СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Формирование профессионадьной компетенции на уроках учебной практики"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад мастера производственного обучения по теме: "Формирование профессионадьной компетенции на уроках учебной практики"

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Формирование профессионадьной компетенции на уроках учебной практики"»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №46)
















ДОКЛАД

«Формирование профессиональной компетенции на уроках учебной практики»



















Выполнила:

Колтунова Ольга Васильевна

мастер производственного

обучения









Владимир 2022







«В конце концов, от всех приобретенных

знаний в памяти у нас остается только

то, что мы применили на практике»

(Гёте) 



Мастер производственного обучения является организатором практического обучения обучающихся при освоении ими профессии. Главная задача мастера при подготовке и проведении учебной и производственной практики - обеспечить качественную подготовку рабочих и специалистов, обладающими глубокими и прочными профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Одним из основных факторов повышения качества обучения в профессиональном образовательном учреждении является профессиональная компетентность мастера производственного обучения, его профессиональный опыт, педагогические знания, любовь к профессии.

Сложность моей работы как мастера производственного обучения состоит в том, что все обучающиеся находятся в условиях пенитенциарной системы. Научить взрослого человека, который ранее порой и иголки в руках не держал, очень сложно. Задача добиться от такого обучающегося работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках учебной практики, в ходе которой у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.

Уроки учебной практики на современном этапе остаются основной формой организации практического обучения. Одним из важнейших моментов проведения практических занятий является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых умений и навыков и  реализуется через применение разнообразных  приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих.

Для этого, как одну из форм учебной практики, первым занятием провожу экскурсию на производство исправительного учреждения. Цель первой экскурсии – познакомить обучающихся с рабочими местами, с условиями работы, с оборудованием и материалами, чтобы обучающиеся имели общее представление о профессии Швея.

Опыт многолетней  работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной профессии. Большинство осужденных приходят в образовательное учреждение в группу по обучению профессии «Швея» с неосознанным выбором. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении.

Обучающиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с оборудованием швейного производства, материалами, организацией труда в условиях производства. Видят конечный результат труда швеи по производству текстильных изделий. После анализа увиденного у обучающихся возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими профессии.

Известно, что учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

В ходе учебной практики у обучающихся:

- закрепляются теоретические знания;

- формируется понимание необходимости постоянно совершенствовать знания;

- возникает более устойчивый интерес к профессии.

Для формирования профессиональных компетенции необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Считаю, системно-деятельностный подход, как ни какой другой, способствует формированию профессиональных компетенций обучающихся.

Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:

    • наличие у обучающихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

    • выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

    • выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

    • формирование у обучающимися умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

  1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления обучающимися образца, готовых сведений, а с создания мастером производственного обучения такой учебной ситуации, которая вызвала бы у обучающихся потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. В этом скрыто первое условие системно-деятельностного подхода к обучению: создание и постоянное поддержание у обучающихся познавательного мотива, т.е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ. Любой мастер производственного обучения сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для мастера производственного обучения, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления». (Г.А. Цукерман).

На уроках учебой практики я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:

    • подведение обучающихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

    • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

    • предложение группе рассмотреть задачу с различных позиций;

    • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

    • определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);

    • постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

  1. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

Большое значение имеет организация работы обучающихся для приобретения новых знаний на уроках учебной практики. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать.

При организации выполнения действий для приобретения недостающих знаний чаще всего использую коллективную деятельность (работа в парах, мини-группах). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет обучающимся используемая на учебной практике мастером производственного обучения групповая работа.

В.В.Давыдов показал, что коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т.е. выработать в себе качество саморефлексивности.

3 Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

Третье условие системно-деятельностного подхода к обучению связано с выполнением обучающимися осознанных учебных действий с новым материалом. Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними».



4 Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

В формировании профессиональных компетенций очень важным является формировании самооценки и умение обучающимися рефлексировать свои собственные знания и умения или незнания и неумения. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия.

В процессе реализации системно-деятельностного метода обучения для формирования у обучающихся самооценки на протяжении всего урока учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание обучающимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой одногрупника.









Используемая литература:

  1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения[Текст]:уч.пособие/В.А.Скакун.-М.:ФОРУМ-ИНФРА-М,2007.

  2. Шуберт Ю.Ф., Андреещева Н.Н. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование.–М.,2009.

  3. Якупова А.Р., Чернявская В.И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица».–М.,2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!