1821 году священник Синди Смит [6]. В основе этого наблюдения Синди Смита лежит тот факт , что демократия и капитализм являются понятиями несовместимыми. Любая капиталистическая страна по определению является капиталистической, т.е. в такой стране власть принадлежит капиталистам и капиталу , а также тесно связанным с ними структурам (прошедшим сложную эволюцию вплоть до преобладающего действия негуманоидных процессов), но ни как не народу. Правда иногда, очень редко, но все же говорят, что, мол, капиталисты - это тоже народ (часть народа). Представляется, что в данном случае это все же не так, так как подобный подход позволяет любой (!) режим называть демократическим. Необходимо отметить, что формы тоталитаризма все время меняются, а сущность остается: - и демократия, и тоталитаризм, не что иное, как способы управления большими массами людей (как и все прочие варианты управления, если речь идет именно об управлении); - оба способа реализуются путем привлечения к управлению народом малого количества людей (правящей номенклатуры), которые навязывают остальным (народу) и обществу свое видение того, как необходимо действовать, что делать, о чем думать и т.п.: в тоталитарных системах это малое количество практически назначается власть имущими, в демократических "выбирается" из определенным образом (в зависимости от строя и традиций) выделенного контингента претендентов; - существует мнение , что демократия - наиболее прогрессивный принцип управления; возможно, что это и так, но теория и механизм его реализации (конкретная структура демократического принципа управления) человечеством в целом в настоящее время еще не разработан, хотя некоторые основные положения вроде бы ясны и были воплощены уже в далекой древности; правда, народы от них неоднократно отказывались. Учитывая то, что демократический принцип управления, в отличие от тоталитарного, является негуманоидным, то есть реализуется не в результате действия человеческого разума и морали, но в результате случайного соотношения сил и конкретных поступков отдельных людей, институтов, спецслужб и т.п., демократическому государству необходимо иметь специфические институты контроля за свободно развивающимися процессами, которые можно определить как "систему противовесов", "защиты от негуманоидных процессов" и т.п. Это могут быть: традиции , независимый институт экспертизы проектов, упрощенные доступные пониманию "среднему" человеку законы , специальные общественные структуры (советы, народный контроль типа ленинской "рабоче-крестьянской инспекции" - рабикрина) и т.п. Ассоциативный блок. Любое управление производится в определенных пространственных и исторических условиях и преследует некоторую цель . Не может быть управления вообще - "управления ради управления". Но тогда: "Что такое демократия?" Интересным является также вопрос : "Существуют ли в настоящее время страны с демократической формой правления?"

4) Демократия - (греч.- народ и власть ): народовластие, участие народа в осуществлении власти в государстве. Как форма политического правления демократия возникла в Древней Греции в виде полисной демократии, где вся полнота государственной власти принадлежала непосредственно народному собранию, формировавшему исполнительные и судебные органы . Элементы демократии в форме выборности существовали и в средние века , но в целом реализация демократических принципов на практике относится к 19-20 вв. Современная концепция демократии базируется на положениях либеральной теории о свободе личности, ее неотъемлемых правах, закрепляемых в конституции и реализующихся через систему представительных институтов правового государства. Представительная демократия является основной формой современного государства и характеризуется разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, политическим плюрализмом. Традиция прямой демократии сохраняется в праве народа на проведение референдумов, закрепленном в конституции. Понятие Д. может быть применено для характеристики отношений внутри какой-либо организации (производственная Д., партийная Д.).

5) Демократия - (от греч. demos — народ , kratos — власть , правление) — форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д. При непосредственной Д. основные решения принимаются самими избирателями (напр., посредством референдумов), при представительной Д. решения принимаются выборными учреждениями (напр., парламентами). Форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, гарантирующих меньшинству осуществление определенных индивидуальных или коллективных прав (таких, напр., как свобода слова, вероисповедания и т.д.), называется либеральной, или конституционной, Д. Впервые демократический образ правления утвердился в Др. Греции. Отцом греч. Д. считается Солон, начавший в 594 до н.э. реформу государственного устройства Афин. Первые письменные фиксации слова “Д.” встречаются, однако, лишь в текстах втор. пол. 5 в. до н.э. (Эсхил, Геродот). Понадобилось не менее полувека, чтобы осмыслить новую реальность — народовластие. Д. отсутствовала в средневековом феодальном обществе, не имевшем ни государства, ни гражданского общества в современном смысле . Начиная с 17 в. демократический способ управления постепенно утверждается в развитых западноевропейских странах. Так, во Франции в 1814 было 100 тыс. избирателей при населении 30 млн человек . Женщины получили право голоса только после Первой мировой войны (в Швейцарии в 1971). Только в 1970-е гг. возраст самых молодых избирателей был снижен до 18 лет. Определение Д. как общественного строя, при котором власть находится в руках народа, не удовлетворяло уже ни Платона , шАристотеля, различавших Д., регулируемую законами, и Д., лишенную правил. В последнем случае народ, т.е. большинство, попадая под влияние демагогов, устанавливает свою неограниченную власть над теми, кто остался в меньшинстве. Чисто формальная Д., не ограниченная никакими содержательными требованиями, способна привести к господству массы (охлократии) и к установлению самых крайних форм административной системы, вплоть до открыто тоталитарного общества. Известно, что Гитлер пришел к власти в 1933 в результате вполне демократических выборов. “Формальная демократия , т.е. право на свободное, равное и тайное голосование как таковое, отнюдь не является гарантией свободы, напротив, скорее угрозой ей” (К. Ясперс). Д. означает периодическое обновление системы власти путем свободного, регулируемого законом волеизъявления граждан. Понятие “Д.” неразрывно связано с понятием “ гражданское общество ”, охватывающим сферу спонтанного, огражденного законом самопроявления индивидов и добровольных ассоциаций и включающим всю совокупность неполитических отношений в обществе. Гос-во устанавливает законы, препятствующие прямому вмешательству и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти. Основным инструментом обратного воздействия гражданского общества на гос-во является Д. Демократические выборы органов государственной власти представляют собой краткие, регулярно повторяющиеся периоды доминирования гражданского общества над гос-вом, управляемых над управляющими. Результатом такого доминирования является обновленное гос-во, приведенное в большее соответствие с гражданским обществом . Полноценная Д. возможна лишь в случае, если есть устойчивое гражданское общество, способное использовать ее в качестве инструмента приведения гос-ва в большее соответствие с теми ценностями, которые разделяет гражданское общество. В свою очередь само существование гражданского общества, руководствующегося в своей жизни правилами, установленными гос-вом, является стабильным и продуктивным, если в распоряжении гражданского общества есть Д. как решающее средство воздействия на гос-во. Связь Д. с развитым гражданским обществом является ключом к пониманию Д. и объяснением того, почему в странах, где гос-во не имеет в качестве своего противовеса гражданского общества, Д. оказывается неэффективной, а иногда даже вредной. Общество представляет собой как бы две модели человеческой взаимосвязанности, накладывающиеся друг на друга и чередующиеся. Общество первой модели предстает как структурная, дифференцированная и зачастую иерархическая система политических, правовых и экономических уложений с множеством типов оценок, разделяющих людей по типу “больше” или “меньше”. Общество второй модели оказывается неструктурной или рудиментарно структурированной, недифференцированной общностью равных личностей. Структурные отношения , открыто предполагающие неравенство людей, включают, в частности, их отношения по должностям, статусам, социальным ролям и т.п. Противоположностью таких отношений являются коммунитарные, или общинные, отношения, предполагающие равенство людей и особенно отчетливо проявляющиеся в переходных ситуациях : революции, выборы (сообщество равных в своих правах избирателей), перемена работы (сообщество безработных), перемещение в пространстве (пассажиры транспорта) и т.п. Коммунитарные отношения доминируют в религиозных общинах , в университетских сообществах, на митингах и демонстрациях , в политических партиях и т.п. Наиболее яркими, можно сказать, парадигмальными примерами коммунитарных отношений являются отношения подлинных друзей и влюбленных. И в том, и в др. случае люди вступают в отношения как целостные личности, во всем равные друг другу. Структурные отношения иногда называются вертикальными, а коммунитарные — горизонтальными. “Любое общество — современное или традиционное, феодальное или капиталистическое — характеризуется системой межличностных коммуникаций и обменов, как формальных, так и неформальных. Некоторые из этих связей носят преимущественно “горизонтальный” характер , сводя вместе обладателей равных статусов и возможностей. Др. связи в основном “вертикальны” и объединяют неравных людей с помощью асимметричных отношений подавления и зависимости. В реальном мире, разумеется, связи обоих типов соседствуют между собой...” (Р. Патнэм). Коммунитарные отношения выражают глубинную сущность человека — единство всех людей, их родовую общность. В известном смысле они фундаментальнее структурных отношений. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику и неустойчивое равновесие “общинноcти”, или равенства, и структурности, или неравенства. Д. является основным средством, с помощью которого общество приводит в относительное соответствие и во временное равновесие структурные и коммунитарные отношения. Д. — это немногие дни и часы, когда все члены общества становятся равны друг другу (в качестве избирателей) с тем, чтобы путем своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме постоянно существующее между ними неравенство. Д. как периодическое кратковременное господство коммунитарных отношений над структурными с целью изменения и обновления последних является эффективной только в условиях индивидуалистического, но не коллективистического общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Коллективистическому обществу нет необходимости прибегать к Д. для обновления своей структуры. Если даже оно сохраняет демократические процедуры, как это было в коммунистическом обществе, Д. становится чисто формальной. Участие в выборах делается не только правом гражданина , но и его обязанностью , “выбор” предлагается сделать из одного, безальтернативного кандидата, итоги голосования подводятся людьми, уполномоченными на это господствующей элитой, и т.д. Национал-социалистическое общество вообще презрительно относилось к Д. и не находило нужным проводить хотя бы формально-демократические выборы. Реальное обновление структуры коллективистического общества производится не рядовыми избирателями, а правящей элитой, действующей по ею же самой разработанным правилам. Равновесие между структурными и коммунитарными отношениями достигается путем постулирования будущего совершенного мира, в котором коммунитарные отношения будут безраздельно господствующими. Реально же существующее общество, отличающееся особо жесткой структурностью, объявляется временным и преходящим, всего лишь несовершенным преддверием будущего. Эпохой господства коммунитарных отношений в коммунистическом обществе провозглашается коммунизм , в национал-социалистическом обществе — будущее чисто арийское гос-во, завоевавшее все необходимое для своего устойчивого (“тысячелетнего”) существования. Текущее равновесие коммунитарных и структурных отношений в коллективистическом обществе частично способствует т.н. повседневная Д.: регулярные собрания; многолюдные демонстрации и митинги; праздники , которых чрезвычайно много; дни выборов (без выбора), всегда оформляемые как праздник, и т.д. Д. не коренится ни в природе человека, ни в природе общества. Она не является ни общечеловеческой, ни универсальной социальной ценностью и предполагает для своей эффективности целый ряд социальных условий и ин-тов. Одно из основных условий — существование устойчивого гражданского общества. Др. условием является правовое гос-во— гос-во, в котором законы имеют равную силу для всех и изменение законов происходит только правовым путем. Такое гос-во предоставляет человеку ту защиту от насилия, при которой только и может проявиться значимость его взглядов и воли. Д. предполагает, далее, возможность открытой, ничем не ограниченной дискуссии. Чтобы последняя могла осуществляться на основе подлинной осведомленности, необходима свобода прессы, собраний, свобода слова. Д. требует также существования конкурирующих между собой политических партий. Стабильность Д. придает также то, что можно назвать демократическим образом жизни: в массе населения должно постоянно жить сознание свободы и осознание той цены, какой она была завоевана. Осознание ценности свободы должно дополняться наличием у основной массы населения определенных привычек ( этоса ) совместной жизни, становящихся как бы само собой разумеющимся свойством человеческой натуры (уважительное отношение к закону, терпимость в общении, уважение к правам других, внимание и готовность помочь, отказ от насилия над группами меньшинства, постоянная готовность пойти на компромисс в житейских вопросах и др.). Еще одно важное условие Д. — достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. “ Эмпирический опыт свидетельствует, что эффективная демократия является коррелятом социоэкономической модернизации... Благосостояние облегчает бремя, как общественное, так и частное, и совершенствует социальное устройство” (Патнэм). Д. предполагает также писаную или неписаную конституцию, ограждающую свободу, права человека и правовое гос-во от посягательств временно пребывающей у власти партии большинства. Д. требует отделения политики от экономики, разделения власти на три ветви и эффективно функционирующей судебной системы. Д. всегда существует в определенном социальном контексте , ее формы, размах и эффективность меняются с изменением этого контекста. О ПопперК.Р. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т. 1 — 2; Ясперс К. Смысл и назначение истории . М., 1994; Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995; Гаджиев К.С. Политическая наука . М., 1996; Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996; ИвинА.А. Философия истории . М., 2000. А.А. Ивин

6) Демократия - (от греч. demos - народ и kratos - власть ) - форма государственного правления, при которой власть принадлежит наиболее неимущей, а потому невоспитанной, необразованной и невежественной части населения. Такая форма правления, как правило , крайне неустойчива и часто переходит в олигархическую форму правления либо ведет к тирании (диктатуре) или власти демагогов (или к какой-либо комбинации указанных форм).

7) Демократия - (греч. "demoz", " народ " и "kratoz", " власть ") - форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом . Противоположна автократии, аристократии и олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной, совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время . Современная демократия была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может сочетаться с либерализмом (либерал-демократия, "правая демократия") или с социализмом ( социал-демократия , "левая демократия").

8) Демократия - (от греч. demos - народ и kratos - власть ) - форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти. Признается право народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

9) Демократия - (от греч. demos- народ и kratos — власть ) — 1. Форма государственно-политического устройства, к-рой присущи следующие признаки : признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, выборность осн. органов власти, верховенство закона . Возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с появлением государства. Ее конкретно-исторические формы генетически обусловлены способом производства и спецификой социально-политической жизни об-ва; она “служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества” (Ленин В. И. Т. 42. С. 276). Каждая последующая ступень развития об-ва предоставляет большие возможности для реализации демократических прав и свобод и вместе с тем создает известные ограничения для полного воплощения принципов Д. Существуя в условиях разделения об-ва на классы , Д. неизбежно носит классовый характер и служит реализации господства того класса , в руках к-рого находятся средства производства и политическая власть. Д. зачастую становилась формой диктатуры господствующего класса. 2. В широком смысле слова Д.— форма организации и функционирования самоуправляющегося общественного организма (понимаемого и как отдельный социальный институт , и как определенная сфера общественной жизни), основанная на принципах равного права всех членов об-ва (организации, коллектива ) принимать участие в управлении им, выборности руководящих органов, их подотчетности выборщикам. В этом смысле Д. существует не только в политической сфере, но и в др. сферах общественной жизни — в экономике (производственная Д.), в деятельности общественных организаций, не входящих в политическую систему об-ва. Различают непосредственную и представительную Д. При первой осн. решения принимаются самими избирателями (на народных собраниях, путем референдумов), при второй — выборными учреждениями (напр., парламентами). В условиях перестройки на основе восстановления и развития ленинской концепции взаимосвязи Д. и социализма должно произойти коренное изменение всей системы общественных отношений, преодолено отчуждение трудящихся от собственности, от самого процесса труда , управления и духовных ценностей. Этому призвана служить политическая реформа , осн. цель к-рой — радикальная демократизация всей политической системы, утверждение социалистического самоуправления народа, т. е. власти трудящихся, действующей в их интересах и осуществляемой ими же самими. Обновление социализма требует нового видения Д. и серьезных усилий по реализации ее потенциала не только в политической, но и в др. областях общественной жизни. В центре этих усилий — повышение роли личности в об-ве, превращение каждого труженика в реального собственника средств производства, жизненно заинтересованного в эффективной и качественной работе, в выработке и выполнении управленческих решений, в контроле за деятельностью руководителей. Этим же целям соответствуют и новая концепция централизма, и курс на повышение роли Советов, трудовых коллективов и общественных организаций, четкое разграничение прав и функций государственных органов разного уровня, укрепление правопорядка, формирование социалистического правового государства. На подъем творческой активности масс и перестройку общественного сознания направлено развитие гласности, критики и самокритики, требование безусловного учета общественного мнения при выработке решений и др. форм демократизации духовной жизни.



Соответственно фашизм - это прежде всего сильный государственный аппарат, сформированный по идеологическому и политическому признаку, жесткая или военная дисциплина, без которой невозможно эффективное управление государством в условиях внутренних и внешних конфликтов и противоречий. Однако, слово тоталитаризм здесь абсолютно неуместно, по крайней мере в чистом понимании понятия "фашизм", а не в конкретных формах его проявления, которые также зачастую крайне неуместны и являют собой примеры стереотипного мышления. В сущности при Ф. народ сам делегирует полномочия "фашистскому" правительству, добровольно принимая его программу действий, ограничивая себя в части прав и свобод для достижения поставленных целей. Совершенно непонятно, к чему здесь упоминание, а фактически, приравнивание фашизма к понятиям нацизм и национал-социализм. Фашизм - это ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ по сути - авторитарная социал-демократия. Нацизм и национал-социализм - это ИДЕОЛОГИЯ, основанная на идее рассового или национального неравенства. Господа! Будьте политкорректнее!

Господин! Будьте политологически корректней! Не путайте и не путайтесь в понятиях "полит. движение", "полит. строй", "п.режим", "политическая идеология", "потулизм", "демократия", "авторитаризм" и т.д. и т.п. Не употребляйте не к месту такие "сильные" популистские АЛЛЕГОРии как: "сильный государственный аппарат" или механически ни к селу, ни к городу терминологию менеджмента: "эффективное управление". И тогда возможно ваша критика будет более конструктивной и действенной 07:37, 18 августа 2009 (UTC)

Что такое фашизм.

1) Радикализм - (лат. radicalis - коренной) - общественно-политический принцип , на базе которого объединяются сторонники крайних, решительных действий и взглядов.

2) Радикализм - (лат. – коренной) – политические течения, группы, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности действий. В 30 – 50-е гг. ХIХ в. к радикальным течениям можно отнести складывающееся революционно-демократическое движение, идеологами которого были А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др. (См. схему « Революционное направление общественной мысли в России в середине 19 в.».    



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!