СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по предмету " Социально - бытовая ориентировка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад для тех кто работает с УО по предмету Социально - бытовая ориентировка

Просмотр содержимого документа
«Доклад по предмету " Социально - бытовая ориентировка"»

ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.

Одними из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно – воспитательная работа с ними. Однако непосредственно реализация данного принципа находит свое отражение в очень важном разделе программы – « Социально – бытовая ориентировка». Цель учебного процесса – сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни и труда и быта людей.

Успешное формирование у воспитанников адекватных представлений об окружающем во многом определяется умением учителя правильно строить педагогический процесс, используя разные формы и методы обучения.

Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с тяжелой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому занятия с детьми по бытовой ориентации организуются главным образом в форме экскурсий и уроков, которые ( уроки) проходят в виде сюжетно – ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

УРОК.

Уроки по социально – бытовой ориентировке организуются в специальном кабинете. В этом кабинете необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы ( телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.). Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, различные таблички типа « Магазин», « Почта», и т .п. Работа с этими пособиями дает детям более конкретные и относительно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изученному.

На уроках социально – бытовой ориентировки используются тетради или альбомы, куда воспитанники записывают адрес, номера телефонов экстренного вызова, некоторые сведения о стоимости продуктов питания и т.п. Кроме этого, здесь же могут быть наклеены картинки или открытки с изображениями различных видов транспорта, знаки дорожного движения, фотографии людей различных профессий.

Программа по данному предмету построена таким образом, что многие ее разделы («Правила уличного движения», « Транспорт», « Торговля» и т.п.) воспитанники изучают на протяжении нескольких лет. Это дает учителю возможность, с одной стороны, постепенно усложнять содержание тем, с другой – постоянно повторять пройденное. Закреплению и повторению материала отводится значительная часть времени на каждом уроке.

Обычно уроки социально – бытовой ориентировки проводятся в виде сюжетно – ролевых игр, в ходе которых воспитанники с помощью учителя воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения ( например, проводится игра « Поездка в автобусе», « В магазине» и т.п.) Ученикам сообщают необходимые сведения, связанные с темой урока, показывают, как нужно поступать в том или ином случае. Подражая учителю, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий.

В новой игре участие учителя в качестве одного из действующих лиц обязательно ( независимо от года обучения).

В игре учитель поочередно выступает во всех основных ролях ( например, продавца, кассира, покупателя в игре « Магазин»). Делать это необходимо, так как воспитанникам нужно показать все игровые возможности каждой роли ( какие игровые действия должен выполнить играющий, в какие отношения вступать с другими участниками игры и т.п.).

По мере того, как ученики овладевают новой игрой, степень непосредственного участия в ней педагога постепенно уменьшается. Но это от6нюдь не означает, что освоенная воспитанниками игра не нуждается в руководстве и дальнейшем развитии. Подсказывания детям новые действия, новые роли, подключаясь к ним в качестве участника игры, учитель способствует тому, что игра каждый раз строится по – новому, обогащается. С этой же целью необходимо менять атрибуты игры ( игрушки, предметы – заменители или реальные предметы.

Чтобы игры носили творческий характер, детьми необходимо руководить на всех стадиях обучения. Степень руководства, разумеется, меняется в зависимости от возраста воспитанников. Так, в младших классах руководство игрой осуществляется во многих случаях в форме совместных с детьми действий, а в старших классах – в форме советов, предложений, помощи в развитии замысла игры и т.п.

Проведение сюжетно – ролевых игр обычно соответствует определенным программным темам. Однако в отдельных случаях возможна замена темы и связанной с ней игровой деятельности. Например, не следует проводить игру « Посещение почты», если воспитанники никогда не были в настоящем почтовом отделении. Сюжетно – ролевые игры во всех случаях должны отражать личный опыт детей, определяться конкретными окружающими условиями.

Во время сюжетно – ролевых игр нужно следить за тем, чтобы воспитанники правильно передавали последовательность изображаемых событий. В том случае, если при разыгрывании какого – нибудь действия эта последовательность нарушена, необходимо остановить игру и объяснить детям ход сюжета. В дальнейшем при проведении экскурсии следует обратить внимание воспитанников, в какой последовательности выполняются те или иные действия в окружающей жизни.

В процессе организации игр учитель должен следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникающие между ними конфликты ( из- за игрушек, роли и т.п.), чтобы формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и учение помочь, уступить друг другу, а также другие необходимые в этой связи личностные качества.

ЭКСКУРСИЯ.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых. Например, при знакомстве с работой магазинов они должны не только уметь ориентироваться в торговом зале, знать назначение различных отделов, но и уметь оплатить покупку, попросить необходимое у продавца, завернуть и положить покупку в сумку и т.п. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни малоэффективны в работе с такими детьми.

В педагогике различают комплексные и тематические экскурсии. Комплексные экскурсии предусмотрены для наблюдений за объектами, имеющими отношение к относительно широким темам одного и того же раздела программы. Например, такая экскурсия проводится по улицам города для ознакомления с наземным транспортом. В этом случае задача комплексной экскурсии заключается в том, чтобы познакомить воспитанников с наземным транспортом в целом. Эта экскурсия предшествует тематической экскурсии « Грузовой ( пассажирский) транспорт».

Тематические, или целевые экскурсии предназначены для более глубокого изучения небольшого числа вопросов, относящихся к определенной программной теме.

Практика показывает, что воспитанники лучше усваивают материал экскурсии, если некоторые сведения по изучаемой теме им были сообщены предварительно. Например, перед проведением экскурсии к строительной площадке ( тема « Профессии людей» ) рекомендуется познакомить учащихся с машинами, механизмами и орудиями труда, применяющимися на данном производстве, с помощью различных средств наглядности фотографий, картин, диафильмов и т.д. Во время экскурсии воспитанники должны изучить вопросы, на которые им предстоит ответить после нее.

Учебная программа по социально – бытовой ориентировке определяет обязательные экскурсии, которые необходимо проводить по той или иной теме. Они планируются учителем заранее на всю четверть. Более подробно учитель отражает проведение экскурсии в поурочных планах.

Любая экскурсия требует большой организационной работы и включает три основных этапа: подготовку экскурсии, ее проведение и подведение итогов.

На первом этапе в процессе подготовки учитель составляет план экскурсии по теме, соответствующей программе данного года обучения, продумывает, какой образовательный и воспитательный материал даст воспитанникам намеченная экскурсия, и формулирует ее цель.

Успешность проведения экскурсий во многом зависит от правильной их организации. Учитель должен сам предварительно ознакомиться с объектами, которые будут наблюдать воспитанники. Это предварительное посещение поможет учителю составить план экскурсии, ее маршрут, определить задания для воспитанников.

Перед выходом на экскурсию учитель проводит с детьми короткую беседу о ее теме и целях. Воспитанники повторяют, куда и зачем пойдут, что будут наблюдать по дороге ( например, движение транспорта и пешеходов, действия милиционера). В процессе экскурсии следует как можно полнее использовать такую характерную для учащихся черту, как способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определенных ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. И только в результате неоднократных упражнений у детей формируются необходимые умения и навыки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

После экскурсии обязательно подводят итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Ученики отчитываются устно по вопросам, составленным учителем. При подведении итогов можно оформить альбом ( например, из картинок грузового транспорта), изготовить простейший макет – все это в дальнейшем можно использовать в качестве наглядных пособий.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ.

В педагогике различают три основных метода обучения словесный, наглядный и практический. В работе с тяжело умственно отсталыми детьми ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Что касается словесных методов, то они играют значительно меньшую роль по сравнению с вышеназванными. Это объясняется резким недоразвитием регулирующей функции речи у этих детей, вследствие чего не удается с помощью только словесных объяснений организовать их обучение. Словесные методы всегда должны сочетаться с использованием наглядности и собственной деятельностью воспитанников.

Рассмотрим применение различных методов обучения на уроках по социально – бытовой ориентировке.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ( УПРАЖНЕНИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ).

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности воспитанников и имеют большое коррекционное значение. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

На уроках по социально – бытовой ориентировке воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно – тренировочный характер. Так, проводятся различные упражнения, направленные на выработку умений пользоваться телефоном, радио – и телеаппаратурой и т.п.

К практическим методам относятся и письменные упражнения – выполнение заданий, связанных с написанием поздравительных открыток, заполнением бланков, занесением в тетрадь сведений учебного или бытового характера.

На уроках социально – бытовой ориентировки, используя иллюстрации из журналов, открытки, воспитанники составляют с помощью учителя, например, альбом о труде и профессиях людей, готовят фотомонтаж по теме « Наш город». Ответы воспитанников по содержанию рисунков помогают учителю проверить, насколько правильно они усвоили изучаемый материал. При изучении темы « Правила дорожного движения» воспитанники изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значение каждого цвета. На этом же уроке могут быть наклеены на картон различные знаки уличного движения.

Широко используются на уроках социально – бытовой ориентировки дидактические игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре ученики более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.

При проведении игр необходимо соблюдать определенный темп, не перенасыщивать игровые упражнения вопросами, обучать воспитанников умению следить за ответами товарищей. Учитель должен заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, представить себе возможные ответы воспитанников. Только при таких условиях игра будет подчинена учебно – воспитательным целям и принесет пользу.

Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учеников к новому материалу, или в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.

Предлагаю примеры игр, используемых на уроках социально – бытовой ориентировки.

«Кто больше знает транспортных средств?”( 4 год обучения).

Воспитанникам предлагается подобрать все картинки с изображением пассажирского транспорта и положить их на стол в ряд ( слева направо). Педагог вызывает 2 – 3 учащихся и просит перечислить, что они выбрали. Остальные проверяют правильность подбора картинок. Если есть ошибки, дети должны их найти и исправить.

После исправления ошибок дается следующее задание: отобрать изображения видов транспорта, на котором перевозят грузы, и положить в другой ряд, ниже. ( Обращается особое внимание на тех, кто ошибся при выполнении первой части задания).

Затем педагог подводит итоги и говорит, что в верхнем ряду находятся картинки с изображением транспорта, который перевозит людей и называется пассажирским, а в нижнем ряду – с изображением транспорта, который перевозит грузы и называется грузовым.

« Кто больше знает и умеет?» ( 7 класс)

Целью игры является расширение и закрепление знаний воспитанников о профессиях, трудовых действиях и орудиях труда.

Перед каждым участником игры на столе лежат большие картинки с изображением людей разных профессий ( строитель, швея, продавец и пр.), а также маленькие карточки, на которых нарисованы разные орудия труда, инструменты. Перед играющими ставятся соответствующие большой картинке маленькие карточки. Задача – как можно быстрее подобрать, кому что нужно для работы. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее подберет нужные карточки, а затем полнее расскажет о профессии тех людей, которые изображены на картинке, и объяснит, почему он подобрал именно эти маленькие карточки.

Чтобы усложнить сюжет, педагог может вводить в знакомые детям игры задания типа « Найди ошибки в использовании предметов». Например, воспитаннику показывают картинку, где дворник держит метлу ручкой вниз или « Незнайкины картинки». Нужно восстановить справедливость, поскольку Незнайка нарисовал строителя в белом колпаке, а повара – в монтажной каске.

Перечисленные игры помогают воспитанникам прочнее усваивать и закреплять полученные знания об окружающем. При этом занимательность является исходным моментом формирования познавательного интереса к урокам социально – бытовой ориентировки, оживляет и активирует учеников.

НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ, КАРТИНЫ, ОТКРЫТКИ И ФОТОСНИМКИ).

Особое место на уроках социально – бытовой ориентировки занимает демонстрация учебных фильмов. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Например, при ознакомлении сельских воспитанников с жизнью людей в городе или если пройденный материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

В первую очередь рекомендуется демонстрировать диафильмы или немые кинофильмы, предназначенные для детских садов. Во многих случаях оказываются полезными кинопособия, используемые в начальных классах общеобразовательной школы.

Темы, не связанные с показом движущихся объектов, следует изучать, используя видеофильмы и диапозитивы, их демонстрация может быть выборочной. Учитель имеет возможность задержать кадр столько времени, сколько необходимо для полного понимания воспитанниками учебного материала. Кроме того, здесь легко возвращаться к предшествующим кадрам в целях сравнения рассматриваемых объектов, анализа и уточнения.

Показ кинофильмов наиболее целесообразно после изучения темы. Тогда демонстрация кинофильма или кинофрагмента способствует закреплению, повторению учебного материала, расширению и углубляет полученные знания. Любой учебный фильм требует обсуждения – без него он теряет свою значимость.

Демонстрация учебных фильмов дает большой эффект, если ее проводят после рассматривания рисунков, картин, проведения игровых моментов. В процессе беседы по картине или в ходе дидактической игры учитель знакомит воспитанников с новыми словами, терминами, которые встретятся в дикторском тексте.

Большое значение имеет длительность демонстрации экранных пособий, поскольку дети быстро утомляются, их внимание ослабевает. Поэтому нужно, чтобы показ учебных фильмов занимал на уроке строго ограниченное время – не более 15 минут.

При подготовке к уроку учитель определяет его задачу и составляет план, подбирает соответствующий теме фильм, просматривает его, отбирает нужные кадры диафильма или части кинофильма, подготавливает дополнительные наглядные пособия, составляет текст краткого пересказа и своих пояснений к кадрам фильма.

Урок с применением кинофильмов преследует разные цели. Например, на материале кинофильма обобщаются знания учащихся о пассажирском транспорте ( кинофильмы « О чем рассказал автобус», « На чем люди ездят»); современных способах строительства ( « Кто построил этот дом»).

При проведении киноуроков особенно тщательно нужно подготовить вопросы, которые учитель будет задавать воспитанникам по ходу фильма. Эти вопросы должны быть заранее четко сформулированы, а их количество – строго ограничено.

Тщательно следует готовить и пояснительный текст к фильму. Текст должен быть небольшим по объему, но содержательным и охватывать весь материал, который необходимо усвоить. В составлении текста учителю поможет предварительное прослушивание звукового сопровождения к фильму.

Перед показом фильма учитель знакомит воспитанников с его кратким содержанием, выделяет главное в содержании, разъясняет новые слова и выражения, задает вопросы воспитанникам по теме фильма. После этого ученикам демонстрируют фильм.

После просмотра кинофильма или кинофрагмента полезно опять возвратиться к картинкам, дидактическим упражнениям, игрушкам – к тем пособиям, с помощью которых изучалась тема до демонстрации фильма.

В наглядные методы обучения входит и использование на уроках социально – бытовой ориентировки картин. С их помощью воспитанники изучают и закрепляют программный материал, связанный с их ближайшим окружением. Например, картины или серии картин « Едем в автобусе», « Играем в поезд» знакомят детей с транспортом, а картины « Строим дом», « Кем быть?» - с различными профессиями людей. Эти наглядные пособия представляют собой различные доступные воспитанникам изображения, на которых четко выделены характерные для их тематики признаки ( атрибуты).

Картины требуют особых приемов работы с ними. Мало показать воспитанникам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. Поэтому учителю не следует раскрывать содержание картины – гораздо полезнее, если дети сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: « Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? ( Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?».

Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов учитель направляет внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение их характерных черт. Например, после изучения темы « Профессии» ( 7 класс) ученикам предлагается картина « Строим дом». Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному учителем плану ( написанному на классной доске).

  1. Название картины.

  2. Что изображено на картине?

  3. Что за человек стоит в центре?

  4. Что он держит в руке?

  5. Что еще изображено на картине, справа, слева ?

В результате такой работы изображенные на картине предметы более прочно закрепятся в памяти воспитанников.

Открытки, фотоснимки и другие иллюстрации малого формата демонстрируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то учитель показывает их каждому воспитаннику отдельно. Но меньше времени займет демонстрация с помощью эпидиаскопа. Во время демонстрации на экране учитель проводит с воспитанниками беседу. В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается определенное время на рассматривание, а затем задаются вопросы всему классу и отдельным ученикам.

Иллюстрации используются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок ( транспорт, орудия труда, машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т.п.). Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самыми воспитанниками.

Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс, решает учитель в зависимости от темы, цели и других условий.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ( РАССКАЗ, ОБЪЯСНЕНИЕ, БЕСЕДА).


Рассказ – это живое, образное изложение учителем учебного материала. Как метод обучения его используют на занятиях социально – бытовой ориентировки, когда необходимо, например, охарактеризовать в доступной форме права и обязанности украинских граждан, назначение различных профессий и т.д.

Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов учителя, к рассказу как к методу обучения предъявляют следующие требования:

- объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для воспитанников данного года обучения;

- новый материал должен быть связан с уже имеющимися у детей знаниями, особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений;

- время рассказа должно быть непродолжительным;

- изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоциональным;

- речь учителя должна быть правильной, простой, без непонятных ученикам выражений.

В связи с тем, что многие дети редко проявляют к чему – либо собственный интерес, нельзя забывать о приемах, которые поддерживают его. Их можно заинтересовать необычным началом рассказа, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, который произошел с кем – либо, или вспомнить явление, которое наблюдали все воспитанники).

Рассказ ( беседа, объяснение) учителя всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний.

Объяснение – это особый метод изложения учителем учебного материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми понятиями и словами («заработная плата», «больничный лист»), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясняют, как поступить в тех или иных случаях, какие совершить действия.

Основные требования к объяснению как к методу обучения те же, что и к рассказу: непродолжительность, доступность и ясность изложения, краткость. Многословные, длительные объяснения неприемлемы для детей с отклонениями в развитии и не достигают цели.

Беседа – это совместное обсуждение учебного материала учителем и учениками. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный учебный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления воспитанниками нового материла.

В беседу с учениками помимо вопросов кто? что? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы зачем? почему?, что способствует образованию элементарных причинно – следственных связей. Вопросительные предложения с этими словами предлагаются даже в случае правильного ответа.

Успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременного исправления неверных ответов. Во время беседы следует поправлять неправильные выражения воспитанников, помогать в построении предложений, в подборе определений. Требования, предъявляемые к беседе, те же, что и к рассказу учителя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ПРОГРАММЫ.

МОЙ ГОРОД.

В программу по социально – бытовой ориентировке входит круг конкретных вопросов, перечень обязательных экскурсий и практических работ по данному разделу. Однако выбор объектов для изучения определяет учитель в зависимости от местонахождения специального учреждения, территориального расположения памятных мест города, культурных учреждений, предприятий бытового обслуживания, торговли и т.п.

Изучение раздела « Мой город» должно быть построено на использовании опыта воспитанников, на их знаниях, полученных в начальные годы обучения в ходе занятий по развитию речи, предметных уроков и экскурсий. По данному разделу целесообразно использовать альбомы с вырезками из газет и журналов, рисунки и другие материалы о родном крае.

Учитывая местные условия, учитель выбирает, когда и куда следует провести ту или иную экскурсию.

Изучение этого раздела начинается с беседы, в ходе которой учитель выясняет знания воспитанников об объектах их ближайшего окружения. Дети вспоминают о тех местах, где они уже были. С помощью наглядных средств ( диапозитивов, фотографий с видами города, улицы) учитель помогает воспитанникам рассказывать, чем славится город: памятными местами, красивыми парками и т.д. Дети рассказывают о видах транспорта, которыми они пользуются.

Затем проводятся экскурсии по улице, обращается внимание на ее проезжую часть, пешеходные дорожки, тротуар. Внимание детей привлекают к благоустройству улицы: посажены деревья, кустарники, имеются урны для мусора ( на улицах сорить нельзя). Учитель обращает внимание на то, как пешеходы переходят улицу, кто или что регулирует движение, где находится ближайшая от школы (детского дома) остановка общественного транспорта. Воспитанники наблюдают за машинами, проезжающими по улице, определяют, к какому виду транспорта они относятся ( грузовой, пассажирский).

Детям показывают дома ( новые и старые, высокие и низкие), объясняют назначение различных зданий – жилые, административные и т.п. Учеников знакомят с фабриками, заводами, им рассказывают, кто на них работает. Сравнивается внешний вид фабрики и жилого дома. Детей знакомят с памятными местами, с монументами защитников Родины.

Во время экскурсий воспитанники:

- определяют по внешним признакам назначение здания (жилой дом, школа, больница, завод);

- сравнивают здания по высоте и красоте;

- читают вывески «Магазин» , « Аптека», «Булочная», «Почта» и т.п. ;

- находят ближайшую остановку общественного транспорта, «островки безопасности», где пешеход спокойно может переждать поток машин;

- ищут переходы через улицу по линиям разметки на проезжей части и дорожным знакам;

- называют сигналы светофора.

На экскурсии на улице проводится игра» Запомни ориентиры». Воспитанникам говорят, что они должны, например, знать путь от школы до станции метро. « Для этого, - говорит учитель,- мы пройдем этот путь и будем замечать те объекты (места), которые обращают на себя внимание и легко запоминаются».

Затем выбирается маршрут и дается задание: во время пути запомнить 2 – 4 объекта. Учитель еще раз повторяет, что для запоминания могут быть выбраны жилые дома, различные магазины, проезжая часть, переход и пр. В конце маршрута каждый участник игры называет встретившиеся объекты в том порядке, в каком они размещены на местности. Победителем считается тот, кто больше их запомнил и с помощью учителя правильно назвал.

После экскурсии проводится обобщающая беседа. Демонстрируются учебные фильмы.

В ходе экскурсий учащиеся знакомятся с объектами ближайшего окружения в общих чертах. Более подробные и полные сведения они получают при изучении конкретных тем, в процессе которых организуются тематические экскурсии и соответствующая практическая деятельность в классе.

ТРАНСПОРТ

Работа над этим разделом начинается с 4 класса. Перед учителем ставятся следующие задачи:

- научить детей различать транспорт по способу передвижения (наземный, водный, воздушный), по назначению ( грузовой, пассажирский, специальный);

- сравнивать и называть транспортные средства каждого вида, сравнивать по конструкции виды наземного транспорта (грузовой и пассажирский);

- научить воспитанников пользоваться общественным транспортом.

Существенным моментом при изучении данного раздела является постепенное и последовательное усложнение заданий с учетом возрастных особенностей детей. Например, 4 классе воспитанников учат различать и называть наземные транспортные средства, понимать назначение грузового и пассажирского транспорта, знакомят с основными частями машин. В старших классах детей учат различать и группировать машины по способу передвижения, по назначению, подводят к пониманию зависимости строения машины от характера груза и способа передвижения. Особое внимание обращают на специальный транспорт, его назначение. Знакомство с тем или иным видом транспорта начинается с проведения экскурсии, которая предваряется беседой. Воспитанники узнают, что машины могут передвигаться по земле, воздуху и воде. На одних возят грузы, на других ездят люди. Каждая машина имеет свое название, а все они могут быть определены одним словом «транспорт». Вывешивается табличка « Транспорт», проводится соответствующая словарная работа.

Затем учитель кратко останавливается на том виде транспорта, с которым дети должны познакомиться во время данной экскурсии. Обычно вначале изучают транспорт по способу передвижения. Во время беседы используют игрушечные машинки, картинки, фильмы.

Экскурсия по ознакомлению с определенными видами транспорта проводится по следующему плану:

  • вид транспорта по способу передвижения;

  • название транспорта;

  • основные его части.

В ходе экскурсии учащимся объясняют, почему ту или иную машину называют, например, «наземный транспорт» («водный транспорт»), отмечают особенности внешнего вида, отличительные детали оборудования (дуги у троллейбуса и трамвая, их назначение). О частях машины сообщают самые элементарные сведения: мотор, колесо, кузов, кабина. Одновременно с изучением строения транспортного средства детей знакомят с его использованием в народном хозяйстве. Особое внимание обращают на то, что разными видами транспорта управляют шофер, водитель, машинист, летчик, моряк.

Знания, полученные на экскурсии, закрепляются на уроке с помощью различных наглядно – практических методов. Целесообразно, в частности, использовать магнитные панно с изображением трех средств передвижения и моделей машин. Детям предлагается поместить на панно изучаемый вид транспорта с учетом способа передвижения. Или ученика просят назвать транспорт, который передвигается по воде (по воздуху, по земле), затем поместить названную машину на панно и тем самым проверить правильность ответа.

В ходе уроков используются также индивидуальные наборы картинок ( или игрушечные машинки), изображающие различные транспортные средства. С помощью раздаточного материала организуется разнообразная практическая деятельность воспитанников, поиск нужных картинок, их группировка. В ходе этих упражнений учитель использует следующие вопросы и задания: « Почему к картинке « Автобус» нужно подобрать изображения трамвая или троллейбуса?», «Докажи, что самолет, вертолет правильно отнесены к воздушному транспорту» и т.п. Работа с раздаточным материалом позволяет не только повысить активность детей, но и развить их внимание и память.

Классификация машин по способу передвижения осваивается воспитанниками постепенно, в результате многократных повторений. Дети упражняются в классификации, используя карточки с изображением изучаемого транспорта. Так как эти упражнения, как правило, выполняются индивидуально, необходимо иметь большое количество раздаточного материала.

Упражнения по классификации могут быть следующими:

- выбор из предложенного набора все виды воздушного (или другого) транспорта;

- выбрать из набора два вида транспортных средств( указывают, какие именно);

- распределить все машины по группам ( вместе с набором картинок детям дают карточки с названиями видов транспорта для того, чтобы они положили их под соответствующей группой).

После того, как ученики усвоили виды транспорта по способу передвижения, приступают к дифференциации машин внутри групп. В ходе экскурсий учитель знакомит детей с разным назначением транспорта: на одних машинах возят грузы ( грузовой транспорт), на других – ездят люди ( пассажирский транспорт). Привлекает внимание к особенностям их конструкции.

Затем на уроке демонстрируют игрушечные машины, изображающие грузовой и пассажирский наземный транспорт, обращают внимание на их внешний вид, особенности конструкции. С помощью раздаточного материала учитель организует разнообразные практические задания, например:

- выбрать из набора картинок те, на которых изображены машины для перевозке грузов;

- найти на картинках и назвать машины, предназначенные для перевозки людей;

- выбрать из набора картинки только с тем видом транспорта, на котором ученик добирался до школы, назвать его;

- разложить все картинки с машинами по группам, к каждой подобрать соответствующую карточку с названием.

Отдельное занятие следует посвятить изучению специального легкового и грузового транспорта: «Скорая помощь», « Милиция», « Такси», «Хлеб», «Продукты», «Молоко», «Техпомощь», «Снегоуборочная», « Пожарная». Воспитанники должны усвоить, что есть машины, которые предназначены для определенных целей и имеют специальное оборудование.

В ходе экскурсии учитель показывает детям специальные машины, объясняет их назначение. Особое внимание обращает на труд людей, работающих на этом транспорте. По результатам наблюдений проводится беседа, в процессе которой задаются следующие вопросы: «Какие специальные машины мы видели?», «Для чего они нужны?», « Кто на них работает?».

Полученные на экскурсии знания закрепляются на уроке. С этой целью учитель вывешивает на доске картины, изображающие определенные ситуации, например: «Больной ребенок», «Горящий дом», « Строящееся задание», « Заснеженная улица» и т.п. Дети должны описать картину и подобрать к ее сюжету виды необходимого специального транспорта. Возможен и обратный вариант, когда демонстрируют ту или иную спецмашину, а воспитанники должны найти соответствующую иллюстрацию и объяснить свой выбор.

Отдельное занятие следует посвятить повторению конструкции транспортных средств. Учитель на фланелеграфе составляет из готовых форм аппликацию какой – либо машины, например грузовика, и предлагает учащимся назвать и объяснить назначение каждой части машины. Затем, поочередно убирая отдельные детали аппликации, учитель задает вопросы: « Чего не хватает у этой машины?», « Такая машина может ехать?», «Почему?», « Кто починит ее?» - и предлагает выполнить задание: восстановить недостающую деталь. Особое внимание учитель обращает на назначение кузова. С этой целью он дополняет аппликацию: в кузов « помещает» груз ( изображение песка, карпича, мебели и др.).

В заключение делается обобщение: у каждой машины есть колеса, кабина, мотор – без этих частей машина не поедет.

Затем дети на своих рабочих местах по инструкции учителя составляют из разрезных картинок образцы различных машин, называют и показывают их составные части. Когда воспитанник демонстрирует транспортное средство, учитель спрашивает, кто им управляет, и при правильном ответе показывает картинку, изображающую представителя данной профессии ( шофер, машинист).

Заключительный урок по данному разделу программы следует посвятить закреплению знаний о различных видах общественного транспорта. Ученики должны уметь различать транспорт по способу передвижения и назначению, называть 2 – 3 транспортных средства каждого вида. Для этого к доске прикрепляется магнитное панно, изображающее воздушное пространство


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!