СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по самообразованию "Работа с текстами как средство развития орфографической зоркости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по самообразованию Работа с текстами как средство развития орфографической зоркости.

Просмотр содержимого документа
«доклад Самообразование»

Работа с текстами как средство развития орфографической зоркости.


Учителя, родителей, учащихся всегда вол­новал вопрос: почему в письменных рабо­тах много ошибок? Почему детей так пуга­ют слова «диктант», «изложение», «сочине­ние», «творческая самостоятельная рабо­та»? Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах при письме орфограмм не видят, те­ряются при определении места орфограм­мы, не могут подобрать проверочное слово. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает доста­точным навыком грамотного письма. На мой взгляд, беда в том, что падает престиж русского языка в мире; мы утрачиваем культуру языка, его богатство; мало борем­ся за его чистоту; уменьшается интерес к классической литературе, к тем професси­ям, которые призваны оберегать культуру. Детям трудно дается изучение русского языка, следствием этого является то, что предмет «русский язык» попадает в разряд нелюбимых и кажется недоступным. Мно­гие современные дети не любят читать, а плохое чтение — прямая дорога к безгра­мотному письму.

Наших детей нельзя оторвать от телеви­зора, компьютера. Это хорошо, что они раз­виваются, расширяют свой кругозор, но книгу заменить нельзя ничем. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вдумываясь, не запоминают читаемые слова. Вни­мание и зрительная память при таком чте­нии не работают.

Грамотность — орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопони­мания в процессе общения. В начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русско­му языку является формирование орфогра­фической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая гра­мотность выступает составной частью об­щей языковой культуры, обеспечивает точ­ность выражения мыслей и взаимопонима­ния в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость — значит нау­чить ребенка думать над языком, а не зау­чивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не пере­писывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфо­граммы, развивать способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирую­щим надобность в правилах и умении гра­мотно писать.

Думать и получать положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, который абсолютно обязателен именно в начальных классах, вот основная задача, иначе вся дальнейшая работа учителей- словесников и предметников пропадет даром. Для учителя - прежде всего важно научить, а для того, кто пишет, — научиться ставить перед собой орфографические задачи и за­тем постепенно учиться их решать. В про­цессе работы я пришла к выводу, что толь­ко на литературных текстах можно развить орфографическую зоркость учащихся и до­биться хороших результатов.

Каждый урок русского языка целесообразно начинать с орфографической разминки, для ко­торой подбираются стихи, отрывки из расска­зов, сказок. Учащиеся выразительно чита­ют, анализируют, высказывают свои мне­ния по содержанию, а затем работают над орфограммами.

Например, в III классе тема урока «Парные согласные в середине слова» Берём стихотворение Н. Рыленкова «После дождя».

1 слайд

Кусты в серебряных сережках

Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

А дождь свернул за речку круто

В луга и там исчез из глаз,

И грянул птичий хор, как будто

Он поджидал лишь только нас!

2 слайд

Задания:

  1. Найдите и назовите изученные орфо­граммы.

  2. Докажите правильность написания.

  3. Сгруппируйте слова по орфограммам.

  4. Докажите правильность группировки слов:

дождь

глаз

в серёжках

на ножках

исчез

5. По какому принципу можно данные слова распределить на две группы, на три группы?

6. Какой вывод вы можете сделать?


Третьеклассники самостоятельно обозна­чают тему, задачи урока и выводят правило.


Работая с отрывками из «Сказки о ры­баке и рыбке» А.С. Пушкина детям предлагаются следующие задания:

3 слайд

1. Найдите из текста слова на заданную орфограмму, назовите ее, проверьте.

2. Продолжите ряд слов из текста сказ­ки: старик, ловил, с травою морскою,...

жили, чудо, не печалься,...

рыбка, сапожки,...

Докажите свой выбор.


После выразительного чтения отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Оне­гин» «Опрятней модного паркета...» можно предложить детям узнать орфограмму в напи­санных на доске словах и продолжить ря­ды слов примерами из стихотворения.

4 слайд

Например:

поход, сугроб,... (народ, лед, снег, брег)

сердце, солнце,... (радостный)

свечка, точка,... (речка, звучно)

бежит, скрипит,... (тяжелый, скользит)

вьюга, друзья,... (вьется)


А какой благодатный материал для раз­вития орфографической зоркости нам дают русские народные сказки! Для развития на­выков грамотного письма можно использовать эле­менты игры, соревнования, учить детей про­водить исследовательскую работу.

К русской народной сказке «Мужик и медведь» даём такие задания:

5 слайд

  1. Кто больше назовет орфограмм, кото­рые он нашел в сказке?

  2. Посмотрите на доску и скажите, на ка­кую орфограмму не приведены примеры?

1группа — называет слова из сказки.

II группа— обозначает орфограмму.

III группа — доказывает написание данной орфограммы.

  1. Найдите в сказке слова с двумя, тремя орфограммами.


После чтения сказки-загадки «Старик-годовик» В.И. Даля можно предложить своим ученикам подчеркнуть в тексте те слова, в которых нет никаких орфограмм.

С первых дней обучения родному языку необходимо приучать школьников читать тексты с обязательным комментированием изучен­ных орфограмм.

Комментированные упражнения орга­нически объединяют повторение и закреп­ление учебного материала с систематиче­ской работой над ошибками. Предупрежде­ние ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успевае­мости учащихся.

Комментируемое письмо — это откры­тый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллек­тивной работы класса.

Оно заключается в следующем:

6 слайд

  • учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

  • один из учеников (вначале это луч­ший по успеваемости, а за ним тянутся ос­тальные), не вставая с места и работая вмес­те с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое преду­преждение); никто не пишет;

  • затем он же комментирует (объясня­ет правописание) слово (второе преду­преждение);

  • ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;

  • если ученик-комментатор затрудня­ется объяснить правописание слова и за­молкает, его сразу заменяет другой ученик;

  • молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово


Выполненная таким образом работа не требует вторичной проверки в классе. В ней не должно быть ошибок.

Комментированные упражнения, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивают обратную связь: дают учите­лю возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отста­вание, обеспечить продвижение в овладе­нии знаниями и практическими навыками.

Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, пов­торить и закрепить учебный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует пере­ходу материала из кратковременной памя­ти в долговременную. Оно обеспечивает бо­лее устойчивое внимание учащихся, выра­батывает правилосообразные ассоциации, на уроке создается творческое сотрудничес­тво, что является основой для овладения знаниями и развития детей. Комментируя ключевыми словами, младшие школьники учатся строить мыслительную речь, усваи­вать смысл и формулировку правил, удер­живать ход основной мысли. Реализуется и основной метод при обучении языку — предупреждение ошибок.


Орфограмма как объект изучения

в начальной школе.


Проблема формирования у школьников умения обнаруживать и квалифицировать орфограммы, или так называемой орфогра­фической зоркости, является наиболее об­суждаемой и в теории, и в практике обуче­ния орфографии. Важность формирования этого умения ни у кого не вызывает сомне­ний. Изна­чальным умением, обеспечивающим отно­шение к письму, мотивирующим обраще­ние к правилу (теории), к словарю, явля­ется умение замечать при письме орфог­раммы. По­ка ученик не обнаружил орфограмму, пот­ребности в применении орфографического правила он не испытывает.

Однако в школе сложилась традиция обучения орфографии, которую можно охарактеризовать как правилоцентризм: в центре внимания авторов большинства учебников и программ, учителей и соотве­тственно учащихся находятся не орфог­раммы, а орфографические правила. Но орфографические правила — это след­ствия существования таких явлений, как орфограммы. Представляется, что позна­ние следствий каких-либо явлений без поз­нания самих явлений не может быть полно­ценным. Поэтому все попытки формиро­вать орфографическую зоркость не будут приводить к желаемым результатам до тех пор, пока содержательной доминантой процесса обучения орфографии в школе не ста­нет именно орфограмма.

При формулировании названий орфо­грамм соблюдаются следующие взаимосвя­занные требования.

7 слайд

  1. Поскольку орфограмма — это написа­ние, а не звук, то роль ключевого элемента в названии должен выполнять именно гра­фический знак (буква, дефис, пробел).

  2. Название не должно провоцировать смешение звука и буквы учащимися.

  3. Название должно (по возможности) отражать проблему выбора написания при­менительно к орфограмме данного вида.


Прокомментируем первое и второе тре­бования. При несоблюдении первого требо­вания возникают такие названия орфо­грамм, как «Безударные гласные в корне слова», «Парные звонкие и глухие соглас­ные в корне слова» и т.п. Указание в назва­нии орфограммы не на графический знак, а на фонетические признаки орфограмм (звуки) в одних случаях приводит к оши­бочному выводу о том, что орфограммой является звук (например, безударный глас­ный, парный по звонкости — глухости сог­ласный и т.п.), а в других случаях становит­ся причиной неоправданного переноса признаков звуков на буквы и появления лингвистически некорректных и поэтому недопустимых названий орфограмм, нап­ример, «Безударная гласная в корне слова», «Непроизносимая согласная в корне сло­ва». Для предупреждения таких негатив­ных явлений, как ложные обобщения, сме­шение звуков и букв учащимися и учителя­ми, произведена унификация названий ор­фограмм. С этой целью во все названия орфограмм, приведенные в таблице, включе­но указание на написание либо варианты написаний.

8 слайд

орфограммы

Название орфограммы

Примеры с графическим обозначением орфограммы

1

Заглавная буква в начале предложения

Завтра мы поедем на экскурсию.

2

Заглавная буква в именах собственных

Нева, Наташа, Москва.

3

Буквы и, у, а после букв, обозначающих шипящие со­гласные

этажи, чаща

4

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных

печка, мощный, мечта

5

Буквы для обозначения безударных гласных в корне сло­ва (проверяемые)

диво — удивительный

стены — стена

6

Буквы для обозначения парных звонких и глухих соглас­ных в корне слова (проверяемые)

клювик – клюв

шкафы - шкаф


7

Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые)

счастье — счастливый

место — местность, вкус — вкусный

8

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова

класс, вокзал, чувство

9

Разделительные ъ и ь

шью, съел

10

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок

поехать по дороге; увидеть у них.

11

Гласные и согласные буквы в приставках

пошёл, подпрыгнул

12

Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие согласные

дочь — ж. р., врач — м. р.

13

Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных

3 скл., в П. п.

стоял на площади

15

Буквы для обозначения безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

на небе (каком?) ясном,

весеннем— прил. в ср. р., в П. п.

16

Не с глаголами

не был — глаг.

17

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. ч.

читаешь — глаг. 2-го л., в ед. ч.

18

Буквы для обозначения безударных гласных в личных окончаниях глаголов

ученик пишет, писать — I спр.;

мальчик видит, видеть — II спр.

(искл.)

19

Буквы для обозначения безударных гласных в окончани­ях глаголов прошедшего времени

ср. р.

Солнце светило.

20

Буквы для обозначения безударных гласных в суффик­сах глаголов прошедшего времени

неопр.ф. пр. вр.

таять — таял

21

Перенос слов

май-ка, ран-ний

ру-чьи, ули-ца


Знание признаков орфограмм необходимо не только учащим­ся, но и учителям, поскольку нередко в об­щении с учениками они называют призна­ки не вполне корректно. Например, предс­тавляется нецелесообразным использо­вать следующие варианты словесного обозначения признаков орфограмм: «опас­ное место», «сомнительная согласная», «звук, который неясно (нечетко) слышит­ся». Подобные характеристики, во-первых, неконкретны и достаточно субъективны, поэтому не способствуют созданию полноценной ориентировочной основы орфографических действий; во-вторых, могут быть источником стресса для учащихся, создавая, ощущение постоянной опасности ошибок. Возможность допустить ошибку, как известно, существует при решении не только орфографических, но и математических, физических, химических и других задач, однако традиция использования выражения «опасное место» закрепилась только по отношению к орфографическим задачам.








Просмотр содержимого презентации
«Презентация самообразование»

Кусты в серебряных сережках  Стоят, глядят по сторонам,  Где русый дождь на тонких ножках  Перебежал дорогу нам.  А дождь свернул за речку круто  В луга и там исчез из глаз,  И грянул птичий хор, как будто  Он поджидал лишь только нас!

Кусты в серебряных сережках Стоят, глядят по сторонам, Где русый дождь на тонких ножках Перебежал дорогу нам. А дождь свернул за речку круто В луга и там исчез из глаз, И грянул птичий хор, как будто Он поджидал лишь только нас!

Задания:  1. Найдите и назовите изученные орфограммы.  2. Докажите правильность написания.  3. Сгруппируйте слова по орфограммам.  4. Докажите правильность группировки слов:  дождь  глаз  в серёжках  на ножках  исчез  5. По какому принципу можно данные слова распределить на две группы, на три группы?  6. Какой вывод вы можете сделать?

Задания: 1. Найдите и назовите изученные орфограммы. 2. Докажите правильность написания. 3. Сгруппируйте слова по орфограммам. 4. Докажите правильность группировки слов: дождь глаз в серёжках на ножках исчез 5. По какому принципу можно данные слова распределить на две группы, на три группы? 6. Какой вывод вы можете сделать?

1. Найдите из текста слова на заданную орфограмму, назовите ее, проверьте.  2. Продолжите ряд слов из текста :  старик, ловил, с травою морскою,...  жили, чудо, не печалься,...  рыбка, сапожки,...  Докажите свой выбор.

1. Найдите из текста слова на заданную орфограмму, назовите ее, проверьте. 2. Продолжите ряд слов из текста : старик, ловил, с травою морскою,... жили, чудо, не печалься,... рыбка, сапожки,... Докажите свой выбор.

Например:  поход, сугроб,... (народ, лед, снег, брег)  сердце, солнце,... (радостный)  свечка, точка,... (речка, звучно)  бежит, скрипит,... (тяжелый, скользит)  вьюга, друзья,... (вьется)

Например: поход, сугроб,... (народ, лед, снег, брег) сердце, солнце,... (радостный) свечка, точка,... (речка, звучно) бежит, скрипит,... (тяжелый, скользит) вьюга, друзья,... (вьется)

Кто больше назовет орфограмм, которые он нашел в сказке?  Посмотрите на доску и скажите, на какую орфограмму не приведены примеры?  I группа — называет слова из сказки.  II группа — обозначает орфограмму.  III группа — доказывает написание данной орфограммы.  Найдите в сказке слова с двумя, тремя орфограммами.

Кто больше назовет орфограмм, которые он нашел в сказке? Посмотрите на доску и скажите, на какую орфограмму не приведены примеры? I группа — называет слова из сказки. II группа — обозначает орфограмму. III группа — доказывает написание данной орфограммы. Найдите в сказке слова с двумя, тремя орфограммами.

- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;  - один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет;  - затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);  - ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;  - если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;  - молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово

- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически; - один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет; - затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение); - ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики; - если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик; - молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово

1. Поскольку орфограмма — это написание, а не звук, то роль ключевого элемента в названии должен выполнять именно графический знак (буква, дефис, пробел).  2. Название не должно провоцировать смешение звука и буквы учащимися.  3. Название должно (по возможности) отражать проблему выбора написания применительно к орфограмме данного вида.

1. Поскольку орфограмма — это написание, а не звук, то роль ключевого элемента в названии должен выполнять именно графический знак (буква, дефис, пробел). 2. Название не должно провоцировать смешение звука и буквы учащимися. 3. Название должно (по возможности) отражать проблему выбора написания применительно к орфограмме данного вида.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!