ГБОУ Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов
ДОКЛАД
по теме
«Использование дидактических игр как средства активизации познавательного интереса обучающихся среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках русского языка»
учителя высшей категории
Астафьевой Натальи Николаевны
Стерлитамак
2018 г.
Дети и подростки с задержкой психического развития (далее ЗПР) требуют особого подхода, многие нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих обучающихся разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического общения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.
Так что же поможет повысить качество знаний обучающихся с ЗПР, их грамотность?
Для того чтобы детям с ЗПР хотелось получать знания по русскому языку, чтобы обучающимся средних классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету. Значительное большинство учителей правильно считают, что и для обучающегося среднего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения (дидактические игры).
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку.
Дидактическая игра должна занимать определенное место в обучении детей с ЗПР русскому языку, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.
Поэтому игровые технологии должны преследовать следующие цели:
дидактические: расширение кругозора, развитие учебных умений и навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям
общества.
В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:
игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
игры-задачи («Найди…»)
игры-предположения («Что произойдет если…»)
сюжетно-ролевые игры (отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, рекомендовано проводить игровые физминутки. Они необходимы для снятия общего и локального утомления («Буратино», «Лягушки», «Котенок») - пальчиковая гимнастика («Аплодисменты», «Бабочка», «Мы делили апельсин») - гимнастика для глаз («Мудрый филин», «Веселые рожицы», «Далеко – близко»). Физминутки должны быть тесно связаны с темой урока и являться переходным мостиком к следующей части урока.
Различные дидактические игры помогают развивать познавательный интерес при обучении русскому языку, особенно грамоте.
В процессе игры у обучающихся с ЗПР значительно повышается познавательный интерес к обучению грамоте. Помимо этого, каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным,
активизируется учебно-познавательная деятельность школьников, а также развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Таким образом, дидактическая игра на уроках русского языка является средством активизации познавательного интереса, способствует пополнению и расширению знаний, вызывает положительные эмоции, позитивный настрой, способствует самоутверждению обучающегося с ЗПР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аркадьев, П. Игровые задачи на уроках русского языка: 3-9 классы/ П.Аркадьев,
А. Кадыкова др. М.: Чистые пруды, 2005.
Букатов, В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения школьников/ В.М. Букатов, А.П. Ершова. - СПб.: Школьная лига, 2013.
Колесова, Д.В. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка: Учебное пособие/ Д.В. Колесова, А.А. Харитонов. – СПб.: Златоуст, 2011.
Куликовская, Л.К. Дидактические игры на уроках русского языка: Пособие для творческих учителей. – Алмата, 2006.
Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Петрановская, Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК Наука/ Интерпериодика, 2000.
URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200004802
Припадчева, Е. А. Дидактические игры на занятиях по развитию речи [Электронный ресурс]: Сообщество учителей-предметников «Учительский портал». – Гулькевич: 2012. – URL: http://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-1265
Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]: URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048