СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка». Особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Изобильненского городского округа Ставропольского края













Выступление на районном методическом объединении учителей

музыки и ИЗО



по теме «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ»


















Учитель музыки

высшей квалификационной категории

Трусова Светлана Владимировна

МБОУ «СОШ №1» ИГОСК















г. Изобильный, 2023

Музыкальное творчество детей –

    самый действенный способ их развития.

(Б.В.Асафьев)



Последние несколько десятилетий проблема функциональной грамотности современных учащихся образовательных организаций, студентов средних и высших учебных заведений (колледжей, педагогических университетов) является предметом научных исследований. Слово «грамотность» произошло от греческого слова «grammata», что означало «чтение и письмо». Буквально оно означает определённую степень владения навыками устной и письменной речи. Так, «Психологический словарь» дает следующее определение этого понятия. Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей; решения различных жизненных проблем. Необходимость введения понятия функциональная грамотность диктуется, прежде всего, требованиями научно-технического и, отчасти, социального прогресса. В «Новом словаре методических терминов и понятий» предлагается следующее определение этого понятия: «Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?

Впервые это понятие «функциональная грамотность» было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности — важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно - логическое;

- развить речь, аналитико - синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;

- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- предоставляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», целесообразно описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:

  • восприятие музыки и размышления о ней;

  • певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);

  • активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);

  • освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты; работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ);

  • при поиске информации в Интернете, словарях, справочниках на порталах «Культура. РФ», «Культура школьников. РФ», «Московская электронная школа» (МЭШ), «Российская электронная школа» (РЭШ), «Фольклор. ру» и др.;

  • в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

  • в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

  • при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования; при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

  • в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

  • при музыкальном самообразовании школьников.

Одной из составляющих функциональной грамотности является креативное мышление

Креативность (от лат. creatio — творчество) — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Прослеживается в различных видах деятельности, её продуктах, а также в отдельных сторонах качества личности. «Креативность» и «Творчество» — схожие, но не одинаковые понятия. Творчество — это процесс создания предметов искусства человеком. Креативность же является особым обязательным условием для занятия творчеством. В результате чего, творческая личность всегда обладает креативностью, это неотъемлемая её часть. Основное различие заключается в определениях, креативность — это комбинация известной информации, необходимой для создания новой. Творческие способности — это умение мыслить креативно. Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов: индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя, его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов, типа высшей нервной деятельности, от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе и др.

Музыкальное произведение составляет смысловое ядро каждого урока музыки. Содержание урока музыки как урока искусства зависит от того, насколько точно подобраны учителем сочинения разных стилей, эпох, композиторов, народного музыкального искусства. От их образности, эмоциональности, воспитательной направленности, педагогической целесообразности зависит и выбор методов обучения. Можно выделить следующую «цепочку» в освоении главных закономерностей музыки:

ИНТОНАЦИЯ → МЕЛОДИЯ → ОБРАЗ → ЖАНР → СТИЛЬ → ЯЗЫК.

Для обеспечения успешности развития функциональной грамотности в процессе восприятия музыки на уроках музыки необходимо создавать позитивную установку. Установка может складываться из организационных и методических моментов. К организационным, в первую очередь, следует отнести установку: слушать музыку в тишине, в атмосфере концертного зала. Среди методических моментов можно выделить слово учителя, настраивающего на внимательное эмоциональное и осмысленное восприятие музыкального сочинения (или его фрагмента), вопросы учителя перед прослушиванием музыки, привлечение ассоциативного ряда – стихов, прозы («крылатых фраз», цитат о музыке и музыкантах), зрительных образов (живопись, скульптура, графика, архитектура, рисунки художников-оформителей учебников и др.).

Все это должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, «видеть» ее. Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.

Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слушании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержания музыкального произведения. Учитель предлагает учащимся задания на развитие воображения, предлагает сочинить мелодию к стихам, придумать ритм, озвучить произведение игрой на инструментах, написать сиквейн на определенную тему. Дети представляют и рисуют картины, придумывают истории и сказки, разыгрывают песни, перевоплощаясь в героев, выражают идею произведения в рисунке или с помощью символов, составляют ассоциативный ряд, импровизируют и т.д.

Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.

Я применяю в своей работе разнообразные творческие задания :

1. «Поле чудес»- викторина по заданной теме (жанре, биографии композитора, истории появления музыкального произведения, инструмента и др.), «10 фактов из жизни и творчества композитора», «Загадки о музыке», «Стихи о музыке», «Сказки о музыке», «История одной песни», «Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни», «Музыкальные ребусы» и др. Эти задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данные задания, ребята стараются найти наиболее яркие и интересный материал. После этого на уроке общими усилиями мы создаем творческий проект в виде презентации, мини книжки, плаката, газеты и др. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка. Проектная и исследовательская деятельность рассматривается в научных исследованиях как проблема, направленная на развитие интереса школьников. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому, эстетическому развитию ребенка, интересы выступают приоритетной педагогической категорией. В учебно-воспитательном процессе фигурирует особый вид интереса – познавательный.

2. Задания на логику и мышление:

- закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю)…»; «Если бы я был писателем, поэтом…то написал бы к этой музыке…», «Если б я был художником, то нарисовал бы к этому музыкальному сочинению» и т.п.

- подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению;

- придумайте название к пьесе;

- выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке;

- объясните высказывание о музыке или композиторе;

- представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем

- послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор?

- нарисуй несуществующий инструмент; нарисуй инструмент, объединяющий в себе три инструмента.

3. «Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).

4. Найдите в интернете современные обработки классических произведений, народные песни, песни акапелла, песни разных жанров (рок,бардовская песня, эстрадная) и оформите диск.

5. Сделать слайд-шоу на любимые песни или видеоролик с собственным исполнением песни или игрой на инструменте.

Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я применяю в своей работе.

Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества. Термин «музицирование» в музыкально-педагогической литературе трактуется достаточно широко. Под музицированием на уроках музыки ученые и практики (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. А. Баренбойм, Н. Ф. Вишнякова, Н. Л. Гродзенская, И. М. Красильников, Е. Д. Критская, А. И. Конч, Т. А. Рокитянская, Э. Я. Смелова, Т. Э. Тютюн¬никова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр и др.) понимают разнообразные виды музыкально-практической деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, инструментальное музицирование. Развитие функциональной грамотности происходит в процессе разных видов музицирования: инструментального музицирования, пластического интонирования, организации игр с движениями, драматизаций и инсценировок народных образцов, фрагментов из опер, балетов, мюзиклов, разного типа импровизаций – речевых, вокальных, инструментальных, пластических, художественных (рисование под музыку).

Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой музыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструментах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей. Ассоциативно-образное мышление, которое развивается на школьных уроках, в том числе и на уроках музыки, направлено на творческое освоение окружающей действительности, воплощенной в образах различных искусств – музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературы, театра, кино, синтетических жанрах (опера, балет, мюзикл, рок-опера).

И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствует творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоциональный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. В условиях использования УМК на уроках музыки хоровое пение выполняет несколько функций. О расширении функций хорового пения в школе еще в 70-е гг. прошлого века писал Д. Б. Кабалевский во вступительной статье к программе по музыке . Назовем эти функции.

Хоровое (ансамблевое, сольное) пение расширяет жизненный и музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение школьников музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки разных жанров и стилей, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям (включая хоровые занятия), дает возможность школьникам участвовать в коллективном хоровом музицировании. «Каждый класс – хор!» – к этому идеалу должен стремиться каждый учитель музыки, считал композитор Д. Б. Кабалевский. Достичь этого можно лишь в том случае, если педагог-музыкант отчетливо представляет себе многообразие задач пения и согласует последовательность формирования функциональной грамотности в процессе развития и становления певческих навыков и умений с возрастными особенностями школьников, уровнем общего и музыкального развития каждого конкретного класса.

Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности школьников, пение – хоровое, ансамблевое, сольное – развивает общеучебные умения и навыки, направленные на развитие функциональной грамотности и необходимые для обучения в школе: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.

Сочетание пения с другими видами детского музицирования – сочинение и исполнение ритмического сопровождения, инсценирование песни группой учащихся, составление композиций, ритмопластика, игра в дирижера, пение под фонограмму и др. укрепляют интерес школьников к певческой деятельности в частности, к музыкально-творческой деятельности в целом.

При пении происходит освоение музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, музыкального языка вокализируемых произведений, соотнесение зрительных образов (графическая или нотная запись) со слуховыми представлениями, что также является частью их функциональной грамотности.

В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и речевых навыков в целом в рамках функциональной грамотности, слухового внимания, положительного эмоционального тонуса учащихся.

Сольное пение перед аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепоститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.

Песню можно разыграть, инсценировать, исполнить по ролям. Дети с интересом разыгрывают музыкальные песни-сказки. Например, в сказке «Приключения кузнечика Кузи», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Бременские музыканты», «По щучьему велению» у них есть возможность не только продемонстрировать свои вокальные данные, но еще и проявить свои актерские способности.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, я применяю разнообразный комплекс педагогических приёмов:

  • предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления индивидуальных творческих способностей;

  • создание на уроке атмосферы творческой активности и личной заинтересованности;

  • различные виды музыкальной деятельности школьников на уроке;

  • музыкально - художественная импровизация учителя;

  • разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их постановки перед детьми;

  • усложнение творческих заданий от занятия к занятию;

  • развитие природной музыкальности каждого ребёнка;

  • создание ситуации успеха.

В процессе работы с УМК «Музыка» использую разного рода компьютерные программы, материалы Российской электронной школы – РЭШ [Электронный ресурс: http://resh.edu.ru] – мультимедийного проекта, который предлагает для учителя и учащихся сценарии уроков, которые расширяют их информационное и проблемное поле, содержит тесты для учащихся для закрепления изученного материал; «Неизвестный Свиридов» http://resh.edu.ru/subject/lesson/3252/main/. Рок-опера «Преступление и наказание» Э. Артемьеваhttp://resh.edu.ru/subject/lesson/3191/main/;«Мюзикл»http://resh.edu.ru/subject/lesson/3187/main/ и мультимедийные проекты «Московская электронная школа» (МЭШ); «Яндекс.Учебник», также объединяет различные подходы в области облачной индустрии для поддержки сообщества педагогов-музыкантов и их воспитанников и др.

2020 – 2021 гг. для всего педагогического сообщества стали периодом экстренного внедрения в практику работы школ, колледжей, ВУЗов дистанционного обучения. В настоящее время издательством «Просвещение» (редакцией изобразительного искусства, музыки, МХК, ОРКСЭ Центра художественно-эстетического, физического и технологического образования, а также отделом внедрения и поддержки ЭРИС Центра разработки и поддержки электронных сервисов и авторами – Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской) проводится активная работа по созданию аудиоучебников по предмету «Музыка» для 5 – 8 классов.

Таким образом, проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе освоения информационно-коммуникационных технологий подразумевает активное использование в процессе обучения по учебникам и учебным пособиям «Музыка» издательства «Просвещение», формирование социально значимых умений, навыков, универсальных учебных действий.

Важно помнить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.

Ресурсы:

1.Оценка функциональной грамотности учащихся основной школы. Разработка измерительных материалов. Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, канд. пед..наук.

https://www.ene-du.ru/images/doc/%D0%A4%D0%93/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_26_02_2019.pdf

2.РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (на материале учебников и учебных пособий «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение») Сергеева Галина Петровна, канд. пед. наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, руководитель проектов «Музыка» (1 – 8 кассы), «Искусство»

(8 – 9 классы) https://events.prosv.ru/uploads/2022/09/additions/rgQy1PLU0FoAitqS1fscowx5fOoZ1TtVSqIR0Uoo.pdf

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.

4.Что такое функциональная грамотность, и зачем она нужна? Онлайн-Школа Дом-Знаний https://vc.ru/education/410625-chto-takoe-funkcionalnaya-gramotnost-i-zachem-ona-nuzhna

5.Креативность. Материал из Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

6.Виноградова Н.Ф, Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. Электронный ресурс:

https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf

7.Винокурова И.А. Электронный ресурс:

https://new.kipk.ru/images/docs/materials/4_Винокурова_Ирина_Анатольевна.pdf

8.Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.: ил. (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).

9.Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования.

URL: pisa.prosv.ru

10. Сергеева Г.П. Научные взгляды на развитие ассоциативно-образного мышления школьников в процессе освоения содержания учебников и учебных пособий «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение»/Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 7. С. 205 – 277.

11. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 19.01.2021).


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!