СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по педагогике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по педагогике»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГБПОУ РС (Я) «ЯКУТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

















ДОКЛАД

Тема: «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС»























Выполнила: Михайлова Елена Алексеевна

Студентка 4 курса

Группы МПО-57



Якутск, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ЧТО ТАКОЕ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА?...........................................4

1.1. Структура профстандарта для педагогов………………………………....4-5

1.2. Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?...........................5-6

2. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС…………..7

2.1. Этапы формирования профессиональной компетентности………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………...9



ВВЕДЕНИЕ


Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Цель:

Формирование представления о профессиональном стандарте. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.

Задачи:

- Изучить документ «Профессиональный стандарт»;

- Раскрыть понятие компетентность педагога в реализации ФГОС;



ЧТО ТАКОЕ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА?


С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».

Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.


1.1. Структура профстандарта для педагогов

За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Учитель должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.


1.2. Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

  • Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

  • Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

  • Инструмента роста качества российского образования.

  • Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

  • Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.


2. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Таким образом, в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам ФГОС.

Компетентность педагога в реализации ФГОС заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Компетентность педагога в реализации ФГОС ООО – наличие специальных знаний и применение их на практике, владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, владение способами самовыражения и саморазвития, владение приемами саморегуляции, готовности к профессиональному росту, т.е. интеграция освоенных компетенций.

В научной литературе компетентности пытаются разграничить по видам. Согласно Марковой А.К., существуют следующие виды компетентностей:

- Специальная, или деятельностная профкомпетентность (наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике).

- Социальная профкомпетентность (принятые в профсообществе приемы профессионального общения).

- Личностная профкомпетентность (владение способами самовыражения и саморазвития, способность планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему).

-Индивидуальная профкомпетентность (владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации).


2.1. Этапы формирования профессиональной компетентности

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога СПО. Это необходимо в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС. Индикатором компетентности современного преподавателя СПО, что является ведущим компонентом профессионального потенциала личности - это ориентация на потребителя образовательной услуги. Педагог выясняет потребности студента, как будущего специалиста и постоянно работает над их удовлетворением. Таким образом, положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно для ориентации на достижение поставленной цели в процессе реализации ФГОС и поддержки компетенции ориентация на потребителя.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника.

И мы определили, что под профессиональной компетентностью принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.

Профессиональная компетентность современного педагога СПО в процессе внедрения ФГОС - сложный и многогранный процесс, основанный не только на общепедагогических принципах, но на современных требованиях к подготовке молодого специалиста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!